Самоходная буровая установка СБУЭ-150-ЗИВ представляет собой комплексный буровой агрегат, предназначенный для бурения геологоразведочных вертикальных и наклонных скважин в мягких и твердых породах. Все оборудование и мачта смонтированы на автомобиле ЗИЛ-157 (рис. 33).
Ферма мачты 5 крепится к кронштейнам ротора 14 и вместе с ротором может поворачиваться на необходимый угол бурения с помощью винтового подъемника 5.
В верхней части кронштейна имеется шарнир, вокруг которого мачта может (поворачиваться в транспортное положение. К передней грани мачты крепится желоб, служащий в качестве направляющих для талевой системы. На высоте около 5 м от земли шарнирно устанавливается дуга 10 (свечеприемник). В верхней части мачты монтируется кронблок. Винтовой подъемник состоит из двух секций. Нижняя секция с редуктором из двух конических шестерен шарнирно крепится к раме установки. Верхняя секция шарнирно крепится к ферме мачты.
В рабочем положении вся установка раскрепляется четырьмя домкратами 16. В транспортном положении верхняя часть мачты опирается на, переднюю опору 3.
В транспортное положение мачта опускается следующим образом.
Из рабочего положения (наклонного) мачта выводится вместе с ротором в вертикальное положение. Ротор 14 и заднюю опору 7 мачты 12 закрепляют в этом положении. Извлекают пальцы, крепящие ноги мачты к задней опоре 12. После этого механизмом подачи инструмента и кареткой опускают мачту в транспортное положение. Поднимается мачта в обратной последовательности.
Мачта имеет ряд недостатков:
1) неудобен подъем мачты с помощью механизма подачи и специальной каретки;
2) имеются случаи разрыва цепей механизма подачи;
3) отмечается недостаточная прочность задней опоры мачты, особенно при наклонном бурении.