Россыпной потенциал Гималайского сектора подвижного пояса


Высокогорная система Гималаев протяженностью около 3000 км и шириной 250-350 км, характеризующаяся складчато-покровной структурой и высотами более 6000 м, образует восточный фланг подвижного пояса. Она имеет отчетливое зональное строение и включает (в направлении с юга на север) четыре тектонические и орографические зоны, разделенные надвигами: а) Сиваликскую (Суб-Гималаи, или Предгорную), сложенную миоценовой молассой предгорного прогиба и четвертичными осадками; б) Малые (или Низкие) Гималаи, сложенные метаосадочными породами кембрия-мезозоя, в составе которых преобладают фации Индостанского полуострова, на севере перекрытые надвиговыми покровами гнейсов Высоких Гималаев; в) Центральные (Высокие), или Кристаллические, Гималаи, сложенные гнейсами докембрийского фундамента, перекрытыми палеозой-мезозойскими породами осадочными тетического происхождения, интрудированными многочисленными плутонами миоценовых аплитовых гранитов; г) Тибетские Гималаи (или Тетис-Гималаи), сложенные непрерывной (от кембрия до эоцена) серией осадочных шельфовых породам Неотетиса. Осевое положение в структуре Гималаев занимает пояс триас-меловых офиолитов, и докембрийских гранулитов, и кристаллических сланцев Инда-Брамапутра (Инда-Цангпо). по которому проходит граница Индийской и Евразийской плит.

С точки зрения формирования россыпного минерагенического профиля мегапровинции весьма важным является тот факт, что в современном уровне среза Гималаи более, чем на 3/4 своего объема сложены глубокометаморфизовамными кристаллическими породами, которые принадлежат кристаллическому фундаменту Индостана, или являются продуктами глубокого эогималайского метаморфизма, достигшего гранулитовой и амфиболитовой фаций высоких давлений, датируемого 40-25 млн, лет; также имеет место широкое распространение пород офиолитовой формации.

Поднятие Гималаев, начавшееся в главную коллизионную фазу, составляющую эогималайский этап развития горной системы (средний эоцен-поздний олигоцен) произошло довольно быстро (на протяжении около 10 млн. лет) и активно продолжается в неогималайский этап (ранний миоцен-поныне), особенно в последние 8 млн. лет, со скоростью около 10 мм/г (10 км/млн. лет). Это способствует быстрой и глубокой эксгумации слагающих аккреционные призмы разновозрастных пород, что зафиксировано в осадках мощной Индской (Бенгальской) дельты, формирование которой началось с эоцена, и в мощной неогеновой молассе Предгималайского прогиба. Скорости поверхностной эрозии, по данным различных источников, составляют: речной врез - 5-10 и более км/млн. лет. ледниковое выпахивание (при том, что мощность отдельных долинных ледников Высоких Гималаев достигает 200 м) - 5-7 км/млн. лет. В той же работе приведены данные о том, что мощность удаленного слоя (снятие литостатической нагрузки) составила в районе Нанга Парбат (Пакистан) 15-20 км за 2 млн, лет, а в Высоких Гималаях Непала - 25 км за 4-6 млн. лет. Существенный вклад в снятие литостатической нагрузки и усиление эрозии внесло также гляциоэвстатическое поднятие в периоды дегляциации, амплитуда которого в Тибетской части пояса достигала 500-700 м.

Все это указывает на возможность глубокого денудационного вскрытия разновозрастных и разнотипных потенциально россыпеобразующих формаций (от кристаллических пород докембрийского основания, гранулитов этапа эогималайского метаморфизма, ультрабазитов мезозойских офиолитовых поясов, миоценовых лейкогранитов и др.) с одновременным накоплением продуктов их разрушения в составе молласовой формации предгорной зоны и внутригорных продольных впадин, которая в свою очередь могла выступать в качестве промежуточного коллектора аллювиальных и пролювиальных россыпей. Эти предпосылки однако не находят реализации в виде формирования сколько-либо значительных россыпных концентраций, которые отрабатывались в прошлом и могут представлять потенциальный промышленный интерес в будущем.

Относительно наиболее полные сведения по россыпям Гималайского сектора орогенно-складчатого пояса касаются россыпей, ассоциирующих с молодыми альпинотипными ультрабазитами (жадеита и нефрита), а также с породами высоких ступеней метаморфизма (преимущественно россыпи камнецветного сырья) в пределах выступов докембрийского фундамента в зоне Высоких Гималаев. Большинство из них представлено мелкими россыпями и россыпными проявлениями. Всего в пределах рассматриваемой мегапровинции известны лишь несколько районов развития промышленных россыпей и потенциально промышленной россыпной минерализации.

Безусловно, наиболее известным является Северо-Бирманский жадеитоносный район на юго-восточном замыкании подвижного пояса (Бирманская складчатая зона), которое характеризуется меньшей контрастностью рельефа (отметки менее 3000 м). Россыпной район находится на севере Бирмы (Мьянма), в бассейне р. Уру, притока р. Чиндуин, где располагаются крупнейшие и богатейшие в Мире жадеитовые россыпи, группирующие в пределах пояса развития альпинотипных ультрабазитов эоценового возраста (т.н. "бирманская зоны палеогенового метаморфизма"), простирающегося по границе альпид с выступом докембрийского фундамента Шанского массива в составе мезозоид Юго-Восточной Азии. Россыпи, имеющие аллювиальное и ледниковое происхождение, известны и отрабатываются здесь, по крайней мере, начиная с Xlll в. Поля их развития ассоциируют с серпентинитовыми массивами (Таумау и др.) и полями развития вмещающих глаукофановых и каринтиновых сланцев, россыпеобразующая минерализация которых представлена преимущественно жадеит-альбитовыми телам.

Среди россыпей, являющихся главным источником получения высококачественного ювелирного и поделочного жадеита, различаются жадеитоносные конгломераты, склоновые, аллювиальные и ледниковые россыпи. Конгломераты, имеющие нижнечетвертичный возраст, залегают на поверхности среднегорного плато и высоких террасах р. Уру. Мощность конгломератовой толщи составляет 300 м, а занимаемая ими площадь имеет протяженность несколько десятков км при ширине 3-6.5 км. Жадеитовая галька и валуны образуют прослои в толще песчаников и гравелитов с пропластками бурого угля. Таково знаменитое м-ние Хаека, в котором встречаются валуны высококачественного бездефектного ювелирного жадеита массой до 7 кг, в том числе с участками изумрудно-зеленого империала. Наряду с жадеитовой галькой и валунами, в конгломератах присутствует золото.

За счет коренных источников и в результате размыва конгломератов по долинам рек Уру и ее притоков сформировались также богатые аллювиальные россыпи, из которых, часто прямо из русла, добывается высококачественное сырье. Среди них крупнейшим является месторождение Мамон, сформировавшееся за счет жадеитоносных пород массива Таумау. Жадеит аллювиальных россыпей разносится на расстояние десятков километров от источника питания; он, как правило, покрыт коркой, плотной или имеющей пористое строение.

В высокогорных районах северного Пакистана (бассейн р. Хунза в хр. Каракорум) и Афганистана (Восточный Гиндукуш) также известны небольшие россыпи рубина, ассоциирующие с коренными проявлениями скарновой формации. В обоих случаях источником россыпной минерализации служат инъецированные гранитами, аплитами и диоритами кальцитовые разновидности мраморов докембрийского (архейского) возраста. Сами россыпи невелики по масштабам и представлены элювиально-склоновыми образованиями, располагающимися в непосредственной близости (первые десятки метров) от выходов минерализованных пород. Рубин в россыпях ассоциирует с розовой шпинелью, гранатом и турмалином (дравитом).

Россыпные проявления камнецветного сырья в рассматриваемом высокогорном узле альпийского пояса представлены также комплексными россыпями в связи с миароловыми пегматитами, содержащими полихромные турмалины, рубеллит, топаз, аметист. Этот тип россыпной минерализации выявлен в пределах Музколь-Рангульской зоны Восточного Памира. Он во многом повторяет особенности россыпеобразующей минерализации редкометалльной пегматитовой формации Афганистана, которая также вносит свой вклад в образование локальных элювиально-слоновых и склоново-пролювиальных россыпей, наряду с камнецветным сырьем контактово-метасоматического происхождения (россыпное проявление Снежное в районе г. Трезубец).

В целом, россыпной потенциал Альпийско-Гималайского пояса незначителен и не идет ни в какое сравнение с россыпным потенциалом рассмотренных выше орогенно-складчатых систем палеозойского и мезозойского возрастов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!