Одна из основных характеристик пассажирского транспорта — пассажиропоток — количество пассажиров, которые проезжают или будут проезжать в единицу времени через данное сечение магистрали (за сутки или час) в одном или двух направлениях.
Другим показателем, характеризующим объем пассажирских перевозок, является пассажирооборот. В общем виде пассажирооборотом называется показатель количества пассажирских перевозок в единицу времени, выражаемый числом перевезенных или подлежащих перевозке пассажиров в прямом и обратном направлениях для отдельных участков района или города, а для отдельных узлов, станций, остановок или пунктов — количество прибывших, убывших и совершивших пересадку пассажиров в час, сутки, месяц или год.
Подвижность населения характеризует собой число поездок в среднем за год, приходящихся на одного жителя города:
где Аг — годовой пассажирооборот города;
N — общее число жителей.
Подвижность населения города зависит от размера города, количества населения, благосостояния трудящихся, разбросанности основных районов жилья, качества работы перевозочных средств, тарифа и других условий. Естественно, что в больших городах, где населению требуется преодолевать большие расстояния при перемещениях от места жительства на работу и обратно, где больше театров, клубов, домов культуры, стадионов, а также больше средств массового пассажирского транспорта, подвижность населения больше, чем в малых городах. Для более точного определения подвижности населения следует пользоваться местными статистическими данными.
Нужно отметить, что подвижность населения в городах Советского Союза, как правило, несколько больше, чем за границей.
Следующим важным показателем служит дальность поездок, т. е. средняя длина поездки пассажира за один рейс. На рис. 1 приведена диаграмма, характеризующая длину поездки пассажиров ленинградского наземного транспорта в 1963 г.
Среднее значение длины поездки L в км может быть представлено эмпирической формулой
где L0 — минимальная длина поездки в км, являющаяся целесообразной для данного города. Эта длина обычно принимается равной 1,0—1,2 км;
F — площадь города в км2;
а — коэффициент, характеризующий взаимное расположение в рассматриваемом городе мест работы, жилья, культурно-бытовых учреждений и пр. Этот коэффициент принимается равным 0,10—0,20.
Среднее значение длины поездки может быть установлено для отдельных видов пассажирского массового транспорта или среднее для всех видов городского транспорта
Работа транспорта всей сети или отдельных линий города характеризуется произведением AгL, выраженным в пассажиро-километрах. Средняя нагрузка сети в пассажиро-км/км*год выражается величиной
где S — длина линии или сети в км.
Этот показатель работы пассажирского транспорта является главнейшим в экономических расчетах.
Поверхностная плотность пассажиропотоков (в пассажиро-км/км2*год):
Этот показатель имеет весьма существенное значение и характеризует работу транспорта, отнесенную к 1 м2 площади города.
Ориентировочные величины указанных выше показателей приведены в табл. 1.
В табл. 1 при определении средней длины поездки L принято: L0 = 1 км; а = 0,13.
Из табл. 1 видно, что поверхностная плотность пассажиропотоков большого города в 8—9 раз выше, чем малого. Данные этой таблицы поясняют и причины возникновения значительных транспортных трудностей больших городов.
Таким образом, при неуклонном росте больших городов наступает такой период, когда объем пассажирских перевозок становится настолько большим, что существующая сеть наземных линий не может полностью разрешить эту транспортную проблему. Если учесть, что в таблице приведены средние цифры, а в центральных районах города поверхностная плотность пассажиропотоков в несколько раз выше средней (например, в Санкт-Петербурге этот коэффициент неравномерности составляет 8), то в таких городах работа пассажирского транспорта становится еще более напряженной и трудной. Это обстоятельство заставляет переходить в больших городах на более совершенный вид массового городского пассажирского транспорта, т. е. на внеуличный скоростной транспорт — метрополитен.