Россыпная минерагения Скифской и Туранской плит


Скифская и Западно-Туранская плиты сформированы на складчатом основании, которое, как подчеркивает В.Е. Хайн, представляет собой восточное продолжение герцинид Европы. Обе плиты объединяет также то, что, соседствуя на севере со структурами древнего заложения, на юге они граничат с наложенными на герцинское основание орогенными структурами Кавказско-Копетдагского сегмента альпид. Это привело к тому, что вдоль южной границы обеих плит возникли наложенные передовые прогибы, выполненные мощной молассой, и, кроме того, создались две различные по возрасту, минерагенической специализации и уровню среза области питания россыпей. Насколько существенен этот фактор, хорошо показывает пример Ставропольского россыпного района в Предкавказье: в титано-циркониевых россыпях прослеживается совместное влияние двух областей питания дренируемых крупными речными системами (Палео-Дон и др.) "Северной суши" и молодой, активно растущей островной системы Большого Кавказа. Реальный вклад каждой из них широко дискутируется в специальной литературе.

Наиболее древние россыпные концентрации тяжелых минералов в осадках Туранской плиты и соединявшего ее с ЗСП Тургайского прогиба установлены в континентальных образованиях средней юры-раннего мела. А.А.Лузановский выделяет мел как наиболее раннюю эпоху прибрежноморского россыпеобразования. Предполагается, что с этим временем могут быть связаны также палеодолинные россыпи в краевых частях плиты.

Наиболее значительные комплексные россыпи тяжелых минералов установлены в отложениях олигоценового возраста, в том числе в осадках тургайской серии среднего-верхнего олигоцена Тургайского прогиба. В их число входит детально описанное в 1958 г. П.В. Нечаевым Тобольское месторождение аллювиального генезиса (при участии эоловых процессов), а также прибрежно-морские (пляжевые и донные) россыпи Восточного Прииргизья и Северного Приаралья (Агиспе, Жебыке, Терисбутак). Формирование россыпей происходило в несколько этапов в условиях активизации движений начала неотектонического этапа (рис. 5.4) на фоне чередующихся фаз трансгрессии и регрессии с переотложением тяжелых минералов из размываемых более древних продуктивных свит, что определяет двухпластовое строение либо разновозрастность пластов отдельных россыпей (в пределах среднего-верхнего олигоцена). Россыпи Приаралья характеризуются высокой зрелостью минерального состава; их первоисточником служили комплексы пород, слагающих Мугоджары и южное замыкание Урала.

В пределах Скифской плиты и ее западного окончания - Мезийской плиты повышенные концентрации тяжелых минералов отмечены в осадках позднего олигоцена и на разных стратиграфических уровнях миоцена, однако наиболее важными в промышленном отношении являются россыпи тяжелых минералов сарматского возраста среднего миоцена. Как показывает пример Скифской (Северо-Кавказской) россыпной провинции, профиль россыпной минерагении кайнозойского осадочного чехла определяют; 1) комплексные титано-циркониевые россыпи (россыпи тяжелых минералов) преимущественно миоценового (и более молодого) возраста, продолжающие единый эволюционный ряд комплексных ПМР расположенной севернее Восточно-Европейской платформы; 2) скопления мелкого-тонкого золота в плиоценовом и четвертичном аллювии и отложениях в континентальных дельтах рек, дренирующих ВЕП, а также северный склон Большого Кавказа (в пределах Кубанского и Терского прогибов, бассейны рек Кубани и Терека). Кроме того, западная часть плиты, вдающейся в пределы покровноскладчатой системы альпид Европы, находится в границах Карпатской янтареносной субпровинции. Известные скопления янтаря, как и россыпные проявления тяжелых минералов, концентрируются в области мелководного залива, занимавшего западный фланг плиты, вдающийся в пределы складчатых сооружений, и частично восточный фланг самих складчатых сооружений. Янтареносными являются т.н. карпатские песчаники с прослоями глинистых сланцев (песчаники кейва), напоминающие "голубую землю" Самбийского полуострова в Балтийско-Днепровской провинции ВЕП, с той разницей, что они подверглись метаморфизму в альпийскую фазу тектоногенеза, в некоторых местах до образования кварцитов. Под влиянием метаморфизма янтарь приобрел красноватый оттенок с образованием тонкой сильно трещиноватой черной корки. Кроме верхнеэоценовых собственно морских россыпей янтаря в районе известны также эоловые его концентрации в песках олигоценового возраста, в миоценовых песчаниках, а также в четвертичных аллювиальных и пляжевых осадках (Добруджа, побережье Черного моря). Добыча янтаря в Карпатском регионе ведется на протяжении более полутора веков, причем отдельные находки янтаря имеют размер до 16 см.

Однако основным минеральным типом россыпных месторождений в пределах Скифской плиты следует считать комплексные титано-циркониевые россыпи, образующие несколько ареалов распространения, самый западный из которых расположен на территории Румынии в пределах Мезийской плиты на западном ее замыкании, а следующий к востоку - в обрамлении Киркинитского залива; целая серия перспективных площадей располагается в Азово-Каспийском секторе плиты. Все они имеют плиоцен-четвертичный возраст и образуют единый возрастной ряд с прибрежно-морскими россыпями тяжелых минералов современного шельфа Черного моря. Главным районом развития россыпей тяжелых минералов с реальными промышленными перспективами в пределах плиты является Ставропольский район, в котором известны более 6 россыпей и россыпных проявлений, в том числе промышленное Бешпагирское месторождение, планируемое к освоению.

Важная особенность россыпей Ставропольского россыпного района заключается в значительной преемственности минерального состава их рудных песков по отношению к ассоциациям титано-циркониевых россыпей Русской плиты, которая позволяет предполагать, что главным поставщиком кластогенных рудных минералов в среднесарматский пролив был Палео-Дон, который, судя по имеющимся палеогеографическим реконструкциям, в это время был крупнейшей дренирующей системой, открывавшейся с севера в среднесарматский бассейн. Другим источником питания россыпей могла служить молодая Кавказская островная суша, на значительной площади которой в это время обнажались юрские терригенные породы, в которых установлены повышенные содержания кластогенных тяжелых минералов, в том числе циркона. При этом следует учитывать, что формирование терригенно-минералогических ассоциаций в юрских осадках бассейна, располагавшегося на месте Большого Кавказа, шло, главным образом, за счет существовавшей на месте Скифской плиты обширной суши, составлявшей одно целое с сушей ВЕП, т.е. первоисточники и промежуточные коллекторы россыпеобразующих минералов, сохраняющихся в условиях переноса и переотложения, могли быть теми же, что и в синхронных им россыпях Русской плиты. Начавшееся в олигоцене закрытие бассейна, обусловленное коллизионными процессами, вызванными продвижением к северу Аравийской плиты, отчленение Восточного Паратетиса и инверсия рельефа резко изменили палеогеографическую ситуацию: область осадконакопления сместилась к северу, а на юге появилась быстро растущая островная суша Большого Кавказа, признаки которой отчетливо фиксируются в виде дельтовых фаций уже в разрезе нижнемиоценовых (майкопских) отложений (Лабинский район).

Помимо Ставропольского района комплексных ПМР, в восточном секторе провинции выделяются также другие площади с непромышленными или неясными перспективами: Таманский, Тимашевский (в пределах Западно-Кубанского прогиба и Адыгейского выступа), Приазовский (вблизи Ростовского выступа), Ергенинский районы. Последний район находится в области миоцен-плиоценовой палеодолины Ергень-реки, протягивавшейся в субширотном направлении от Ергенинского поднятия через север Ставропольского свода к Азовскому морю. Повышенные концентрации тяжелых минералов установлены как в осадках палеодолины на Ергенинском поднятии, так и в подстилающих отложениях на глубинах 100-150 м.

Следует отметить еще одну важную, с нашей точки зрения, особенность титано-циркониевых россыпеносных формаций Северо-Кавказской провинции: их частичное положение в границах элизионных нефтегазоносных бассейнов, что определило возможное совмещение россыпей с гидрогенными концентрациями металлов, а в отдельных случаях, деформацию рудоносных слоев под влиянием процессов диапировой тектоники, например, в Таманском районе.

Минерагению осадочного чехла Скифской плиты определяют также повышенные концентрации мелкого и тонкого золота (МТЗ) в песчаногравийных осадках. Россыпная золотоносность осадочного чехла собственно Скифской плиты (исключая мелкие россыпи золота в горных долинах ее горного обрамления, в частности, северного склона Бол. Кавказа) представлена: а) концентрациями мелкого гравитационно-извлекаемого золота в песчано-гравийно-галечных отложениях континентальных дельт предгорных прогибов, сформированных в период роста альпийских сооружений (бассейны рек Терека и Кубани); б) концентрациями МТЗ в рудных песках ископаемых титано-циркониевых россыпей (например, в месторождении Бешпагир); в) скоплениями МТЗ в отложениях современных пляжей и в древних песчаных отложениях преимущественно аллювиального происхождения в акватории Азовского моря, Керченского пролива и Таманской части шельфа Черного моря.

Этот последний тип скоплений МТЗ, по данным украинских геологов, связан в основном с выносом крупных палеодолин (Палео-Дона и других) в периоды низкого стояния уровня моря. В пределах Азовского моря и Керченского пролива выделяются, по крайней мере, две генерации таких палеоврезов: послечаудинские долины позднеплиоцен-раннеголоценового возраста и послекарангатские долины начала раннего плейстоцена, залегающие на глубинах до 40-50 м.

Известны также единичные находки мелких алмазов в пляжевых песках (в частности, в районе Таганрога), а также гранатов с повышенной пироповой компонентой (в районе оз. Соленого).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!