Такелажные работы при монтаже металлоконструкций


Для подъема металлоконструкций и их установки в проектное положение поднимаемые элементы крепят к крюку грузоподъемного крана — стропуют. Безопасность работ, возможность легкого оперирования с элементом при его подъеме и установке зависят от правильной строповки. Строповку выполняют при помощи стального каната — стропа, длина которого зависит от геометрических размеров конструкций. Пеньковые канаты используют только в качестве оттяжек. Для удобства монтажа и уменьшения массы такелажной оснастки используют канаты с высоким расчетным разрывным усилием. Применяемые канаты имеют крестовую свивку.

Сечение каната проверяют с учетом требуемого запаса прочности по формуле

P = SK,


где P — разрывное усилие каната в целом, гарантированное заводским сертификатом, кН; S — максимальное статическое усилие в канате, кН; К — коэффициент запаса прочности, нормированный Госгортехнадзором (табл. 14).

При расчете стропов из стальных канатов, предназначенных для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами или серьгами, коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. При расчете стропов с несколькими ветвями расчетный угол между ветвями следует принимать равным 90°.

Стропы из пеньковых и хлопчатобумажных канатов необходимо рассчитывать с учетом числа ветвей канатов и угла наклона их в вертикали. При этом коэффициент запаса прочности должен быть не менее 8.

При расчете каната, предназначенного для стропа, необходимо учитывать запас прочности, угол наклона а и число ветвей стропа (рис. 63). Число ветвей стропа бывает различное, но наиболее часто встречаются 1, 2, 4 и 8 ветвей.

При строповке груза одной ветвью строп растягивается силой, равной массе груза. При строповке двумя ветвями (рис. 64) усилие 5 в каждой ветви будет равно:
Такелажные работы при монтаже металлоконструкций

где Q — масса груза, кН; n — количество ветвей стропа; а — угол наклона ветви стропа к вертикали.

где l — расстояние от крюка до груза, м; а — ширина груза, м.

При строповке груза 4- и 8-ветвевыми стропами усилия определяются аналогично строповке 2-ветвевыми:

где n — число ветвей (4 или 8); а — угол между стропами и вертикалью; т — коэффициент, зависящий от угла а (табл. 15).

Простейшим грузоподъемным устройством при монтаже конструкций является полиспаст, состоящий из блоков и каната. При помощи полиспаста можно поднимать груз на большую высоту. Полиспаст дает большой выигрыш в силе: чем больше в нем запасовано рабочих нитей, тем больше его грузоподъемность.

Усилие в какой-либо нитке полиспаста определяют по формуле

где f — коэффициент, учитывающий потери от трения и жесткости каната при огибании им одного ролика; k — порядковый номер нити; n — число рабочих нитей полиспаста, на которых подвешен подвижной блок (груз).

Значения fn и fk приведены в табл. 16.

Коэффициент трения f принимают:

Рабочими нитями полиспаста называют только те, на которых подвешен подвижной блок. Первую нить, конец которой неподвижно закреплен на одном из блоков, называют мертвой и обозначают нулевой. Все последующие нити нумеруют так, как показано на рис. 65.

Усилие в канате при роликах на бронзовых втулках можно определить по формуле

Sл = аQ,


где Sл — усилие на лебедке; а — коэффициент (табл. 17), зависимый от различного числа рабочих нитей и отводных блоков; Q— масса поднимаемого груза.

Как стальные, так пеньковые и капроновые канаты могут крепиться к различным, такелажным приспособлениям, монтируемым металлоконструкциям, а также соединяться между собой с помощью канатных узлов (табл. 18).




Для облегчения строповки грузов и конструкций используют несколько видов инвентарных стропов (рис. 66). Универсальный строп выполняют из одного куска каната, соединенного концами путем сращивания или постановкой зажимов. Это самый распространенный вид стропа.

Облегченный строп с петлей изготовляют из одного куска каната. У одного его конца делают петлю из каната, у другого в канат заделывают коуш или выполняют петлю. Оба конца каната закрепляют заплеткой. Облегченный строп с крюком выполняют путем заделки в оба конца коушей, причем в один коуш заделывают крюк. Грузоподъемность крюка и разрывное усилие каната должны соответствовать друг другу.

Полуавтоматический строп (рис. 67) выполняют с двумя коушами на одном конце, с петлей на втором, а также с надетой скобой и подкладками в середине. Полуавтоматический строп навешивают петлей на крюк грузоподъемного механизма, огибают вокруг поднимаемого груза, а оба конца каната с коушами вставляют в скобу. До натяжения каната подкладки устанавливают на острые углы поднимаемого груза. Расстроповка производится с земли при помощи специального тросика, который выдергивает штырь из скобы и освобождает канат с коушами.

Двухветвевой и четырехветвевой стропы (рис. 68) изготовляют из 2 или 4 облегченных стропов, соединенных между собой. Использование инвентарных стропов значительно упрощает весь процесс строповки.

Работы по строповке грузов и конструкций производит специально выделенный для этого человек — стропальщик.

Перед подъемом конструкций проверяют соответствие грузоподъемности стропа массе поднимаемого груза, правильность закрепления стропа, возможность свободного прохода груза около близкостоящих конструкций или оборудования, отсутствие людей возле поднимаемого груза.

Фермы небольшого пролета можно стропить двумя универсальными стропами (рис. 69). При больших пролетах строповку производят с применением специальной траверсы. При этом ветви стропа располагают вертикально, в связи с чем они не создают в фермах дополнительных сжимающих усилий. В местах прикрепления стропа к верхнему поясу фермы для предохранения повреждения уголков фермы и каната под канат подкладывают инвентарные подкладки.

Аналогично стропильным фермам производится строповка и длинномерных элементов: двутавровых балок (рис. 70) и труб.

Кроме канатных стропов в практике монтажных работ применяют также цепные стропы — одно-, двух-, трех-и четырехветвевые. Цепные стропы широко применяются на заводах — изготовителях металлоконструкций.

В последнее время находят применение инвентарные витые и инвентарные полотенчатые стропы, которые используют только с монтажными полиспастами.

Инвентарный витой строп представляет собой замкнутую петлю витков каната, перевитых между собой и плотно уложенных. Общий вид инвентарного витого стропа представлен на рис. 71, а.

Обязательное условие применения инвентарного витого стропа — наличие в местах его крепления поверхностей двойной кривизны с профилем канавки, соответствующим диаметру сечения стропа. Витой строп закрепляют на цилиндрической поверхности или поверхности с острыми гранями с помощью коуша или ролика с профилем канавки, соответствующим диаметру сечения стропа.

Основные достоинства битых стропов: действительная несущая способность стропов витой конструкции в среднем на 12—15% больше, чем стропов невитой конструкции; витой строп более компактен, т. е. имеет меньшие поперечные размеры, чем невитой, что дозволяет применять захватные органы меньших размеров; витой строп инвентарен и может быть применен многократно; строповка витых стропов менее трудоемка, чем невитых; витой строп позволяет отклонять его от вертикали без потери несущей способности в отличие от невитого.

Полотенчатый строп представляет собой замкнутую петлю из витков каната, однослойно уложенных на захватное устройство полиспастного блока или такелажного средства либо монтируемых конструкций или оборудования. Концы каната полотенчатого стропа крепят между собой зажимами. Полотенчатые стропы разрешается укладывать только в один слой.

Число ветвей и диаметр каната полотенчатого стропа принимаются в соответствии с конфигурацией захватного устройства монтажного блока. При отсутствии у захватного устройства монтажного блока канавок под определенное число ветвей каната полотенчатый строп следует выполнять с минимальным числом ветвей.

Применение полотенчатых стропов допускается в тех случаях, когда оси захватных устройств блока полиспаста и перемещаемых цилиндрических металлоконструкций остаются параллельными или угол между ними не изменяется в процессе перемещения конструкций.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!