Мостом называют искусственное сооружение, полностью перекрывающее поперечное сечение скважины (или обсадной колонны) на участке сравнительно небольшой длины, удаленном, как правило, от забоя. Мосты могут быть резиновые, пластмассовые, металлические, цементные и из других материалов.
Мосты устанавливают для решения следующих задач: а) временного или постоянного разобщения нижезалегающих проницаемых пластов от вышезалегающих (например, при опробовании методом «снизу вверх», при переходе от эксплуатации нижнего истощенного продуктивного горизонта к эксплуатации верхнего горизонта и т.п.); б) устранения опасности излива пластовых жидкостей в атмосферу после ликвидации скважины или при временной консервации ее; в) создания прочной опоры для колонны труб в период пакеровки скважины при опробовании перспективных горизонтов; г) создания прочной опоры при забуривании бокового ствола; д) укрепления неустойчивых, осыпающихся или размываемых потоком промывочной жидкости пород.
Разработано множество способов установки мостов, часть из которых рассматривается в курсе «Промысловая геофизика». Наиболее часто используют цементные мосты, создаваемые путем транспортирования раствора вяжущего по колонне бурильных труб.
Наиболее эффективным является следующий способ создания цементного моста. В скважине немного ниже нижней границы участка, в котором требуется создать мост, устанавливают разбуриваемый пакер или манжетную пробку, исключающие возможность оседания вниз столба тампонажного раствора. До нижней границы этого участка спускают колонну труб и тщательно промывают скважину. Если в пределах участка имеются каверны, в состав колонны включают приспособление с боковыми гидромониторными насадками и сильными струями вымывают из каверн загустевшую промывочную жидкость и шлам. Во время промывки во всех случаях целесообразно вращать и расхаживать колонну труб. При наличии каверн расхаживать следует на такую длину, чтобы струи, вытекающие из гидромониторных насадок, могли поражать всю поверхность кавернозных интервалов.
После промывки в колонну труб последовательно закачивают первую порцию буферной жидкости, порцию тампонажного раствора возможно более жесткой консистенции, вторую порцию буферной жидкости и порцию продавочной жидкости. Тампонажный раствор отделяют от обеих порций буферной жидкости двумя разделительными пробками. По окончании закачки порции продавочной жидкости колонну труб приподнимают с небольшой скоростью несколько выше верхней границы будущего моста и тщательно промывают скважину. Затем трубы поднимают на дневную поверхность, а скважину оставляют в покое для твердения тампонажного раствора.
Вытеснение тампонажного раствора продолжают до момента достижения равенства давлений в кольцевом пространстве и в колонне труб у башмака (балансовый принцип). Чтобы облегчить решение задачи об определении момента прекращения цементировочной операции, плотности обеих порций буферной жидкости делают одинаковыми, так же как и плотности промывочной и продавочной жидкостей. Объем второй порции буферной жидкости рассчитывают так, чтобы высота столба ее в колонне труб была равна высоте столба первой порции в кольцевом пространстве, а объем порции продавочной жидкости так, чтобы в момент окончания закачки ее уровни тампонажного раствора в кольцевом пространстве И В колонне были одинаковыми. Тогда давление в головке на устье колонны в момент выравнивания уровней тампонажного раствора (рис. 87)
где рр.п — перепад давлений, необходимый для перемещения по колонне верхней разделительной пробки.
Так как высоты столбов тампонажного раствора и буферной жидкости невелики, то с достаточной точностью сумму рт+рк можно определить экспериментально по манометру на головке, если измерить давление в ней при прокачивании промывочной жидкости перед началом операции с такой же малой скоростью, как и в конце операции. Величину рр.п следует определять экспериментально также до начала цементировочной операции.
Чтобы уменьшить перемешивание тампонажного раствора с первой порцией буферной жидкости во время приподнимания колонны труб, в последнюю следует медленно подкачивать продавочную жидкость и поддерживать в головке избыточное давление Рц.г = Рр.п+Рт.
Тампонажную смесь для создания моста следует выбирать с учетом температуры и давления в заданном интервале скважины. Раствор должен иметь возможно меньшее относительное водосодержание, короткие сроки загустевания и схватывания, достаточные, однако, для выполнения цементировочной операции; камень должен иметь возможно более высокую прочность, быть практически непроницаемым при тех перепадах давлений, которые могут действовать на мост. Весьма желательно, чтобы твердение шло с расширением камня.
На практике часто допускают отклонения от рассмотренной выше технологии: не устанавливают близ нижней границы будущего моста ограничительные приспособления (пакер, манжетную пробку и т.п.), не применяют не только нижнюю, но и верхнюю разделительные пробки, а иногда и буферные жидкости. Это приводит, во-первых, к резкому увеличению перемешивания тампонажного раствора с буферными, а при отсутствии последних — с промывочной и продавочной жидкостями; во-вторых, к сползанию столба тампонажного раствора вниз относительно границ участка, где требуется создать мост; в-третьих, к необходимости кратного увеличения объема тампонажного раствора по сравнению с геометрическим объемом участка скважины. Нередки случаи, когда из-за таких отклонений и неправильного определения потребных объемов тампонажного раствора и других жидкостей, обусловленного указанными отклонениями, операции по установке мостов оказываются безуспешными.
Объемы тампонажного раствора и других жидкостей, необходимых для выполнения цементировочной операции, рассчитывают по эмпирическим формулам. Одна из методик, содержащих такие формулы, разработана во ВНИИКРнефти. Если внести в нее небольшие коррективы, для определения объемов можно воспользоваться следующими формулами:
где Fс, Fтр, Fк.п — соответственно площади поперечного сечения скважины в интервале установки моста, колонны труб и кольцевого пространства; Vтp — внутренний объем колонны труб; hм — проектная длина моста; с1, с2, с3, с4 — эмпирические коэффициенты, учитывающие, потери тампонажного раствора на стенках труб, при смешивании со смежными жидкостями, а также потери буферной жидкости при движении по колонне труб и кольцевому пространству. Ориентировочные значения этих коэффициентов для случая цементирования без разделительных пробок приведены в табл. 11.
После образования цементного камня достаточной прочности в скважину спускают колонну труб с долотом, уточняют положение верхней границы моста, разбуривают слабую верхнюю часть его и проверяют герметичность моста путем уменьшения давления на него сверху либо с помощью пластоиспытателя, спускаемого на колонне труб, либо посредством аэрации и снижения уровня жидкости. Если мост оказался негерметичным, разрушился или сместился вверх при такой проверке, его разбуривают и операцию повторяют заново.