Ряды россыпных формаций


Эволюция россыпеобразования в пределах крупных минерагенических таксонов ранга провинций происходит на фоне многократной смены тектоно-геоморфологических обстановок. Это влечет за собой вскрытие разнотипных, разноглубинных и разновозрастных коренных источников и вовлечение в россыпеобразование минералов, обладающих различной гипергенной устойчивостью и миграционной способностью, что находит отражение в преимущественно полиминеральном облике большинства россыпных таксонов ранга провинций, иногда районов.

Поэтому с позиций минерагенического анализа при типизации россыпных территорий ранга провинций целесообразно выделять ряды россыпных формаций, свойственные участкам земной коры с определенным типом эндогенной металлогении и тектоно-геоморфологической эволюции и характеризующиеся в силу этого определенным спектром минеральных видов россыпей и сочетанием россыпных формаций. Как показал А.Д. Щеглов, основу такого общего металлогенического (минерагенического) районирования составляет принадлежность территории к тому или иному типу структур земной коры. Базируясь на современных представлениях о главных типах структур земной коры континентов, можно выделить следующие ряды россыпных формаций (таблица 2.2):

- орогенный (отвечающий орогенным покровно-складчатым поясам) с определенными различиями в наборе россыпных формаций и типов россыпеобразующей минерализации для возрожденных гор (областей ТМА) древних покровно-складчатых поясов на палеозойском основании и молодых (мезо-кайнозойских) орогенных поясов;

- платформенные ряды (соответственно древних и молодых образований платформенных областей);

- островодужный (вулканических островов).

Каждому из них соответствуют: а) минеральные типы россыпных месторождений; б) типы россыпных формаций (РФ), отвечающие данному тектоно-геоморфологическому состоянию земной коры, а также ископаемые, в том числе метаморфизованные, РФ.

Такой подход позволяет отойти от узкого "сырьевого" минерагенического анализа, долгие годы господствовавшего в геологии россыпей, и перейти к анализу общей минерагении россыпей, главной практической задачей которого является комплексная оценка россыпеносных площадей с особым вниманием к прогнозированию и выявлению ранее неизвестных стратиграфических уровней и "нетрадиционных" обстановок россыпеобразования, новых минеральных видов и промышленных типов россыпных месторождений (рис. 2.4 и рис. 2.5).

Самый молодой, островодужный ряд россыпных формаций (и близкий к нему по условиям россыпеобразования ряд формаций вулканических океанических островов), является редуцированным как по набору РФ, так и по типам россыпеобразующей минерализации. Незначительная продолжительность периода россыпеобразования (ограниченная плиоценом и четвертичным периодом), преимущественно талассогенный режим развития, значительная напряженность тектонических движений, высокая контрастность и расчлененность рельефа земной поверхности, в совокупности со специфическим набором россыпеобразующих формаций преимущественно вулканогенного происхождения - все это существенно сужает минеральный спектр россыпей (таблица 2.2 и рис. 2.4Б) и ограничивает арену действия россыпеобразующих процессов подножием молодых гор, сложенных преимущественно позднекайнозойскими вулканитами и вулканогенноосадочными породами. Последние, будучи относительно слабо литифицированы, легко разрушаются в процессе абразии (без предварительного выветривания) и дают начало россыпям ванадиеносного титаномагнетита, характерным практически исключительно островодужным комплексам.

Доминирующим типом рельефа являются вулканические горы и плато, к которым причленены узкие полосы морских и аллювиальных (аллювиально-пролювиальных) равнин и террас, иногда приподнятых на высоту до нескольких сотен метров. Концентрации рудных минералов сосредоточены почти исключительно в береговой зоне и ограничены современным пляжем и примыкающей частью подводного склона; россыпи в пределах террас редки, поскольку последние подвергаются энергичной деструкции или перекрыты лавовыми и пепловыми покровами. Свойственные данному типу регионов РФ, по-видимому, можно рассматривать как сочетание РФI и РФIV когда россыпеобразование сосредоточено в пределах молодых геоморфологических уровней, которыми в данном случае являются не днища долин, а молодые морские террасы. Для рассматриваемого ряда характерно отсутствие ископаемых РФ, а также весьма узкий профиль россыпной минерализации (титаномагнетитовые "железистые пески", иногда с примесью золота).

Характерными представителями россыпей современных островодужных комплексов (РФ современных геосинклинальных зон) служат прибрежноморские (пляжевые, террасовые и затопленных береговых линий) россыпи ванадиеносного титаномагнетита зоны Курильских, Японских, Филипинских островов.

(Эрогенный ряд россыпных формаций, отвечающий орогенным покровно-скпадчатым поясам различного возраста, может быть разделен на два подтипа: молодых покровно-складчатых поясов (или супертеррейнов мезозойского и кайнозойского возраста) и областей тектоно-магматической активизации древних складчатых структур, выраженных в современном рельефе как "возрожденные горы" (в понимании В.А.Обручева).

Характерными областями развития первого подтипа, ранее выделяемого нами в качестве орогенного элигеосинклинального ряда РФ, являются горно-складчатые сооружения (аккреционные пояса) мезозоид и альпид, где начало россыпеобразования приходится на конец орогенной и начало посторогенной стадий развития, когда денудационный срез достиг верхних уровней главнейших россыпеобразующих формаций. Согласно концепции плитной тектоники, к этим областям относятся коллизионные обстановки на границах столкновения континентальных плит или поддвига океанической плиты под континентальную.

Примером наиболее молодых кайнозойских областей с развитием россыпей рассматриваемого типа служат аккреционные области, возникшие на месте "зрелых" островных дуг, в понимании В.Е. Хаина (Новая Зеландия, Корякско-Камчатская область, Сахалин), заключающих в различной мере эродированные блоки более древних террейнов, в пределах которых обнажаются гранитоидные массивы, с которыми генетически связана золоторудная минерализация, а также ллатиноносные породы офиолитового комплекса. Несмотря на "большую древность" рельефа (присутствие локальных поверхностей выравнивания, следы более древних эрозионных циклов), россыпи этих областей относятся к РФ, (растущих гор), модифицированной влиянием горно-долинного оледенения, и к PФIV.

К территориям с рассматриваемым типом россыпной минерализации принадлежит значительная часть полиминеральных россыпных провинций с крупнейшими золотыми и оловянными (и оловянно-вольфрамовыми) россыпями при участии киноварных и редкометалльных россыпей (таблица 2.2), последние расположены либо на выступах более древних пород (россыпи ультраосновных-щелочных массивов), либо в полях развития пород черносланцевых миогесинклинальных комплексов (редкоземельные россыпи "серого" монацита). В пределах древних террейнов (срединных массивов) возможно также обнаружение ископаемых, в том числе метаморфизованных россыпей палеозойского и даже позднепротерозойского (рифей-вендского) возраста.

Обычно россыпи начальных этапов развития горных сооружений не сохраняются в силу господствующих в этот период геоморфологических обстановок растущих гор. Отражением россыпеобразующих процессов этого времени иногда являются металлоносные конгломераты (юрские, меловые, неогеновые), сохраняющиеся во внутригорных впадинах и по периферии межгорных впадин (золотоносные конгломераты Момского хребта, золотоносные конгломераты Калифорнии, р-на Отаго в Новой Зеландии, "White Channel Gravels" Юкона и др.). Активный денудационный срез как площадной, так и сосредоточенный в зоне долин в виде "эрозионного выреза", как правило, обеспечивает беспрерывное длительное вскрытие коренных источников и переработку значительных объемов рудного вещества. Тенденция к воздыманию, особенно отчетливая в отдельные фазы неотектонического этапа, способствовала преобладанию россыпных формаций, связанных с горным рельефом (РФI и РФII). Проявившаяся в разной степени тектоническая стабилизация, приходящаяся в мезозоидах на палеоген, зафиксирована во фрагментах региональной поверхности выравнивания, с которой были связаны россыпи РФIII, разрушенные впоследствии и сохранившиеся только в виде ископаемых образований, чаще всего в захороненном состоянии во внутригорных впадинах. Такую же роль сыграло локальное миоценовое выравнивание, в наибольшей мере проявившееся по периферии горных сооружений, на стыке с внутригорными впадинами. Лишь в отдельных стабильных блоках формирование РФIII было более растянуто во времени (см. рис. 2.5А).

Характерным представителем рассматриваемых провинций является Верхояно-Колымская орогенно-складчатая система. Россыпные формации, связанные с современным горным рельефом, отделены здесь во времени от начала вскрытия коренных источников интервалом в несколько десятков (20-80) млн. лет. Мощность достигнутого за это время денудационного среза оценивается, например, для мезотермальных золоторудных формаций, в 1.5-2.5 км, а для разновозрастных оловорудных формаций в 1.5-2.5, 1.3-1.5 и 0.5-0.6 км. Киноварные проявления, сопровождаемые россыпями, находятся в начальной стадии вскрытия; большинство из них вступило в сферу денудации только в неогене.

Ряд россыпных формаций древних повторно активизированных покровно-складчатых (аккреционных) поясов различных генераций, отвечающих байкальскому, каледонскому и герцинскому циклам Бертрана, характеризуется весьма широким спектром РФ и типов россыпеобразующей минерализации. В их пределах размещены многие крупнейшие россыпные провинции Мира, в том числе в пределах России такие, как Уральская (Урало-Тиманская), Алтае-Саяно-Байкальская провинции с характерным для них золото-платиновометалльно-редкометалльным и золото-оловоносным профилем минерализации и хорошей сохранностью промышленно-значимых ископаемых россыпных формаций, наряду с россыпными формациями, отвечающими орогенному этапу тектоно-геоморфологического развития территории (таблица 2.2).

Орогенный эпиплатформенный ряд россыпных формаций характерен для областей тектоно-магматической активизации, возникших на месте древних консолидированных структур и выделяемых в рельефе особым типом морфоструктур, определенным В.А. Обручевым как "возрожденные горы". Наиболее крупный среди них -Центрально-Азиатский внутриконтинентальный пояс тектоно-магматической активизации.

Многие области эпиплатформенного орогенеза пережили несколько этапов активизации, что предопределило не только наложение разновозрастной и разнотипной россыпеобразующей минерализации, но и разновременное ее вскрытие. Среди сложной гаммы россыпеобразующих коренных источников областей тектоно-магматической активизации следует отметить: золотое оруденение в связи с субщелочными гранитами и сиенитами ("куранахского" и "рябинового" типов в Центрально-Алданском районе), оруденение "балейского типа" в Забайкалье и золото-серебряное оруденение в областях вулканогенной активизации (Охотско-Чукотский вулканогенный пояс); широкий спектр редкометалльно-вольфрамо-оловоносных месторождений - от пегматитов и апогранитов до кварцево-жильных месторождений, служащих источником крупных комплексных, (танталит-колумбит)-вольфрамит-касситеритовых россыпей; субщелочные граниты и гранитоподобные метасоматиты с редко-металльной (колумбит, циркон, гаттчетолит) россыпеобразующей минерализацией (Северное Забайкалье), карбонатиты, щелочные базальтоиды с камнецветным сырьем (хризолитом, пиропом и пр.) (см. рис. 2.4А).

В целом важнейшими чертами россыпной минерагении описываемых площадей являются следующие;

1. Сочетание разноформационных, разновозрастных и разноглубинных коренных источников, определяющее минеральное разнообразие россыпей и полиминеральный облик как провинций в целом, так и отдельных россыпных районов.

2. Отчетливая ярусность размещения россыпеобразующего оруденения: более раннего и более глубинного - в осевых частях крупных положительных морфоструктур, позднего и менее глубинного - на крыльях поднятий и в области перехода к внутригорным впадинам.

3. Преимущественное развитие РФ растущих гор, в меньшей мере снижающихся гор (соответственно РФI и РФII), в сочетании с РФ внутригорных впадин (РФIV), особенно типичных для областей развития наложенных впадин типа "Дива", а также для областей молодого рифтогенеза (Северное Прибайкалье).

4. Сохранность реликтовых РФ с ископаемыми, а том числе метаморфизованными, россыпями.

Платформенный ряд россыпных формаций отличается от описанных выше по целому ряду признаков, среди которых важнейшие: значительный возрастной диапазон россыпей, широкое развитие древних и ископаемых РФ, транзитность минеральных ларагенезисов, преобладание россыпей дальнего переноса и переотложения.

В пределах древних платформ эволюция россыпеобразования может охватывать период продолжительностью до 2-2.5 млрд. лет. За это время имели место не только многократное возобновление тектоно-магматической активности и формирование россыпеобразующих рудных формаций, неоднократная смена континентальных и талассогенных этапов седиментационных бассейнов и т.д., но и необратимые изменения как структуры земной коры, так и общего состояния атмосферы, гидросферы и биосферы Земли, определяющие условия высвобождения и миграции россыпеобразующих минералов. Именно на платформах в наибольшей мере реализуются условия для миграции аллотигенных минералов, устойчивых в процессах переноса и переотложения, таких как алмаз, циркон, рутил, кианит, силлиманит (см, рис. 2.5 и таблица 2.2).

Следует остановиться еще на одной особенности россыпной минерагении древних платформ. Разновозрастные, в том числе наиболее древние комплексы кристаллических пород складчатого основания платформ, могут сохранять свою россыпеобразующую роль на протяжении длительных отрезков геологической истории, либо стабильно, либо периодически "изымаясь", а затем вновь включаясь в сферу россыпеобразования через кору выветривания или через промежуточные коллекторы, Иногда разрыв во времени между формированием россыпеобразующего оруденения и формированием промышленных россыпей составляет до 2.3-2.5 млрд, лет, а длительность пребывания коренных источников в сфере россыпеобразования превышает 2 млрд. лет (например, между золоторудным и редкометалльным оруденением архейских зеленосланцевых поясов и гранито-гнейсовых куполов и кайнозойскими россыпями), В общем случае, древним платформам свойственны:

1. Весьма длительная эволюция, охватывающая восемь мегациклов (с учетом доплатформенного этапа).

2. Многократная мобилизация россыпеобразующих минералов в процессе перемыва древних толщ и их переотложение на новые стратиграфические уровни. Этот процесс не только вызывает многократное обогащение россыпей в одних случаях или рассеяние полезных компонентов в других, но и создает от этапа к этапу качественно новые минеральные парагенезисы под влиянием трех основных факторов: реализации миграционных свойств минералов (через их Кгу), включения "новых" и выведения из сферы россыпеобразования "старых” коренных источников, направленно-циклических изменений литогенеза.

3. Геохронологическая транзитность и преемственность россыпеобразующих процессов как важнейшая особенность платформенного россыпеобразования, определяющая широкий возрастной диапазон россыпей, распространенность ископаемых россыпных формаций, сочетание, а часто и пространственную совмещенность аллохтонных и автохтонных россыпей.

Одним из следствий геохронологической транзитности россыпеобразования является весьма широкий набор минеральных классов россыпей на платформах. Их облик определяют алмаз, золото, цирконий, титан, ниобий, тантал, олово, редкие земли, драгоценные и поделочные камни, отчасти платина. Весьма широко распространены комплексные полиминеральные россыпи. "Запрещенными" минеральными классами россыпей для платформ являются вольфрамовые, киноварные россыпи, россыпи ванадиеносного титаномагнетита, нефрита, жадеита. Следует также иметь в виду, что на россыпную минерагению платформ оказывают влияние геологические процессы, протекающие в их обрамлении: консолидация, повторная тектоно-магматическая активизация и денудация, которые определяют появление в осадочном чехле платформ "чуждых" минеральных ассоциаций, отражающих влияние внеплатформенных областей сноса (например, появление хромита в юрских россыпях Русской плиты за счет его поступления со складчатых сооружений Урала; такую же природу имеют концентрации тонкого и мелкого золота в Вилюйской котловине на Сибирской платформе, в Вятско-Камском регионе на Русской плите и т.д.).

Типовыми россыпными формациями платформ являются РФIII (пенеплена) как унаследованная, так и ископаемая, погребенная либо вторично экспонированная, и разнообразные варианты РФIV. Лишь локально, в пределах отдельных активизированных блоков, формируются молодые РФц (Ловозерский и Хибинский массивы на Кольском полуострове) (рис. 2.5А).

По сравнению с древними платформами россыпная минерагения молодых платформ на палеозойском (Западно-Сибирская, Туранская, Скифская плиты) и мезозойском (Восточно-Арктическая шельфовая область) основании отличается сокращенным возрастным диапазоном (мезо-кайнозой и кайнозой соответственно), более узким набором россыпных формаций и спектром минеральных типов россыпей (таблица 2.2 и рис. 2.5Б).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!