Техника безопасности при креплении и цементировании

17.11.2020

При креплении и цементировании скважин могут возникнуть опасности, связанные с перемещением тяжестей, свинчиванием труб в колонну, высокими давлениями при вытеснении тампонажного раствора в заколонное пространство, с одновременной работой большого числа машин на сравнительно небольшой площадке возле скважины, с использованием тонкодисперсных тампонажных материалов, химических реагентов, а иногда также радиоактивных изотопов.

Вес обсадных колонн намного больше веса бурильной колонны, применяемой для бурения скважины. Поэтому до начала спуска обсадной колонны необходимо тщательно проверить исправность механического и энергетического оборудования, колонной головки, контрольно-измерительной аппаратуры, изоляции электрокабелей, электропроводки, системы заземления; пригодность оборудования для использования при тех нагрузках, которые могут возникнуть во время спуска, расхаживания и цементирования колонны; правильность центрирования вышки, талевой системы; правильность установки подвесной люльки для помощника бурильщика; соответствие плашек в превенторах диаметру спускаемой обсадной колонны. Руководитель работ и бурильщик, работающий у тормоза лебедки, должны знать величину предельно допустимой нагрузки на талевую систему и вышку и величину предельно допустимого натяжения данной колонны сверх ее веса в жидкости. Все виды оборудования, обвязки, инструмента, которые могут оказаться под напряжением, должны быть надежно изолированы и заземлены.

Спускать обсадные трубы в скважину следует с помощью слайдеров или клиньев; спускать на элеваторах разрешается только в случае крайней необходимости (например, при опасности повреждения труб сухарями клиньев). Сваривать трубы над устьем скважины можно лишь при полном отсутствии газирования промывочной жидкости. Выполнять такие работы могут только сварщики, имеющие разрешение Котлонадзора на производство ответственной сварки.

При спуске колонны необходимо контролировать наличие уровня жидкости у устья скважины, плотность и газосодержание вытесняемой жидкости, а при промежуточных промывках — также соответствие друг другу расходов закачиваемой и выходящей жидкостей. В случае появления признаков газирования промывочной жидкости необходимо закрыть превентор, усилить интенсивность промывки, заменить газированную жидкость свежей утяжеленной в той части скважины, куда уже спущена колонна, и затем максимально ускорить спуск остальной ее части.

До начала цементирования цемент и другие порошкообразные материалы, потребные для операции, должны быть загружены в бункеры смесительных машин. Персонал, который занят на таких погрузочно-разгрузочных работах, необходимо обеспечить противопылевыми респираторами, комбинезонами и специальными очками, защищающими дыхательные пути и глаза от попадания пыли и других вредных веществ. Вращающиеся узлы смесительных машин должны быть закрыты предохранительными кожухами или решетками.

В цементировочной операции обычно участвует много машин. Обвязка этих машин между собой и с устьем скважины должна быть выполнена так, чтобы подход для обслуживающего персонала был свободен. Между руководителем работы и машинистами, занятыми на смесительных машинах, цементировочных агрегатах и у буровых насосов, должна быть установлена надежная система связи. С территории, где расположено цементировочное оборудование, должны быть удалены все материалы и предметы, не используемые при цементировании. Оборудование, расположенное на платформах машин, должно быть закреплено и не должно мешать работе машиниста и слесаря. Все автомашины должны быть расположены кабинами в сторону, противоположную от скважины, а подъездные пути для них — свободны. Выхлопные трубы двигателей должны быть оборудованы искрогасителями.

Насосы, цементировочная и промывочная головки, предохранительные клапаны и линии обвязки насосов должны быть опрессованы давлением, превышающим в 1,5 раза наибольшее ожидаемое при цементировании (или промывке). Диаметр калиброванной шпильки в предохранительном клапане должен соответствовать предельно допустимому давлению при данной цементировочной операции. Предохранительные клапаны должны иметь кожухи и трубопроводы для отвода жидкости в безопасное место.

Если в процессе цементирования из скважины начнет выходить газированная жидкость, необходимо закрыть превентор и, продолжая операцию, создать противодавление в заколонном пространстве с помощью регулируемого штуцера на боковом отводе.

Многие химикалии, используемые, для обработки тампонажных растворов, а также некоторые уплотнительные составы (например, УС-1), используемые для герметизации резьбовых соединений, токсичны. В случае применения их нужно проинструктировать персонал правилам обращения с ними, а также снабдить соответствующей спецодеждой и защитными очками. Правила безопасного пользования такими веществами освещены в курсе «Промывка скважин и промывочные жидкости».

При одновременной работе большого числа двигателей внутреннего сгорания возможно отравление людей выхлопными газами. Поэтому следует принимать меры к уменьшению концентрации этих газов в атмосфере либо снабжать персонал противогазами.

Все цементировочные работы рекомендуется проводить только в светлое время суток. На период работ по креплению и цементированию скважины на территории буровой не разрешается присутствовать лицам, непосредственно не участвующим в операции. Персонал бригады должен быть обучен оказанию первой помощи пострадавшим от травм, ожогов или отравления.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна