Капитальное восстановление тоннелей




Капитальное восстановление тоннеля предусматривает полное устранение разрушений с устройством постоянной обделки по действующему габариту и обеспечение нормальных условий эксплуатации сооружении. Оно может быть осуществлено после временного или краткосрочного восстановления без перерыва движения, либо вслед зa временным и краткосрочным восстановлением при отсутствии движения. Капитальное восстановление возможно и непосредственно после разрушения тоннеля без промежуточных этапов работ.

Целесообразно одновременно с капитальным восстановлен нем улучшить конструктивные и эксплуатационные обустройства тоннеля (усилить обделку, увеличить размеры поперечного сечения, устроит), гидроизоляцию, сооружать дополнительные ниши, камеры и др.).
При капитальном восстановлении применяют, в основном, бетонные или железобетонные обделки (монолитные или сборные). Работы выполняют с максимально возможным использованием средств механизации — бетононасосов, передвижной металлической опалубки, высокопроизводительных машин и специального оборудования.

Капитальное восстановление тоннелей после временного восстановления. Работы по капитальному восстановлению тоннелей после временного восстановления производят без перерыва движения. Технические и технологические решения зависят от характера и размеров разрушения, а также от конструктивных особенностей крепи, установленной при временном восстановлении разрушенного участка.

Конструкции обделок при капитальном восстановлении тоннелей имеют особенности, зависящие от характера разрушений. Так, при сооружении обделки на участках завала с отрывом при небольших вывалах очертание обделки может быть выполнено близкой к форме вывала. Иногда уменьшение объемов кладки достигают за счет заполнения пустот между обделкой и фунтом песком (с последующим закреплением путем нагнетания растворов) или тощим бетоном. Предварительно поверхность свода вывала может быть закреплена набрызгбетонам в сочетании с анкерами. При разработке проекта капитального восстановления обделок на участках с глухими завалами в расчетах следует учитывать, что грунты в завале не обеспечивают должного отпора. В таких случаях необходимо возводить армированные обделки, обделки с увеличенными сечениями, применять бетон повышенных классов прочности, замыкать подковообразную обделку обратным сводом.

Капитальное восстановление разрушенных тоннелей на временно восстановленных участках с временной обделкой, закрепляющей завал по профилю полной выработки, выполняется быстрыми темпами. При наличии свободного пространства, предусмотренного временным восстановлением, не требуется дополнительная доработка профиля. В данной ситуации сразу приступают к возведению обделки, используя передвижную или сборно-разборную металлическую опалубку. Значительно сложнее возводить обделку в завалах, которые при временном восстановлении были пройдены с креплением по ограниченному профилю, В этом случае работы ведут в последовательности, изложенной ранее в разделе о расширении профиля при полном переустройстве негабаритной обделки. Временную обделку используют как поддерживающие кружала.

Капитальное восстановление тоннеля без промежуточных этапов работ. Капитальное восстановление тоннеля без промежуточных этапов работ рассматривают как один из основных вариантов восстановительных работ и применяют s сложных инженерно-геологических условиях, когда восстановление с использованием временных конструкции связано с повышенной опасностью повторных обрушений. Его выполняют также в случаях, когда необходимо восстановить тоннель в первоначальном виде в кротчайшие сроки. Способ капитального восстановления тоннеля выбирают в зависимости от характера завала и разрушений.

Восстановительные работы при небольших завалах с отрывом значительно обличаются и сводятся к закреплению свода обрушения, уборки породы и забутовки пустот. В слабых несвязных грунтах или в раздробленных скальных сначала делается предохранительный потолок в виде брусчатою или бревенчатою настила, уложенного на нижнюю несущую конструкцию, которая опирается на поверхность обвала. Эта конструкции состоит из ферм, прогонов, стропильных стоек и кружал. Немедленно вслед за этим укладывают настил защитного потолка на всем протяжении запала. Далее все пространство между потолком и сводом забучивают породой, а потом разбирают завал и бетонируют обделку. В глухих завалах применяют горные способы проходки: способ полностью раскрытого профиля или проходку сплошным забоем.

Способ полностью раскрытого профиля с верхней штольней при восстановлении разрушенного участка тоннеля характерен тем, что после раскрытия капотты дальнейшее расширение профиля производят путем разработки боковых штросс, устанавливая крепь с распором на завал. Затем по всему профилю раскрытого участка длиной 4...6 м устанавливают кружала, лекала с опалубкой и бетонируют обделку. Под прикрытием готовой обделки расчищают завал, устраивают обратный свод и верхнее строение пути. Способ полностью раскрытого профиля связан с чрезвычайно высокими затратами тру да и времени.

Капитальный ремонт тоннелей с проходкой глухих завалов сплошным забоем применяется в широком диапазоне физико-механических характеристик фунтов, заполнивших участок тоннеля. При полном глухом завале (до поверхности) до начала проходческих работ слабые несвязные грунты закрепляют одним из способов, изложенных ранее. На рис. 13.5 показана последовательность работ при капитальном восстановлении тоннеля при полном глухом завале с помощью предварительного закрепления грунтов и устройства защитного экрана из груб. При неполном глухом завале (с образованием купола) полость над ним заполняют бетоном.



Рассмотрим пример капитального восстановлении тоннеля на участке неполного глухою завала (рис. 13.6). Разрушение обделки тоннеля с вывалом значительного объема произошло на участке пересечения тектонического разлома в толще центральной части синклинальной складки. где грунтовый массив имеет интенсивную повышенную трещиноватость с многочисленными плоскостями скольжения. В самом очаге вывала, кроме того, наблюдаются многочисленные натеки по трещинам нефтепродуктов, являющихся дополнительной смазкой, снижающей устойчивость пород.



На первом этапе ликвидации вывала с помощью технологических подмостей 1 были установлены поддерживающие кружала 2, подъемником 5 уложены защитные перекрытия 4 и устроены железобетонные перемычки 3, Затем по бетонолитным трубам 8 за перемычки из автомиксеров 6 бетононасосами 7 подавали бетон. Вначале до уровня сводовой части обделки — бетон класса В12.5, выше этого уровня — бетон клacca В25 9, и, наконец, оставшаяся часть полости заполнялась бетоном класса В7.5.

На втором этапе капитального восстановления тоннеля вели проходку участка вывала горнопроходческим комбайном избирательного действия КП-25 заходками 1 м с транспортом грунта и разработанного бетона В12-5 автосамосвалами MoA3-7405-9586 (рис. 13.7). В качестве временного крепления при проходке участка вывала применяли комбинированную крепь из арматурных арок, омоноличенных набрызгбетоном, и усиленную железобетонными анкерами.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!