Проблемы, возникающие в скважинах


Очистка скважины от песка


Дно скважины может засорять рыхлый песок из несцементированных песчаных коллекторов, поэтому существуют меры по борьбе с поступлением песка в скважину. Для спуска в скважину ремонтной колонны без удаления эксплуатационной насосно-компрессорной колонны применяют или непрерывную насосно-компрессорную трубу, или трубу малого диаметра. Вниз по ремонтной колонне закачивают соленую воду, она захватывает песок и возвращается наверх по пространству между ремонтной и эксплуатационной насосно-компрессорной колоннами.

Если же эксплуатационную колонну извлекают из скважины, вниз спускают ремонтную колонну большего диаметра. Соленая вода проходит вниз по затрубному пространству, после чего вместе с песком поднимается наверх. Для удаления песка со дна скважины также могут быть спущены желонка или песочный насос.

Разрозненные частицы песка в коллекторе могут быть сцементированы посредством закачивания в скважину эпоксидной смолы, которая склеивает частицы песка у ствола скважины, Известным примером постоянной проблемы поступления песка в скважину и ее решения является скважина «Wild Mary Sudik» («Бешеная Мэри Сьюдик») на месторождении, расположенном около Оклахома-Сити.

Чистка скважины


Вследствие быстрого снижения температуры и давления между коллектором и дном скважины из пластового рассола могут выделяться карбонат кальция, а также сульфаты бария, кальция и магния, образуя твердые отложения (соляную корку) на стенках насосно-компрессорной колонны. Для растворения и удаления соляной корки в скважину могут быть закачаны химические реагенты, называемые ингибиторами образования отложений.
Проблемы, возникающие в скважинах

Насосно-компрессорная колонна может оказаться забита парафинами, выделившимися из парафинистой нефти. Для удаления парафина могут быть использованы спущенные по насосно-компрессорной колонне нож-скребок для очистки труб от парафина (см. рис. 23.4а), а также скребок (см, рис. 23.4б).

Промывка скважины с помощью горячей нефти подразумевает применение нагретой нефти, обычно поступающей из сепараторов, которая усилиями обслуживающей компании закачивается в скважину и растворяет парафин. Затем нефть возвращается обратно. Также для удаления парафина в скважину и по трубопроводам можно пропускать соответствующие химические реагенты.

Подъем насосных штанг


Колонны насосных штанг балансирного станка-качалки иногда ломаются вследствие коррозии и физического износа. Неповрежденную верхнюю часть колонны извлекают на поверхность, после чего развинчивают приводным штанговым ключом либо вручную — с помощью металлического круга, называемого колесом для раскрепления и развинчивания насосных штанг. Для извлечения нижней, сломанной части колонны насосных штанг используется ловильный инструмент — штанговый овершот.

При ремонте насосно-компрессорной колонны или забойного насоса также необходимо удалить из скважины насосные штанги, После извлечения их можно положить на землю (при использовании одностоечной установки) либо поставить вертикально по три одновременно на штанговую подвеску (при работе с двухстоечной или уголковой мачтой). Если скважина находится под давлением, для безопасности извлечения штанги к устью скважины присоединяют штанговый противовыбросовый превентор.

Извлечение и ремонт насосно-компрессорной колонны


Если показатели добычи падают, это может быть связано с утечкой в насосно-компрессорной колонне, вызванной коррозией, напряжениями или истиранием насосно-компрессорной колонны о колонну насосных штанг. В таком случае насосно-компрессорную колонну извлекают и исследуют. При спуске обратно в скважину можно провести опрессовку (испытание под давлением) труб с использованием портативной гидравлической установки. Смятые участки колонны могут быть выправлены с помощью оправки (см. рис. 23.5), которую несколько раз опускают в колонну на кабеле.

Ремонт забойного насоса


Падение добычи также может быть объяснено неисправностью забойного насоса. В этом случае колонну насосных штанг поднимают для извлечения вставного скважинного насоса. Для ремонта невставного трубного насоса необходимо извлечь как колонну насосных штанг, так и насосно-компрессорную колонну. Насос разбирают, находят неисправность и ремонтируют в случае необходимости.

Ремонт обсадной колонны


Смятая обсадная колонна в скважине ремонтируется с помощью роликовой оправки (см. рис. 23.6а), по краям которой находятся подвижные ролики. Колонну также можно расширить с помощью конической фрезы (см. рис. 23,6б), вращающейся на ремонтной колонне. Если же искривленная часть обсадной трубы не может быть выправлена, то приходится бурить новый участок ствола скважины вокруг смятой обсадной колонны. Наличие утечки в обсадной колонне можно обнаружить опрессовкой. Негерметичные участки закрывают с помощью металлической ремонтной муфты, которую приклеивают на нужное место эпоксидной смолой.

Если же верхняя часть обсадной колонны повреждена, но при этом колонна не зацементирована в скважине, ее можно отрезать с помощью химической труборезки и извлечь из скважины. Химическую труборезку опускают в скважину на кабеле. Электрический сигнал приводит в действие топливо, при этом горячая коррозионно-агрессивная жидкость выбрасывается из отверстий в труборезке и прорезает обсадную колонну поперек. Затем колонну поднимают из скважины, помещая на ее место обсадной овершот или внутреннюю муфту, а также новую часть обсадной колонны.

Вторичное цементирование


Первичным цементированием является заливка цемента при первоначальной установке обсадной колонны. Вторичное цементирование проводится на скважине в ходе капитального ремонта. В некоторых случаях предварительно получают диаграмму качества связи цемента — один из видов диаграмм акустического каротажа, чтобы определить, в каких местах и как глубоко прошло затвердевание цемента в пространстве за обсадной колонной.

Пустоты в цементе за обсадной колонной называются пропусками, и их можно заполнить с помощью исправительного цементирования под давлением (см. рис. 23.7). Смежные с пустотами участки обсадной колонны перфорируют, после чего зону изолируют с помощью пакеров. Затем в скважину под давлением закачивают цемент, который проходит сквозь перфорации в колонне и попадает на пропуски в цементе. Цементирование под давлением также можно использовать для заделки мест утечек в обсадной колонне.

Закачивание цемента под давлением может быть беспакерным и пакерным. Беспакерное цементирование проводится под относительно низким давлением, цемент закачивают по буровой или насосно-компрессорной (или ремонтной) колонне. Ремонтная колонна располагается непосредственно над цементируемой зоной. Пространство между ремонтной колонной и головкой обсадной колонны (так называемой головкой Брадена) перекрывают. В ремонтной колонне повышают давление, для того чтобы продавить цемент через перфорационные отверстия. Пакерное цементирование проводят при более высоком давлении. Пакер используют для изоляции пространства между ремонтной и обсадной колоннами прямо над цементируемой зоной. Затем по ремонтной трубе закачивают цемент и повышают давление,

Свабирование скважины


Свабирование — это процесс удаления воды или бурового раствора из скважины (откачивание) до такого уровня, чтобы в скважину могли просачиваться нефть и газ. Свабирование проводится как после заканчивания скважины для удаления остатков бурового раствора или раствора для заканчивания скважины, так и с целью восстановления уровня добычи в эксплуатационной скважине.

Смонтированная на грузовике установка для свабирования состоит из небольшой мачты, используемой для спуска инструмента для свабирования на кабеле по насосно-компрессорной колонне (см. рис. 23.8). Инструмент для свабирования — это полая стальная штанга с резиновыми свабовыми манжетами. Когда инструмент движется вверх по стволу скважины, манжеты перекрывают насосно-компрессорную колонну, действуя в качестве поршня, и вытягивают все находящиеся в скважине жидкости. Для герметизации над клапаном головки обсадной или насосно-компрессорной колонны временно устанавливают лубрикатор — отрезок насосно-компрессорной или обсадной трубы. Инструмент для свабирования можно опускать в скважину под давлением, пропуская его через лубрикатор. В этом случае при свабировании не требуется глушение скважины. Над лубрикатором устанавливают предохранительный сальник, чтобы он не пропускал нефть, которая будет подниматься по кабелю.

Иногда газовые скважины не фонтанируют, так как заполнены водой. В таком случае в насосно-компрессорную колонну помещают куски мыла (обмыливают), что приводит к образованию в воде воздушных пузырьков, которые будут способствовать подъему воды из скважины.

Замена газлифтных клапанов


Газлифтные клапаны могут находиться в открытом и закрытом положении. Если газлифтный клапан был установлен в оправке для съемного клапана, представляющей собой боковой карман в насосно-компрессорной колонне, его можно удалить и поднять с помощью кабеля. Если нет, то для удаления клапана необходимо извлечение насосно-компрессорной колонны.

Замена пакеров


Пакеры предназначены для герметизации затрубного пространства. Пакер насосно-компрессорной колонны обычно используют при заканчивании скважины, иногда его приходится ремонтировать или заменять. Пакеры делятся на извлекаемые и неизвлекаемые. Извлекаемые пакеры легко демонтировать, для этого нужно поднять насосно-компрессорную колонну, Неизвлекаемые пакеры сделаны из поддающегося бурению материала, например мягкого металла, и предназначены для окончательного разбуривания.

Повторное заканчивание скважины


Повторное заканчивание скважины проводят при прекращении добычи из предыдущего нефтеносного пласта для перехода к другому интервалу. Скважину можно пробурить глубже и закончить в более глубоко залегающем пласте, а можно утрамбовать для заканчивания на более высоком уровне. Первоначальная нефтеносная зона должна быть изолирована с помощью цемента одним из трех известных методов. Для заделки перфораций на проработанной зоне требуется цементирование под давлением. Цемент закачивают в ремонтную колонну до того момента, пока он не заполнит скважину до желаемого уровня (цементная пробка). Для механической изоляции определенного уровня в скважине используют пробку-мост, затем в скважину спускают цементировочную желонку (длинный цилиндр, заполненный цементом) для цементирования верхней части пробки-моста.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!