Подъемные устройства и подъемные усилия


Подъемные устройства

Щиты поднимают подъемными стационарными механизмами, находящимися постоянно у обслуживаемого ими объекта, или передвижными. В качестве стационарных подъемных механизмов применяют электрические и ручные лебедки, гидравлические и винтовые подъемники. Передвижными подъемными механизмами служат козловые, мостовые и другие краны, тельферы, лебедки и т. п. Грузоподъемность механизмов зависит от величины напора, веса обслуживаемых затворов и от ряда других факторов. Она достигает в современных крупных сооружениях 300—500 т.
В случаях применения стационарных подъемных механизмов значительно упрощается и ускоряется маневрирование подвижной частью затвора. Для удержания затвора на любой требуемой высоте требуется лишь остановка лебедки и включение тормозных устройств. При передвижных подъемных механизмах для удержания щитов в поднятом состоянии требуются специальные подвижные устройства — подхваты. Последние чаще размещают поверху быков и в случае надобности выдвигают внутрь пазов; реже подхватные устройства размещают в пазах. Необходимость в подхватах может возникнуть и потому, что ход крюка передвижного крана не всегда бывает достаточен для полного подъема глубинного затвора из пазов.
При подъеме щитов стационарными подъемниками требуется большее количество подъемных механизмов, чем при передвижных, но отпадает необходимость в устройстве мощных подкрановых путей и в устройстве подхватов.
Применение стационарных подъемных механизмов целесообразно при небольшом числе открываемых затворов (обычно до четырех) или при очень коротких сроках, отводимых на маневрирование ими.
На ирригационных сооружениях широко применяют винтовые подъемники, винты которых являются одновременно и подъемным механизмом и тягой. Винтовые подъемники развивают как подъемное, так и посадочное усилия. Они просты, дешевы и надежны в эксплуатации. Габариты их невелики, поэтому их можно разместить даже на узких быках или служебных мостиках.
Щит соединяют с подъемными механизмами при помощи тяг: гибких (тросы и цепи Галля) или жестких (винты, рейки и штанги). Жесткие тяги необходимы при принудительной посадке щита на порог (дожим). В случаях, когда регулирование положения щита по высоте и удержание его в промежуточных открытых положениях производят с помощью подхватов, применяют штанги.
Тяги к опорно-концевым стойкам затвора присоединяют при помощи оси. Узел, в котором присоединяют тяги, называют подвесом. Ось подвеса плоского затвора следует располагать возможно ближе к вертикальной плоскости, проходящей через центр тяжести всего затвора.
Подхваты

Для удержания щита на весу служат подхваты. Они состоят из двух частей: неподвижной, заделанной в бетоне быка, и подвижной, выдвигаемой или откидываемой в паз. На последнюю собственно и опираются штанга или специальные приспособления самого щита. Подхваты могут быть консольными и двухопорными, перекрывающими паз. Первые проще для маневрирования, но создают большие усилия, вырывающие неподвижную часть подхвата и усложняющие закрепление ее в бетоне быка.
Наиболее удобно для маневрирования расположение подхватов на верху паза. Иногда затворы удерживают на весу при помощи откидных крюков или мощных выдвижных реек, закрепленных в опорных стойках щита. В пазах устанавливают специальные мощные рейки с гнездами, в которые и входят откидные или выдвижные части подхвата щита. Расстояние между гнездами определяет точность регулировки открытия отверстия затвора. Неудобство подхватов такого типа состоит в невозможности обслуживания их с верхней площадки и в необходимости обслуживающему персоналу спускаться в паз.
В местах, где затвор опирается на подхваты или где на затворе установлены подхваты, обычно необходимы дополнительные усиления.
Определение подъемного и опускного усилий

Усилие Nп, требуемое для подъема плоского затвора, на оси его подвеса определяют по формуле:

где G — полный вес подвижной части затвора;
Gб — вес балласта, если он имеется;
Tx — сумма сил трения в опорно-ходовых частях, исчисляемая с учетом наибольших значений коэффициентов трения;
Tуп — сумма сил трения в уплотнениях с учетом наибольших коэффициентов трения;
Vн — вертикальное давление воды на нижнюю часть затвора (подсос или выпор, фильтрационное давление под кромкой нижнего уплотнения и др.);
Vв — вертикальное давление воды на верхнюю часть затвора (вес столба воды над погруженным затвором);
1,1 и 1,2 — коэффициенты перегрузки; последний учитывает также трение в обратных и боковых направляющих устройствах.
Знаки у сил Vн и Vв назначают в зависимости от направления их действия, то есть в сторону движения затвора или против этого движения. Взвешивающее воздействие воды на погруженную часть затвора и балласта не учитывают.
Усилие Nоп, требуемое для опускания затвора без дожима:

Найденное усилие Nоп должно быть не более 0,9 G' (веса затвора) с учетом взвешивающего воздействия воды на его погруженную часть, а при наличии балласта Nоп должно быть не более 0,9 (G'+Gб') также с учетом взвешивающего воздействия воды на вес затвора и балласта.
Требуемое дожимное усилие Nд механизма в затворах, снабженных таким механизмом:

Усилие, необходимое для удержания подвижной части затвора в промежуточном положении:

В формуле (VII—38) учитывают только вертикальное давление воды V, направленное сверху вниз, а силы T'х и T'уп вычисляют с минимальными значениями коэффициентов трения (в движении) и минимально возможными значениями гидростатической нагрузки. Взвешивающее воздействие воды на погруженную в нее часть затвора и балласта не учитывается.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!