Сборка сварных соединений


В настоящее время существует тенденция к значительному сокращению объема сварки на монтаже всех металлоконструкций, кроме листовых. Например, в наиболее массовых объектах промышленного строительства — одноэтажных промышленных зданиях монтажная сварка в современных проектах почти не применяется. Все большее число монтажных стыков и узлов проектируется на обычных или высокопрочных болтах. Однако некоторые монтажные соединения выгоднее выполнять сварными, так как их изготовление и сборка на болтах в совокупности получаются дороже, чем сварка.
В первую очередь это относится к стыкам, которые выполняются на земле при укрупнительной сборке большегабаритных и длинномерных конструкций. По условиям перевозки эти конструкции отгружаются с заводов-изготовителей отдельными элементами, а перед монтажем укрупняются на месте в монтажные блоки.
Сборка сварных монтажных соединений состоит из временного закрепления собираемых элементов и подготовки соединения под сварку (оформления), т.е. создания заданных зазоров и ликвидации депланаций. Конструктивное решение соединения должно обеспечивать возможность выполнения этих операций с минимальными трудозатратами и незначительным расходом стали на изготовление сборочных приспособлений.
В конструкциях производственных зданий на монтажной сварке иногда еще выполняют стыки колонн высотой более 13,5 м подкрановых балок пролетом более 12 м, а также стыки монорельсов.
Монтажные стыки колонн одноэтажных зданий собирают с помощью пробок и болтов, которые вставляются в отверстия накладки-шаблона (рис. 7.10,а). Эти отверстия сверлят в отправочных элементах колонн и накладке с большой точностью по шаблонам, что позволяет при забивке пробок обеспечить прямолинейность и соосность собираемых колонн.
Сборка сварных соединений

При сборке используют болты класса точности В или С. Болты служат для временного закрепления собранной конструкции и ликвидации смещений свариваемых встык стенок колонны. Монтажные стыки подкрановых балок собирают с помощью болтов, которыми скрепляют уголки, приваренные в спаренном виде на заводе-изготовителе при общей контрольной сборке (рис. 7,10,б), При сборке многоэтажных колонн зазор под сварку можно выдержать с помощью прокладок нужной толщины, а временное закрепление осуществляется с помощью болтов, стягивающих два уголка, расположенных с зазором (рис. 7.10,в).
По мере сварки болты вынимают, а уголки срезают с помощью газовой резки или шлифовальных машинок. Heобходимость удаления уголков — недостаток такого сборочного приспособления,
В листовых конструкциях применяют только сварные соединения.
Для сборки листов ручной электродуговой сваркой применяют два типа приспособлений, которые хорошо зарекомендовали себя многолетней практикой.
Сборка сварных соединений

Приспособления первого типа (рис. 7.11,а,б) состоят из сборочных планок для вертикальных стыков и швеллеров для горизонтальных стыков. В планках и стенках швеллеров имеются по два прямоугольных отверстия. При сборке стыка планку или швеллер накладывают на шайбы, приваренные к стыкуемым листам на заводе-изготовителе, и в отверстия шайб забивают (сверху вниз) круглые клинья. Кроме сборочных шайб на стыках листовых конструкций, проходящих на заводах-изготовителях общую сборку, приваривают к двум смежным листам уголки-фиксаторы, которые предварительно попарно собирают на болтах и пробках. Эти спаренные уголки приваривают только после выверки геометрической формы и проверки всех зазоров между листами собранной целиком части листовой конструкции, например, двух царг кожуха доменной печи, днища воздухонагревателя, конуса пылеуловителя и т.п.
При забивке пробок и постановке болтов в эти же уголки на монтаже восстанавливается взаиморасположение листовых элементов, которое было при общей контрольной сборке на заводе (рис. 7.11, в).
Подготовка стыка под сварку заключается в восстановлении проектного зазора между листами и обеспечении совпадения поверхностей смежных листов в зоне монтажного шва. Для этого в горизонтальных стыках устанавливают прокладки требуемой толщины с овальным отверстием, В овальное отверстие с одной стороны вставляют круглый упор, а с другой — круглый клин (конус), забивка которого устраняет взаимное смещение кромок листов. Для регулировки зазоров в вертикальных стыках дополнительно забивают круглые клинья между сборочными шайбами на листах и упорами, приваренными к планкам по обе стороны от прямоугольных вырезов.
Оформление вертикальных стыков ведут снизу вверх, горизонтальных (кольцевых) — начинают в одной точке и ведут либо в одну сторону до замыкания, либо в обе стороны навстречу друг другу, последовательно устраняя депланацию и выверяя зазор. Второй способ применяют чаще.
Сборка сварных соединений

После проверки качества сборки приступают к сварке стыков. По ходу сварки сборочные планки и швеллеры снимают, уголки фиксаторы срезают, а упоры и клинья выбивают кувалдой. Сами прокладки оказываются вследствие поперечной усадки сварного шва при остывании сильно зажаты и их приходится вырубать пневмозубилом или вырезать с помощью шлифовальных машинок или газорезкой.
Приспособления второго типа (рис. 7.12) состоят из шайб-фиксаторов, стяжных планок и круглых клиньев. К листовым элементам, не проходящим общей сборки, шайбы-фиксаторы приваривают на заводе-изготовителе по разметке или по шаблонам так, чтобы их фиксирующие поверхности были заподлицо с кромками стыкуемых листов (рис. 7.12,б). При сборке конструкций на монтаже между шайбами-фиксаторами вставляют прокладки толщиной, равной проектной величине зазора.
Если конструкции проходят общую сборку, шайбы-фиксаторы приваривают на заводе-изготовителе к листам после проверки правильности зазоров так, чтобы их фиксирующие поверхности плотно соприкасались друг с другом (рис. 7.12,в).
При сборке взаимных упор шайб-фиксаторов воссоздает проектный зазор в стыке. Накладными планками и клиньями закрепляют очередной установленный элемент. После выверки всех листов одного пояса шайбы-фиксаторы сваривают между собой, а стяжные планки снимают для повторного использования.
Сборка сварных соединений

Приспособления второго типа обеспечивают возможность сварки без срезки шайб-фиксаторов. Сборочные шайбы приспособлений первого типа и шайбы-фиксаторы второго типа после окончания сварки срезают газорезкой, а места приварки зачищают шлифовальной машинкой.
Расположение шайб-фиксаторов на вертикальных и горизонтальных монтажных стыках листовых конструкций показано на рис. 7.13.
Для сборки стыков под автоматическую электрошлаковую сварку или сварку с принудительным формированием шва применяют стяжки, полускобы, круглые клинья и специальную серьгу (рис. 7.14).
В процессе общей сборки конструкций на заводе-изготовителе к листам приваривают полускобы, имеющие вырез для прохода ползуна сварочного автомата. Полускобы приваривают так, чтобы между их фиксирующими поверхностями не было зазора. При сборке на монтаже взаимный упор полускоб обеспечивает проектный зазор между свариваемыми листами.
Стяжки предназначены для временного крепления листов друг к другу. По условиям технологии автоматической сварки взаимное смещение кромок листов не должно превышать 1 мм, а на начальном и конечном участках стыков смещение вообще не допускается. Такие условия можно выполнять только при высококачественном изготовлении листовых конструкций и тщательной общей сборке на заводе-изготовителе.
Для уменьшения отклонения от проектной геометрической формы в результате деформаций от сварочных напряжений при сборке вертикальных стыков необходимо обеспечивать клиновидный зазор — проектный в начале стыка (внизу) и увеличенный из расчета 1 мм на 1 м длины в его конце (наверху).
Сборка сварных соединений

После выверки зазора и устранения смещения кромок (при помощи серьги и круглого клина) полускобы сваривают между собой и приваривают начальную и две выводные планки. Затем снимают стяжные приспособления и детали для устранения депланации (при необходимости для фиксации иногда приваривают дополнительные скобы с вырезами для прохода автомата) и производят наждачным кругом зачистку кромок стыка по всей высоте на ширину 60 мм в каждую сторону.
По окончании сварки срезают газорезами скобы, начальные и выводные планки, а места их приварки зачищают шлифовальными машинками.
Для производства сварочных работ на монтаже требуются: электроэнергия, специальные источники тока, подмости, защитные укрытия от дождя и снега, подогрев конструкций в зимнее время, специальные методы контроля качества и высококвалифицированные исполнители.
Применение сварки в монтажных соединениях каркасных конструкций, особенно в одноэтажных производственных зданиях, малоэффективно. Рассредоточенность узлов в пространстве, малая протяженность швов в каждом из них приводят к большим затратам времени на подготовку рабочих мест, переход сварщика с одного места на другое и соответственно к низкому использованию его рабочего времени. Поэтому более широко распространены болтовые соединения во всех типах зданий и сооружений, где такая замена сварки технически обоснована и экономически выгодна.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!