Общая характеристика современных автотранспортных средств


Характеристика параметрических рядов карьерных автосамосвалов с задней разгрузкой, механическим приводом и грузоподъемностью более 35 т приведена в табл. 93. Эти машины выпускают автомобилестроительные фирмы США у себя в стране или на заводах в Канаде, Австралии и т. п.

Все проблемы, связанные с проектированием автосамосвалов, являются весьма сложными. Они включают перечень конструктивных параметров, учитывают существующие модели, технику изготовления, а также результаты конечных испытаний. При выборе окончательного решения учитывают существующие производственные линии компании, запросы потребителя, техническую надежность и экономичность производства.




Рассмотрим опыт проектирования нового автосамосвала грузоподъемностью 50 т фирмой «Эвклид». За годы, прошедшие с момента выпуска последней модели такой же грузоподъемности, фирма вела наблюдение за работой автосамосвалов в разнообразных условиях карьеров и учитывала пожелания потребителей. В результате оценки основных параметров новой конструкции автосамосвала были отмечены 12 особенностей:

1) общее внешнее сходство с моделью автосамосвала грузоподъемностью 75 т, который был выпущен за два года до нового; 2) легкоудаляемая трансмиссия; 3) высота погрузки не превышает 3509 мм; 4) погрузочная ширина не более 3660 мм; 5) подвеска мягкая; 6) лучший обзор из кабины; 7) меньше собственная масса автосамосвала и строгое распределение полной массы груженой машины на переднюю и заднюю оси; 8) наружное расположение цилиндров подъема кузова; 9) легкий доступ к основным узлам обслуживания; 10) усиленная тормозная система и большая ее мощность; 11) улучшенная маневренность; 12) более прочный кузов, пригодный для работы в сочетании с существующими крупными погрузочными средствами.

При размещении кузова на автосамосвале грузоподъемностью 50 т необходимо учитывать ограниченную высоту погрузки и максимальный диаметр шин. Поскольку отгрузочная ширина автосамосвала тоже ограниченна, регулировать вместимость кузова можно только за счет его длины. Центр тяжести выбранного кузова и полезная нагрузка должны располагаться так, чтобы обеспечить распределение полной массы груженого автосамосвала на переднюю и заднюю оси, на 1/3 и 2/3 полной массы. Для придания хорошей видимости шоферу кабину надо располагать в передней плоскости, но это мешает свободному доступу к двигателю. Поэтому кабину часто размещают сзади передней плоскости машины, что, к сожалению, мешает правильному расположению кузова. Колесная база, предопределяющая окончательное распределение массы груженой машины, должна отвечать следующим требованиям:

а) для легкой замены трансмиссии и доступа к ее отдельным узлам колесная база должна быть большой; б) для придания нужной маневренности автосамосвалу и для обеспечения разворота на небольшой площадке необходима короткая колесная база; в) в целях получения требуемых качеств как подвижного механизма колесная база должна рассматриваться совместно с подвеской и амортизацией осей.

Оценка доступности к двигателю базируется на следующем: достаточно ли пространство для размещения двигателя и удобно ли его обслуживание, можно ли разместить нестандартные двигатели; мешают ли какие-либо элементы подвески и управления свободному доступу к двигателю (нежелательным в этом отношении являются элементы рамы с ребрами жесткости или усиливающими закрылками, которые окружают двигатель). На высоту погрузки влияет вид подвески задних колес: в случае применения гидравлической подвески высота погрузки снижается на 15,8% по сравнению с листовыми рессорами.

В результате улучшения конструкции автосамосвала его собственная масса была снижена на 4,18 т и составила 38,5 т. Полная масса груженой машины (88,5 т) распределилась так, что на переднюю ось пришлось 34, а на заднюю — 66%.

Плоская форма кузова была сохранена для распределения груза при работе фронтального погрузчика. Вместе с тем V-образная форма поперечного сечения более удобна для использования пространства между балками рамы.

Боковые стенки кузова усилены горизонтальными ребрами жесткости, размещенными на близком расстоянии друг от друга. При этом было достигнуто хорошее рассредоточение динамических нагрузок, возникающих при погрузке тяжелых кусков породы. Днище кузова также усилено ребрами жесткости.

Ходовые качества нового автосамосвала были значительно улучшены за счет применения мягкой подвески, состоящей из резиновых дисков, помещенных в цилиндры. Подвеска обладает хорошими свойствами, имеет продолжительный срок службы и удобна в ремонте, а также обеспечивает пониженный износ шин и устойчивость качения колес. При таком типе подвески сохраняется минимальная высота рамы, а следовательно, минимальная высота погрузки. Кроме того, на задней оси монтируются дополнительные резиновые подушки, улучшающие работу автосамосвала в тяжелых дорожных условиях.

Укороченная колесная база позволяет повысить маневренность машины и улучшить распределение ее массы.

При проектировании рамы стремились к минимальной ее массе и максимальной прочности, Уменьшение колесной базы на 635 мм и замена листовых рессор на более мягкие подвески, лучше абсорбирующие высокочастотные дестабилизирующие воздействия автодорог и сводящие до минимума моменты изгиба рамы способствовали снижению массы рамы на 2,5 т.

К другим особенностям новой конструкции рамы относятся:

1) внешнее расположение двухступенчатых цилиндров подъема кузова, обеспечивающее устойчивость его при разгрузке;

2) применение глушителя в качестве обязательного оборудования для устранения шума;

3) использование усовершенствованного замедлителя тормоза, увеличивающего тормозную силу с 518 до 662 кВт, т. е. на 27,7%;

4) внедрение пневматических тормозов в колесах передней оси, позволяющих увеличить общую тормозную силу до 37,4% полной массы груженого автосамосвала.

Фирма «Эвклид» является одной из старейших автомобилестроительных фирм США, Первые автосамосвалы этой фирмы появились в 1937 г. на карьерах Месаби Рэндж. В настоящее время наиболее распространенными являются автосамосвалы модели R грузоподъемностью от 35 до 100 т с механическим приводом и грузоподъемностью 120 и 170 т с дизель-электрическим приводом (табл. 94).


Автосамосвалы с механическим приводом имеют мощность двигателя от 316 до 736 кВт, а автосамосвалы с электрическим приводом — от 772 до 1360 кВт. Частота вращения двигателей всех моделей, при которой достигается номинальная мощность, составляет 219,8 с-1. Ведущими являются задние колеса. Угол опрокидывания кузова 58—60°. Подвеска передних колес — независимая с перемещающимся внутри цилиндров штоком, задних — усилена резиновыми подушками. Система тормозов — пневматическая па передних колесах колодочного типа, на задних — дискового.

В последние годы широко применяются автосамосвалы модели R-170 грузоподъемностью 170 т. Автосамосвал предназначен для работы в карьере и имеет удобное управление, хорошее взаимодействие с экскаватором и высокую техническую характеристику. Большая площадь кузова — 50 м2, что почти на 10 м2 больше, чем у других автомашин подобного класса, и низкая высота погрузки, равная 5,3 м, облегчают работу экскаватора и снижают продолжительность погрузки. Трехстадийные гидравлические подъемники обеспечивают разгрузку кузова за 23 с. Небольшой удельный вес, приходящихся на единицу мощности двигателя, равный 2500 к/кВт, высокая маневренность, достигаемая за счет радиуса закругления, равного 12,5 м, и хорошее обозрение дороги из кабины шофера обеспечивают минимальную продолжительность рейса.

Широкая колея передних колес и система подвесок вместе с новым управлением роторного типа придают автосамосвалу высокую устойчивость, чувствительность дороги, позволяют быстро реагировать на управление, снижают износ шин, номинальный срок службы которых установлен равным 6000 ч. Достаточно высокая удельная мощность двигателя (6,5 кВт), отнесенная к 1 т грузоподъемности, позволяет груженому автосамосвалу преодолевать подъем, равный 10% со скоростью 9,2 км/ч. Автосамосвалы R-170 фирмы «Эвклид» эксплуатируют на медно- и железорудных карьерах США, Канады, Австралии, Папуа-Новая Гвинея и Южной Африки.

He менее популярной является модель R-120 фирмы «Эвклид», имеющая электромеханический привод и оснащенная новой системой управления GE Сипекс, обеспечивающей независимое возбуждение тяговых двигателей типа GE. В каждом заднем колесе устанавливают планетарную систему для снижения частоты его вращения. Максимальная скорость движения 51 км/ч со стандартным передаточным числом 31,8:1. Однако для работы в глубоких карьерах возможно повышение этого отношения до 38,4 : 1 с предельной скоростью 44,2 км/ч. Пневмогидравлические тормоза дискового типа (диаметр диска 1067 мм), установленные в каждом колесе, обеспечивают надежное торможение. Система динамического торможения имеет мощность 1300 кВт. Собственная масса автомобиля 89,9 т.

Кузов выполнен из стальных листов толщиной 19,1 мм и прочностью до 690 МПа. Площадь его днища 12,6 м2. Кабина шириной 1,42 м также сделана из стальных листов. В трех точках она опирается на резиновые подушки, устраняющие вибрацию. Кабина изолирована от шума и пыли.

Фирма «Вабко» выпускает автосамосвалы модели LW грузоподъемностью от 22 до 65 т. Однако в последнее десятилетие фирма выпускает автосамосвалы грузоподъемностью от 35 до 120 т. Последнюю в параметрическом ряду машин с механическим приводом модель автосамосвала производят с механическим и электрическим приводом.

Первый автосамосвал Хаулпэк 120А с электроприводом начал работать на меднорудном карьере США в конце 1965 г. и за 15 лет отработал более 60 тыс. ч при среднегодовом коэффициенте готовности 87,2 %.

На автосамосвале был установлен четырехтактный дизельный двигатель с турбонаддувом Камминс КТА-2300С и 12-ю цилиндрами. Мощность двигателя 698 кВт, но может быть увеличена до 772 и 882 кВт, Кроме двигателя Камминс на автосамосвале может быть установлен двигатель Детройт Дизель мощностью до 882 кВт и частотой вращения 31,7 с-1. Кузов имеет V-образную форму, а его днище выполнено из стальных пластин с сопротивлением 858 МПа. Длина кузова может быть 5,21 и 5,51 м, в зависимости от этого вместимость составляет соответственно 59 и 63 м3 при высоте погрузки 4,5 м.

Автосамосвалы фирмы «Вабко» обладают высокой маневренностью, несмотря на большую грузоподъемность. Отношение мощности двигателя к массе нагруженного автосамосвала, изменяющееся от 3,78 до 5,03 кВт/т при механическом приводе и от 3,34 до 3,86 кВт/т при электрическом приводе, определяет высокую приемистость и способность преодолевать крутые подъемы на карьерных дорогах. Свойства автосамосвалов фирмы «Вабко» полностью используются благодаря их высокой устойчивости и особой приспособляемости системы подвески к любому профилю дороги. Мощная тормозная система, состоящая из пневмо-гидравлических тормозов дискового типа, обеспечивает замедленное движение автосамосвалов на необходимых участках дороги и особенно на спусках.

На всех автосамосвалах фирмы «Вабко», имеющих механический привод, применяют трансмиссию типа Аллисон модели CLBT 5860 и модели CLBT 6061 при грузоподъемности машин до 60 т и модели DP 8961 при грузоподъемности машин свыше 60 т. Число передних передач 6—8, задних 1. У дизель-электрических автосамосвалов по одной передаче. Демонстрировавшаяся в 1978 г. на выставке нового оборудования в Лас-Вегасе в США модель автосамосвала Хаулпэк 120 CM снабжена полностью автоматической механической трансмиссией Вабко МТС-93. Новая трансмиссия имеет восемь передних передач и одну — заднюю. Существует восемь различных передаточных чисел, изменяющихся от 4,38:1 до 1,00:1.

Фирма «Катерпиллер» выпускает три модели машин грузоподъемностью 35, 50 и 85 т. Все модели имеют механический привод, осуществляемый дизельными двигателями типа Катерпиллер моделей 3408, 3412 и D348 мощностью соответственно 331, 478 и 639 кВт.

Кузов автосамосвалов сделан из стальных листов прочностью 689 МПа. Он усилен ребрами жесткости, что позволяет перевозить в таком кузове разнообразный материал в течение 7—8,9 тыс. ч без большого ремонта и в течение 3 тыс. ч — вообще без ремонта. Лучшей моделью фирмы является Катерпиллер 777 грузоподъемностью 85 т. Автосамосвал имеет ударопоглощающую пневмомасленную систему подвесок, низкую удельную массу груженого автосамосвала, отнесенную к единице мощности двигателя 208 кг/кВт, полностью автоматизированную трансмиссию, надежные дисковые тормоза с масляным охлаждением и простое обслуживание.

Фирма «Дарт» также является одной из старейших среди автомобилестроительных фирм США. За период своего существования фирма освоила выпуск ряда автосамосвалов грузоподъемностью от 10 до 120 т. Их конструктивно-техническая характеристика приведена в табл. 95. Грузоподъемность автосамосвалов возросла в 12 раз, собственная масса — в 9,2 раза, полная масса — в 10,6 раза, а мощность двигателя — в 7,5 раза. Таким образом, наблюдается снижение удельной мощности двигателя на единицу массы груженого автосамосвала с одновременным ростом подобной величины, но отнесенной на единицу собственной массы. Это свидетельствует о снижении собственной массы машины, что подтверждают показатели коэффициента тары. Последней моделью фирмы является модель 3120, выполненная с механическим приводом и предназначенная для работы в глубоких карьерах. При случае необходимости преодоления крутых подъемов на автосамосвале предусмотрена замена двигателя мощностью 736 кВт двигателем мощностью 882 до 992 кВт, что позволяет увеличить удельную мощность двигателя груженого автосамосвала на 20%. При этом трансмиссия Аллисон DP 8961 заменяется на трансмиссию Аллисон CLBT 9680. Примерный срок службы этой трансмиссии с двигателем мощностью 882 кВт — 20 тыс. ч.

Фирма «Юнит Риг энд Эквипмент» — инициатор среди всех автомобилестроительных фирм США в деле создания автосамосвалов с электромеханическим приводом и размещением электрических двигателей в ведущих колесах. Она выпускает автосамосвалы Лектра Хаул, являющиеся, по мнению большинства специалистов, лучшими среди большегрузных автосамосвалов подобного класса. На этих автосамосвалах очень удачно сочетаются дизельный двигатель с электроприводом колес. Фирма изготавливает только дизель-электрические автосамосвалы грузоподъемностью от 85 до 200 т. Весьма характерным для фирмы является увеличение удельной мощности дизельного двигателя на 1 т полной массы груженой машины с ростом ее грузоподъемности. Так, если для модели M-85 (грузоподъемность 85 т) эта величина составляет 4,2 кВт/т, то для модели М-120—4,4 кВт/т, а для модели М-200—5,1 кВт/т (табл. 96).

Фирма ежегодно обновляет модели автосамосвалов. Так, автосамосвал Лектра Хаул модели МК-36 выпуска 1978 г. имеет 40 обновленных узлов и деталей.

Трансмиссия во всех автосамосвалах — электрическая с различным числом передач, выбираемым в зависимости от создавшейся ситуации. Тормоза — пневматические.

Отделение «Терекс» фирмы «Дженерал Моторе» специализируется на изготовлении мощных карьерных автосамосвалов грузоподъемностью от 28 до 130 т с механическим приводом и грузоподъемностью от 170 до 350 т с дизель-электрическим приводом.

Основными достоинствами этих машин являются: низкое расположение кузова, что облегчает погрузку, применение дизельных двигателей с турбонаддувом типа Детройт Дизель моделей 12V-71, 16V-71 и 16V-149TI (исключение составляет автосамосвал модели 33-19, на котором используют локомотивный двигатель Дженерал Моторе); раздельные индивидуальные тормоза; коробчатая секционная рама; короткая колесная база; индивидуальная подвеска колес и комфортабельная, звукоизолированная двухместная кабина. Более подробные сведения о машинах фирмы «Терекс» приведены в табл. 97, а их схемы показаны на рис. 52 и 53.


Самым большегрузным является автосамосвал модели 33-19 грузоподъемностью 350 т. Он имеет двухтактный 16-цилиндровый двигатель локомотивного типа с турбонагнетателем, подающим воздух в цилиндры двигателя и холодильник. Автосамосвал оборудован 10-полюсным генератором переменного тока с выпрямителем мощностью 2450 кВт и четырьмя тяговыми электродвигателями с последовательным возбуждением. Каждый тяговый электродвигатель имеет мощность 559,5 кВт и вмонтирован в одно из задних колес.

Автосамосвал Терекс-Титан имеет три оси. Ведущие валы задних колес плавающие и заканчиваются двухступенчатыми конечными редукторами, размещенными в задних колесах. Первая ступень каждого конечного редуктора образована одной зубчатой парой, вторая ступень состоит из планетарного механизма. При повороте передних управляемых колес задние колеса также поворачиваются (угол поворота 5°), что обеспечивает сравнительно небольшой радиус поворота 24,7 м.


Автосамосвал имеет систему динамического торможения длительной мощностью 3969 кВт. Карта динамического торможения показана на рис. 54.

Тормозная система включает рабочие тормоза, состоящие из передних двухколодочных и задних трехколодочных тормозов, аварийные и стояночные тормоза. Аварийные тормоза, действующие механически на ведущие колеса, включаются автоматически при падении давления воздуха в тормозной системе до 309,9 кПа.

Автосамосвалы фирмы «Терекс» имеют переднюю и заднюю ударопоглощающую подвеску, в которой использованы пружины и резиновые амортизаторы. Секции рамы выполнены из высокопрочной малоуглеродистой стали, допускающей 20-процентные перегрузки машин.

Кузов V-образной формы выполнен из стальных листов толщиной 19,1 и 9,7 мм и повышенной прочности 896 и 690 МПа. Он обогревается выхлопными- газами и располагается на упругих подушках. Система опрокидывания кузова состоит из двух гидравлических насосов цилиндрового типа, которые обеспечивают подъем кузова за 27—28 с, опускание — за 22 и 30 с.

Автосамосвалы фирмы «Терекс» оснащены автоматической системой смазки, позволяющей при движении автомобиля смазать за 5 мин до 50 точек двигателя. Кроме того, они имеют вспомогательную, контрольно-измерительную аппаратуру и различные индикаторы-датчики, облегчающие эксплуатацию автосамосвалов и удлиняющие срок службы отдельных узлов путем своевременного ремонта и замены.

Наиболее крупным автосамосвалом с механическим приводом является Терекс 33-14 грузоподъемностью 130 т. Выпускают автосамосвалы с тремя различными по емкости кузовами: 49,7; 58,1 и 66,2 м3 (на уровне борта). Максимальная масса груженой машины 227,5 т. Двигатель Детройт Дизель развивает на маховом колесе мощность 911 кВт. Автосамосвал снабжен полностью автоматической электропереключающейся трансмиссией с шестью передними скоростями. Двигательный модуль в собранном виде размещается так, чтобы при техническом обслуживании и ремонте был обеспечен легкий подступ к нему. В отдельных моделях двигательный модуль размещают на подрамнике непосредственно под кабиной водителя, что позволяет выдвигать агрегат по направляющим для удобства осмотра и замены.

Фирма «Интернейшнл Харвестер» выпускает двухосные автосамосвалы грузоподъемностью 35 и 50 т со всеми ведущими колесами и равномерным распределением нагрузки на каждую ось. Кроме того, в результате проведенных исследований был сделан вывод, что газотурбинные двигатели, работающие на жидком природном газе, могут иметь значительные преимущества при их использовании на карьерных автосамосвалах. Планируемый автомобильный полуприцеп грузоподъемностью 160 т (рис. 55) имеет газовую турбину мощностью 820 кВт, которая вращает электрический генератор; четыре ведущих колеса снабжены приводными двигателями.

Топливный бак имеет вместимость, достаточную для восьмичасовой рабочей смены, и представляет собой сосуд Дьюара с двойными стенками. Внутренний сосуд бака изготовлен из нержавеющей стали и вместе с трубопроводом опирается на вакуумное уплотнение наружного сосуда. Кольцевое пространство между этими двумя сосудами заполняется веществом, уменьшающим излучение, и откачивается до очень высокого уровня вакуума. Планируемая топливная система должна иметь вместимость около 2270 л. Если бы бак заполнялся частично и был открыт для доступа атмосферного давления, то потеря жидкого газа в результате испарения составляла бы около 2% за 24 ч, т. е. 45,4 л/сут.

Имеющийся опыт эксплуатации газотурбинных двигателей показывает, что ожидаемый полный срок работы двигателя составляет около 35 тыс. ч с интервалами между капитальными ремонтами от 8 до 12 тыс. ч.

Особый интерес представляют автосамосвалы грузоподъемностью 200—250 т. Появление таких машин вызвано стремлением снизить затраты на транспортирование горной массы из глубоких карьеров большой производственной мощности. Разработкой конструкций сверхмощных автосамосвалов занимаются в США фирмы «Юнит Ригэид Эквипмент», отделение «ВИИКЛ Констрактор» фирмы «Пиирлис Мэныофэкчуринг»; «Эвклид Инк.», отделение «Констракшн Эквипмент» фирмы «Вестингауз Айр Брейк» и «Дарт Трак». Каждая из разработанных или разрабатываемых моделей имеет свою особенность, являющуюся ее индивидуальностью и проявляющуюся в выборе двигателя, шин и их пространственной компоновке.

Главными факторами по-прежнему остаются выбор типа шин и их стоимость. Все карьерные автосамосвалы, предназначенные для перевозки руды и породы, грузоподъемностью от 50 до 170 т выполнены как двухосные машины с двумя скатами на передней оси и с четырьмя — на задней. Фирма «Юнит Риг энд Эквипмент» сохраняет расположение скатов в модели М-200; в то время как фирмы «V-КОН» и «Эвклид» предусматривают в своих моделях по четыре колеса на каждую из осей, в том числе и на переднюю. В дополнение к этому фирма «V-КОН» использует раздельное качение пары скатов без применения задней оси. Фирма «Вабко» применяет сдвоенные задние оси, а поэтому число скатов равно 10, в том числе два на передней оси, и по четыре — на каждой задней оси (рис. 56).

Важным фактором при конструировании автосамосвалов является выбор двигателя. Обычно высокооборотные двигатели внутреннего сгорания используют на автосамосвалах меньшей грузоподъемности. Поэтому во всех моделях сверхмощных автосамосвалов используют низкооборотные дизельные двигатели, хорошо известные и обладающие достаточной мощностью.

Компания «Дарт Трак» разрабатывает базовую модель сверхмощных автосамосвалов, прототип которой имеет трехосное исполнение. Тандемное расположение передних осей наиболее целесообразно при решении проблем, связанных с размещением груза в кузовах большой вместимости и с износом шин.

Компания «Кресс Корп.» выпускает большегрузные машины с донной разгрузкой для перевозки отходов обогатительных фабрик, угля, песка и т. п. Машины имеют низкий коэффициент тары (до 0,4) и могут полностью разворачиваться на 180° на участке размером до 12—15 м. Последнее достигается раздельной подвеской передних колес и их способностью поворачиваться на месте под углом 90°. Разгрузку производят путем образования в дне кузова щели шириной до 80—90 см и длиной, равной 0,95 ширины кузова. Впереди так же, как и на задней оси, монтируют по два ската. На автосамосвале устанавливают четыре двигателя мощностью 221 кВт каждый. При этом достигается большая удельная мощность двигателей на 1 т груженого автосамосвала, равная 5,9 кВт/т, что позволяет ему развивать скорость 86—96 км/ч.

Компания «Юнит Риг энд Эквипмент» с 1963 г. приступила к выпуску шестискатных, двухосных машин и продолжает их выпуск до настоящего времени, включая модель М-200 грузоподъемностью 200 т. Уже к началу 70-х годов фирма выпустила 1035 автосамосвалов с электромеханическим приводом, а к настоящему времени эта цифра увеличилась до 3000. Эксплуатация автосамосвалов модели М-200 подтвердила правильность выбранной конфигурации шасси с двумя осями и шестью скатами: груз в кузове распределен так, что одна треть приходится на два передних колеса, а две трети — на четыре задних. Благодаря малой колесной базе автосамосвал модели М-200, несмотря на большую длину, равную 14,6 м, имеет радиус поворота всего 16,5 м.

Большие трудности фирма испытывала при выборе шин. Шины 36.00-51, принятые для автосамосвалов первых выпусков, не выдержали испытаний при работе на карьерах штага Аризона и были заменены на более крупные 40.00-57 «Гудиар» и «Бриджстоун». Использование восьми скатов осложняет управление автомобилем, уменьшает место для размещения двигателя и не позволяет равномерно распределить массу груза, особенно при движении под уклон. Спаривание задних осей и увеличение числа шин до десяти ведут к увеличению общей длины машины, повышают износ шин на закруглениях и снижают срок их службы. Поэтому фирма строго придерживается принятой конструкции ходовой части автосамосвалов: две оси и шесть шин.

Большая работа выполнена фирмой «Юнит Риг энд Эквипмент» при выборе дизельного двигателя. Первоначально на модели М-200 был установлен восьмицилиидровый дизельный двигатель EMD8-645-E4 с турбонаддувом мощностью 1213 кВт. Масса двигателя 11,25 т, что составляет 3,5% полной массы груженого автосамосвала. В последующем двигатель был заменен на 12-цилиндровый, модели EMD12V-64S, локомотивного типа мощностью 1819 кВт, что позволило повысить удельную мощность автосамосвала на 34% на единицу полной его массы.

Автосамосвал V-Koh 3006 фирмы «Виикл Констрактор» характеризуется тем, что в нем собраны воедино новшества, примененные в других моделях большегрузных автосамосвалов. Так, в частности, конструкция предусматривает применение рамы балансирующего типа, независимую работу спаренных скатов, гидроподвеску колес, значительно смягчающую последствия динамических нагрузок, дизельного двигателя АЛКО 251-12 с низким отношением его массы к мощности. Двигательный модуль включает: двигатель переменного тока, выпрямитель, радиатор, ограждающие сетки, вентилятор тягового двигателя и систему охлаждения. Модуль собран воедино и может быть удален и заменен в процессе технического обслуживания.

Автосамосвал имеет шесть электродвигателей GE 772, четыре из которых вмонтированы в задние колеса и два — на каждую пару передних колес. Каждое колесо катится самостоятельно, независимо от другого. В этом случае значительно снижается износ шин при движении на кривых. Продлению срока службы шин служат также выгодное распределение кратковременных нагрузок за счет независимого качения колес и сбалансированной рамы автосамосвала, а также гидравлические подвески, подобно применяемым в авиации.

Тормозная система включает три независимых, но координируемых вида торможения: динамическое в обмоторенных колесах, гидравлическое и торможение на стоянке.

Конструктивной особенностью автосамосвала R-2I0 фирмы «Эвклид» является применение в качестве двигателя турбины Авко-Лакоминг TF 25 мощностью 1360 кВт. Размеры турбины небольшие, ее масса 3 т, что почти в пять раз меньше по сравнению с дизельным двигателем такой же мощности фирмы «Дженерал Моторе». Турбину размещают на раме между передними и задними колесами. В связи с применением турбины встал вопрос об обеспечении ее чистым воздухом в условиях запыленной атмосферы карьеров. Поэтому предусмотрено использование двухступенчатого динамического центробежного воздухоочистителя типа Дональдсон.

Автосамосвал R-210 двухосный с четырьмя скатами на каждой оси. Колеса наклонены под углом к раме, давление в них ?составляет 446,2 кПа, что обеспечивает хорошее сцепление колес с дорогой.

Двухсекционная рама коробчатого типа выполнена из двух балок двутаврового сечения, соединенных по всей длине и образующих воздушный канал сечением 254X610 мм для снабжения турбины воздухом. Выхлопная труба выведена под углом 12° на высоту 3,3 м над землей сзади автомашины, что исключает контакт отработанных газов с работающим в карьере оборудованием.

Подача постоянного тока к каждому моторизованному колесу производится из кабины водителя. Из нее же регулируют динамическое торможение. Обмоторенные колеса выполнены фирмой за счет выпускаемых ею компонентов. Узлы сделаны так, что при необходимости их замены или ремонта работы производят без подъема автосамосвала на домкраты.

Автосамосвал Хаулпэк 3200 фирмы «Вабко» в отличие от других машин сверхмощной грузоподъемности имеет двухосный задний мост и снабжен десятью шинами 33.00-51, давление в которых 480,5 кПа. Такая конфигурация колес принята для снижения нагрузки на скат и продления срока службы каждого из них. Конструкторы фирмы считают, что при замене шин на большие возможно увеличение полезного груза, как это и произошло при выпуске автосамосвала Хаулпэк 3200В. Проводимые эксперименты показали, что с увеличением давления в шинах 33.00-51 до 549,2 кПа и груза в кузове на 15% появляются нарушения в структуре каркаса шины, уменьшается срок их службы и повышаются затраты за счет износа шин. Эти шины способствуют сохранению более узкой колеи, что не требует расширения автодорог, производства дополнительных работ по разносу бортов, и, наконец, обеспечивают меньшую высоту погрузки.

На раме автосамосвала Хаулпэк 3200 установлен кузов с геометрической емкостью 75,6 м3 (на уровне с бортами) и опрокидывающийся назад. Длина кузова 9,7 м, внутренняя ширина 6,6 м и высота 1,65 м. Масса автосамосвала распределяется следующим образом.
Общая характеристика современных автотранспортных средств

На автосамосвале установлен двухтактный дизельный двигатель мощностью 1470 кВт. Четыре тяговых электрических двигателя вмонтированы в колеса задних осей по одному на каждую пару шин.

Как и на всех моделях автосамосвалов фирмы «Вабко», на автосамосвале модели Хаулпек 3200 применяют гидропневматические подвески типа Гидраир II, запатентованные фирмой.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!