Общие черты россыпной минерагении Восточно-Сибирской платформы


Россыпеобразующее оруденение мегапровинции различно по своему профилю, возрасту, тектонической позиции. Древнейшими россыпеобразующими формациями доплатформенного этапа являются редкоземельная (в виде монацита) минерализация в связи с древними гранитами архейских гранито-гнейсовых куполов и золоторудная минерализация в связи с позднеархейскими и раннепротерозойскими зеленокаменными поясами. Обе формации локализованы в областях кратонов Алданского и Анабарского щитов. Золоторудная минерализация в свою очередь дала начало докембрийским (протерозойским, рифейским) золотоносным олигомиктовым осадочным формациям протоплатформенного комплекса, в составе тяжелой фракции которых, наряду с золотом, присутствуют также кластогенный циркон, монацит, апатит, турмалин (рис. 3.13). В пределах примыкающих к платформе байкалид (Енисейский кряж и Таймыр) первоисточниками золотоносных россыпей послужили прорванные гранитами углеродистые породы черносланцевой формации верхнего рифея, содержащие протяженные зоны прожилково-вкрапленной золото-сульфидной и золото-кварцевой минерализации. Они же послужили источником сопутствующей золоту ллатинометалльной и редкоземельной минерализации.


Безусловно, одним из главных минеральных типов россыпей рассматриваемой мегапровинции являются алмазы, выводящие ее на одно из первых мест среди алмазоносных провинций мира. Особую роль в становлении минерагенического облика мегапровинции сыграл специфический магматизм, которым отмечены этапы тектоно-магматической активизации платформы, число которых достигает 10. Наиболее продуктивным временным интервалом в отношении коренных источников алмазов явился средний палеозой, в отношении редких земель - рифей (неопротерозой) (800-600 млн. лет), в отношении МПГ - поздний протерозой и начало мезозоя (триас), а в отношении золота - протерозой и этап мезозойской тектоно-магматической активизации. Ультраосновной-щелочной кимберлитовый и ийолит-карбонатитовый платформенный магматизм дал начало не только алмазоносным россыпям, но и уникальным по составу и богатству поликомпонентным редкометальным россыпям в связи с карбонатитами (Томтор, Татарка и др.). С массивами ультраосновных-щелочных пород триасового возраста ассоциирует уникальная россыпная минерализация иридосминового типа (Гулинский массив), а также россыпи ювелирного оливина-хризолита (Кугда, трубка "Удачная"). С триасовым трапповым магматизмом южного фланга Тунгусской синеклизы связано появление собственно титановых (ильменитовых) россыпей: ближнего сноса (Магдагашская площадь) и дальнего переноса (месторождение Тулун). Особую роль в формировании золотого россыпеобразующего оруденения, наряду с событиями позднего протерозоя (рифейским магматизмом), принадлежит субщелочному магматизму этапа мезозойской тектоно-магматической активизации, охватившей Алдано-Становую область и, особенно, Центрально-Алданский район.

Рассмотренные типы россылеобразующих формаций определили широкий минеральный спектр россыпей. Главным минеральным типом россыпей мегапровинции являются россыпи алмазов, которые группируются в пределах двух россыпных провинций - Якутской и Тунгусской - и представлены, наряду с преимущественно четвертичными, россыпями, концентрациями алмазов в древних терригенных осадочных породах, которые обычно играют роль промежуточных коллекторов молодых россыпей.

Россыпи золота также широко распространены в пределах мегапровинции, причем районы сосредоточения богатых промышленных россыпей приурочены к входящим в состав мегапровинции древним складчатым поясам - байкалидам Енисейского кряжа и Таймырской области и южному активизированному флангу платформы - Алдано-Становому щиту.

Платинометалльные россыпи в пределах рассматриваемой россыпной мегапровинции представлены четырьмя главными типами (перечислены в порядке значимости): иридисто-платиновыми россыпями ближнего сноса в связи с концентрическими массивами ультраосновных щелочных пород в пределах Алданского щита; иридосминовыми (с золотом) россыпями ближнего сноса Тулинского массива; собственно платиновыми россыпями Норильского р-на и аллохтонмыми концентрациями родистой платины в меловых, неогеновых и четвертичных осадках Приленской области (на севере) и Лено-Вилюйского прогиба (на юго-востоке) платформы.

Уникальный тип россыпей (а точнее, гетерогенных хемогенно-россыпных месторождений) в пределах Сибирской платформы представляют собой сложные по составу поликомпонентные "ультрабогатые руды" Томторского месторождения (участок Буранный), накопившиеся на склонах и в днище замкнутых картово-озерных котловин, сформировавшихся по карбонатитам Томторского массива УЩК в период их вскрытия в начале-середине палеозоя и впоследствии захороненные под осадками каменноугольного и более молодого возраста. Процесс формирования этих залежей шел по двум схемам: гравитационной с накоплением редкометалльных кластогенных минералов карбонатитового комплекса и хемогенной, с переотложением части рудных компонентов, в том числе редких земель, скандия, иттрия на комплексных геохимических барьерах, имевшей место на завершающем этапе формирования россыпи и в период ее захоронения. Вторая важная особенность Томторской россыпи состоит в том, что хорошая сохранность этой россыпи, приуроченной к базальному горизонту платформенного осадочного чехла, позволяет говорить о возможности сохранности масштабных ископаемых РБС.

Подчиненное значение имеют россыпи титановых минералов, сосредоточенные в юго-западной части мегапровинции (Тулун, Магдагашская площадь).

С позиции формирования алмазоносности платформы, в геологической истории собственно платформенного этапа ее развития выделяются пять основных тектоно-магматических и денудационно-седиментационных циклов, важных для формирования россыпей:

1. Позднепротерозойский: внедрение экструзивных пород кимберлитов и щелочных базанитов по южной и северной окраинам платформы и формирование потенциальных промежуточных коллекторов в составе раннерифейской (мукунская, сололийская и др. свиты), позднерифейской (верхнебилляхская, лопатинская и др. свиты) и ранневендской (староречинская, томторская и маастахсткая свиты) формаций.

2. Среднепалеозойский: произошедшее в три этапа внедрение основной массы алмазоносных кимберлитов - в позднем ордовике (Накынское. отчасти Малоботуобинское поля), в позднем силуре и в позднем девоне-раннем карбоне (Далдынское, Алакитское и Малоботуобинское поля). С позднедевонской эпохой связано также формирование щелочных лампрофиров и карбонатитов Томторского комплекса с богатейшей редкометалльной минерализацией и йиолит-карбонатитов Уджинского комплекса, пенепленизация территории на рубеже девона и карбона, вскрытие массивов УЩК и формирование древнейших автохтонных редкометалльных россыпей и последующее формирование древнейших терригенных промежуточных коллекторов алмазов. Завершает этап формирование пород толеито-базальтовой и субщелочной основной формаций.

3. Позднепалеозойский этап, подразделяющийся на две стадии: раннюю (C1-P1) - денудация и выравнивание в Оленекско-Анабарской и Ботуобинско-Мархинской областях, поднятие и формирование промежуточных терригенных коллекторов по окраинам Тунгусского, Лено-Вилюйского и др. прогибов, и позднюю (P2), ознаменованную формированием Маймеча-Котуйского комплекса УЩК с уникальной Ir-Os-Au россыпеобразующей минерализацией и излияниями базальтов Вилюйско-Мархинского комплекса.

4. Мезозойский этап, ознаменовавшийся в начале-середине триаса (T1-2) мощной тектоно-магматической активизацией, охватившей практически всю платформу, но особенно мощно проявившейся в Тунгусской синеклизе а виде излияний толеит-базальтов (траппов) и по северному (Маймеча-Котуйская область) и южному (Чадобецкое поднятие) флангам платформы. Завершился этап новой вспышкой кимберлитового магматизма (неалмазоносного). Влияние посткимберлитового траппового магматизма на формирование алмазоносных россыпей двояко; с одной стороны, траппы сократили площади питания россыпей из первоисточников, а с другой, в определенной мере способствовали сохранности промежуточных коллекторов пермо-карбонового возраста. Вторая половина этапа (T3-J1) в центральной части платформы -время денудации и выравнивания в области поднятий, сопряженное с накоплением лимно-паралической угленосной формации. В это время сформировался широкий спектр алмазоносных россыпей - от пролювиально-озерных и аллювиальных в непосредственной близости от трубок, до прибрежно-морских - в периферической области осадочных бассейнов.

5. Кайнозойский этап россыпеобразования (незавершенный), заключающий основную массу промышленных россыпей мегапровинции в целом, характеризовался формированием широкого генетического спектра россыпей как за счет пород первоисточников, так и за счет многократного переотложения алмазоносного материала через систему промежуточных коллекторов, в результате чего во многих случаях (в том числе для уникальных россыпных месторождений Анабарского района) связь с первоисточниками полностью оказалась утраченной.

В целом в настоящее время в пределах мегапровинции представляется возможным выделить следующие установленные и потенциальные эпохи россыпеобразования: раннепротерозойскую (Au) потенциальную, раннерифейскую (Au, тяжелые минералы) с непромышленными россыпными проявлениями, палеозойскую (редкие металлы, алмазы) с промышленными и потенциально-промышленными россыпями, юрскую (Au, алмазы, возможно, МПГ и TiZr), меловую (Au, МПГ, TiZ) потенциальную, палеогеновую (Au), неоген-четвертичную (большинство промышленных россыпей Au, МПГ, алмазов, редких металлов и др.). Минерагенические различия отдельных россыпных провинций, а внутри них подпровинций показаны в таблице 3.2.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!