Опоры на подушках системы ЛИИЖТ


Разборные металлические опоры на подушках системы ЛИИЖТ применялись при восстановлении отдельных мостов.

Опоры имеют вид плоскостной рамы с наклонными стойками, связанными между собой поперечными связями. Стойки шарнирно опираются на металлические круглые подушки, устанавливаемые непосредственно на грунт или каменную подготовку. Для опирания пролётных строений служат поперечные балки.

Опоры предназначены для пролётов до 23 м при высоте моста до 25 м. Для пролётов до 15,6 м применяются одиночные плоские опоры, для пролётов 15,6—23 м — спаренные (фиг. 287).

Конструкция опор. Конструкция опорных подушек приведена на фиг. 288. Подушки сварные; сверху на подушке укреплён литой подпятник шарнира.

Стойки имеют двутавровое сечение, склёпанное из уголков 200х120х16 мм и вертикального листа 390х8 мм, и состоят из отдельных секций, соединяемых накладками, перекрывающими только полки двутавров на болтах диаметром 1,25 дюйма. Наибольшая предусмотренная проектом высота стойки 21,5 м. Внизу стойка опирается на плиту шарнира.

Для поддержания поперечных балок, на которые опираются пролётные строения, к стойкам восемью болтами диаметром 1,25 дюйма прикрепляются кронштейны (фиг. 289). На горизонтальных полках кронштейнов устанавливаются литые опорные подушки поперечной балки, прикрепляемые к кронштейну четырьмя вертикальными болтами. При необходимости небольшого регулирования положения поперечных балок по высоте под опорные подушки подкладываются металлические подкладки, закрепляемые указанными выше болтами.


Конструкция поперечной балки ясна из чертежа (фиг. 290). Поперечные связи опор состоят из распорок и звеньевых диагоналей.

Нижняя распорка состоит из труб диаметром 152 и 133 мм и снабжена муфтой для изменения длины распорки в пределах 10 см (более значительное изменение длины распорки производится за счёт относительного перемещения труб).

Вверху ставятся две распорки. Первая (ниже кронштейнов) состоит из двух швеллеров № 30 и одновременно служит поддомкратной балкой для установки домкратов при регулировании положения поперечной балки. Вторая распорка (между кронштейнами) трубчатая. Диагонали составляются из полосовых звеньев на болтах; для регулирования длины и натяжения диагоналей имеются натяжные винты (фиг. 291).

Ширина опор по верху равна 3,9 м, по низу, в зависимости от высоты опор, 5,0-9,2 м.

Спаренная опора состоит из двух плоских опор, установленных на расстоянии 9,5 м друг от друга и соединённых между собой связями. Пролёт в пределах спаренной опоры перекрывается пакетом, опирающимся на специальные поперечные рамы (фиг. 287).

Тормозные и другие продольные горизонтальные силы в мостах с одиночными (плоскими) опорами передаются на устои. Для этого пролётные строения объединяются между собой по длине и закрепляются на одном устое. Максимальная длина моста с одиночными опорами определяется температурными деформациями пролётных строений и не может быть более 100 м. В больших мостах устраиваются промежуточные башенные опоры с продольными связями. На башенную опору возможна передача горизонтальных сил с участка не более 55 м.

Опоры ЛИИЖТ рассчитаны под нагрузку Н6 с учётом динамики в размере 25%, принимаемой для постоянных металлических мостов. Фактическая грузоподъёмность опор несколько выше расчётной вследствие неполного использования в проекте допускаемых напряжений. Однако при максимальных предусмотренных проектом высоте опор и величине пролётов, грузоподъёмность всё же недостаточна для обращения паровозов ФД без ограничения скорости. При меньшей высоте моста и меньших пролётах грузоподъёмность опор может оказаться достаточной для пропуска всех обращающихся нагрузок без ограничений скорости.

Разборные металлические опоры ЛИИЖТ предназначены для краткосрочного восстановления мостов с целью быстрого открытия движения поездов. Однако иногда они остаются в эксплуатации на несколько лет. В таких случаях должны быть приняты необходимые меры по защите опор от ледохода и дна реки у опор от размыва.

На реках с относительно слабым ледоходом рекомендуется сооружение впереди опор шатровых ледорезов или других льдозащитных устройств шириной не менее 1,8 м с одновременной обшивкой опор брёвнами диаметром 18—20 см для защиты связей от повреждения.

При сильном ледоходе (толщина льда более 0,5 м, площадь льдин свыше 100 м2), а также во всех случаях при невозможности забивки свай необходимо сооружение вокруг опор ряжевых оболочек (рекомендуется американского типа) с ледорезами (фиг. 292). Продольные связи спаренных опор, мешающие проходу льда, обычно бывает возможно поднять выше горизонта ледохода (фиг. 292); необходимое при этом усиление нижней части стоек опор может быть легко осуществлено постановкой уголков, на болтах.

При толщине льда менее 15 см специальных льдозащитных устройств разрешается не устраивать.

Для защиты оснований опор от подмыва рекомендуется устройство шпунтового ограждения, укладка тюфяков или габионов Возможна также каменная обсыпка опор. Ширина тюфяков или габионов назначается по месту, но должна быть не менее 3 м от края подушек в каждую сторону. В отдельных случаях при больших скоростях течения (более 3 м/сек) может быть рекомендована обсыпка опор камнем с защитой от вымывания металлической сеткой.

Подушки опор в большой степени подвержены ржавлению. Днища подушек, имеющие небольшую толщину (4 мм), могут быть разрушены ржавчиной в весьма короткий срок. Поэтому даже при надёжной защите от подмыва и ледохода опоры ЛИИЖТ непригодны для длительной эксплуатации. За состоянием металла днищ подушек необходимо следить во время эксплуатации.

Опоры ЛИИЖТ, основываемые непосредственно на грунте, подвержены в большей или меньшей степени осадкам. Особенно сильно осадки проявляются в первое время эксплуатации моста и в случае подмывов опор. Возможно также некоторое увеличение осадок при производстве работ по защите опор от подмыва и устройству ледозащитных сооружений (ряжевые оболочки).

Конструкция опор ЛИИЖТ допускает выправление искажённого вследствие осадки опор пути как в профиле, так и в плане.

Выправление профиля пути при просадках до 10 см производят путём подстановки под опорные подушки поперечных балок металлических прокладок соответствующей толщины. При больших просадках необходима, кроме того, перестановка кронштейнов (шаг перестановки кронштейнов кратен 10 см). Для этого пролётные строения вместе с поперечными балками поднимают на требуемую величину домкратами, установленными на поддомкратной распорке (фиг. 293). Просадки пути до 3 см временно можно выправлять при помощи карточек.


Выправление плана пути может быть осуществлено постепенным выправлением перекосившейся опоры путём ослабления одной и подтягиванием другой диагонали поперечных связей (фиг. 294). В опорах с двухъярусными связями диагонали верхнего яруса при этом должны быть отпущены.

Для облегчения регулирования диагоналей при выправлении плана пути на мостах с тяжёлыми пролётными строениями и высокими опорами рекомендуется оттягивать верх опор в нужную сторону лебёдками иди талями. Выправлению плана пути должно сопутствовать выправление профиля (фиг. 294). Небольшие исправления плана (до 3 см) при прекратившейся осадке опор разрешается устранять перешивкой пути.

Работы по выправлению профиля и плана пути должны производиться при закрытом перегоне.

Неравномерная осадка опор рам может вызвать большие усилия в одной из диагоналей продольных (главным образом) и поперечных связей, на которые они не рассчитаны. Поэтому во время эксплуатации необходимо следить за нормальным натяжением диагоналей, производя в случае Надобности регулирование натяжения связей, а также выправление положения рам и пролётных строений.

В случав недостаточно надёжного закрепления пролётных строений на устоях в мостах с одиночными опорами ЛИИЖТ тормозные и другие горизонтальные силы могут вызвать расстройство устоев и смещение пролётных строений вдоль оси моста, что легко обнаружить по наклону всех опор в сторону от устоя.

Закрепление пролётных строений в таких случаях должно быть усилено забивкой дополнительных анкерных свай (при шпальных и рамных устоях) или постановкой анкерных болтов (при каменных устоях).

В осуществлённых мостах с опорами ЛИИЖТ встречаются отступления от проекта: не всегда устанавливают опорные части поперечных балок, заменяемые металлическими прокладками, иначе осуществляют переходное устройство между рамами в спаренных опорах (фиг. 292), не ставят внутренние накладки стыков стоек. Эти отступления должны быть оценены с точки зрения влияния их на работу сооружения и в зависимости от этого приняты те или иные меры. Указанные выше отступления кроме последнего не влияют серьёзно на работу сооружения; стыковые же накладки должны быть поставлены.

Опоры ЛИИЖТ должны быть окрашены, исключая болты и регулирующие устройства,

Элементы опор должны содержаться в чистоте, причём особое внимание необходимо обратить на очистку поперечных балок и горизонтальных полок кронштейнов, наиболее подверженных загрязнению.

Натяжные устройства связей (муфты, натяжные винты) и все болты опор должны своевременно смазываться.

Болты стыков стоек опор, прикрепления кронштейнов, опорных частей и пр. необходимо поддерживать плотно подтянутыми.

Для удобства осмотра, подтягивания болтов, выправления плана и профиля мосты с опорами ЛИИЖТ должны иметь смотровые приспособления (фиг. 295).


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!