Водопровод, водоснабжение и канализация метрополитенов


Водоотвод. Все путевые и станционные тоннели, а также притоннельные производственные и служебные помещения должны быть оборудованы водоотводными устройствами. Подлежащая удалению вода появляется в тоннельных выработках как вследствие недостаточно совершенной гидроизоляции обделок тоннелей, а в некоторых случаях и вследствие неисправностей ее, так и в результате мытья станций и перегонных тоннелей. В меньшей степени в тоннельных выработках образуется вода от конденсации водяных паров воздуха и неисправностей водоотвода.
Водоотвод осуществляется по лоткам и трубам.
Водоотводные лотки на станциях и перегонных тоннелях должны иметь продольный уклон не менее 0,003 и поперечный не менее 0,02—0,03. Типы водоотводных устройств принимают в зависимости от их местоположения и конструктивных особенностей объектов водоотвода.
На подземных станциях и в тоннелях в качестве водоотводов предусматривают на участках пути на бетоне — открытый бетонный лоток, а на участках пути на щебеночном балласте — три трубы диаметром по 150 мм или две трубы диаметром по 200 мм. От водораздельной точки на длину до 300 м в каждую сторону следует укладывать одну трубу.
Для удаления воды, поступающей в водосборники по водоотводным лоткам и трубам, СНиП предусматривает применение основных, транзитных и местных насосных водоотливных установок, которые следует устанавливать в специальных помещениях, располагаемых, как правило, между путевыми тоннелями.
Основные водоотливные установки следует располагать в пониженных точках трассы (рис. 250). Транзитные (перехватывающие воду) водоотливные установки следует располагать на затяжных уклонах трассы при предполагаемом значительном притоке грунтовых вод в сооружение. Основные и транзитные водоотливные установки должны выбрасывать воду на поверхность в городской водосток.
Водопровод, водоснабжение и канализация метрополитенов

Местные водоотливные установки должны перекачивать воду из отдельных пониженных точек в водоотливную систему одного из тоннелей. В тоннелях мелкого заложения сброс воды местными водоотливными установками следует осуществлять непосредственно в городской водосток.
Основные водоотливные установки линий глубокого заложения следует оборудовать тремя насосами (рабочий и резервные), а на линиях мелкого заложения — тремя или двумя в зависимости от предполагаемого притока грунтовых вод. Транзитные и местные водоотливные установки необходимо оборудовать двумя насосами (рабочий и резервный).
Уровень пола камер основных и транзитных водоотливных установок должен быть выше уровня головки рельсов на 25 см.
Емкость водосборников водоотливных установок должна быть не менее указанной ниже:
Водопровод, водоснабжение и канализация метрополитенов

Водосборники основных и транзитных водоотливных установок на линиях глубокого заложения должны иметь две камеры для периодической очистки водосборника без перерыва работы водоотливной установки и быть оборудованы устройствами для взмучивания осадка.
Основные водоотливные установки во всех случаях, а также транзитные, расположенные на подречных участках тоннелей, должны иметь два трубопровода для удаления воды в городской водосток.
Отвод воды из раковин и умывальников, установленных в подземных понизительных и тягово-понизительных подстанциях, машинных помещениях эскалаторов, умывальных, гардеробных и комнатах уборщиц, следует осуществлять по трубам в водоотводную систему метрополитена.
Насосы на водоотливных установках включаются или выключаются автоматически при помощи поплавкового реле в зависимости от подъема или понижения уровня воды в водосборнике. По мере наполнения водосборника вначале автоматически включается рабочий насос. Затем, если приток воды будет превышать производительность рабочего насоса и уровень в водосборнике достигнет установленного предела, поплавковое реле включает в работу резервный насос.
В последнее время на основных дренажных перекачках метрополитенов устанавливают горизонтальные центробежные насосы типа 4НДВ-60 завода «Ливгидромаш» (рис. 251). Насос 4НДВ центробежный с непосредственным приводом от электродвигателя. Производительность насоса составляет 126—180 м3/ч и напор — 84—94 м вод. ст. Мощность двигателя 55—75 квт с числом оборотов 2 950 об/мин. Насос предназначен для перекачки воды со взвешенными частицами песка, бумаги и пр. Вода из водосборника по напорному трубопроводу подается в специальный контрольный колодец, из которого самотеком поступает в городской водосток. Напорный трубопровод, идущий из тоннелей глубокого заложения, прокладывают либо в ближайшем стволе шахты, либо для этой цели проходят специальную буровую скважину. В тоннелях мелкого заложения напорный трубопровод пропускают через стену или перекрытие обделки. Для наблюдения за работой основной водоотливной установки на ближайшей станции метрополитена в специальном помещении устанавливают распределительный щит с сигнальными лампами. По сигнальным лампам наблюдают продолжительность работы насосов и количество воды в водосборнике. При аварийном поступлении воды вступает в действие звуковая сигнализация.
Водопровод, водоснабжение и канализация метрополитенов

На наземных трассах метрополитена отвод воды осуществляется кюветами, устроенными вдоль путей, или специальными дренажами.
Водоснабжение и канализация. Станции, вестибюли и тоннели подземных линий в соответствии с требованиями СНиП II-Д.3-68 необходимо оборудовать хозяйственно-техническим и противопожарным водопроводом. На наземных линиях следует предусматривать хозяйственный водопровод только на станциях и в вестибюлях. Источником водоснабжения должна быть городская водопроводная сеть.
На каждую станцию следует предусматривать один водопроводный ввод с разделительными задвижками в городском колодце и комбинированным водомером, установленным в вестибюле.
Водопроводную сеть в тоннелях прокладывают, как правило, на стороне, противоположной контактному рельсу. При прокладке воlопроводной трубы в непосредственной близости от контактного рельса или под ходовыми рельсами трубу следует заключать в металлический футляр.
Водопроводную сеть подземных линий следует рассчитывать на одновременный максимальный хозяйственный, технологический и пожарный расход воды.
Расход воды на хозяйственные и технологические цели можно принимать по следующим нормам:
для мытья станционных платформ, переходов и вестибюлей 2,5 л/сутки на 1 м2 площади пола; для водоснабжения служебных помещений и уборных — 15 л в смену на одного человека; для охлаждения редукторов трехленточной эскалаторной установки — 2 л/сек.
На тушение пожара расход воды принимается исходя из одновременного действия двух струй воды, мощностью каждая 2,5 л/сек при диаметре пожарного крана 50 мм и длине пожарного рукава 20 м.
Пожарные краны необходимо устанавливать на станциях и вестибюлях линий глубокого заложения и в вестибюлях станций мелкого заложения.
Тоннели и станции следует оборудовать поливочным водопроводом. В перегонных и эскалаторных тоннелях, переходах между станциями, коллекторах, вентиляционных каналах тоннельной вентиляции, а также на платформах станций поливочные краны устанавливаются, как правило, на расстоянии не более чем через 30 м.
В полу вестибюля у входных дверей, а также в полу подуличных переходов у лестничных сходов необходимо предусматривать приямки с решетками для очистки ног, оборудуемые водопроводом, водостоком и обогревом. Обогрев приямков следует осуществлять в городах, где средняя температура наиболее холодного месяца ниже 0°С.
На станциях всех линий, наземных вестибюлях подземных линий, а также в пунктах технического осмотра в тупиках следует предусматривать уборные на два отделения.
Сточные воды из уборных, расположенных ниже городских сетей, следует удалять насосами по напорному трубопроводу, проложенному в специальной скважине.
Санитарно-технические устройства в наземных сооружениях метрополитена (депо, мастерских, наземных тяговых подстанциях и др.) следует предусматривать в соответствии с существующими нормами для промышленных предприятий.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!