Нефтяные и газовые месторождения Сахалина


Самые древние образования в районе нефтяных и газовых отложений Сахалина известны под названием вальзинской серии, возраст которой определяется как нижнепалеозойский и протерозойский (?). На размытую поверхность пород вальзинской серии несогласно налегает набильская серия, внизу представленная гомонской свитой, относимой к среднему палеозою. Отложения набильской серии были дислоцированы и подвергались длительному размыванию перед началом мезозойского осадконакопления.

Триас и юра на Сахалине не установлены, и принято считать, что они здесь отсутствуют.

На размытой поверхности палеозоя несогласно залегает гиляцская серия, представленная конгломератами, песчаниками, алевролитами и аргиллитами, иногда содержащими каменные угли. Гиляцкая серия относится к верхнему мелу, но, возможно, некоторая ее часть является эквивалентом нижнего мела. На отложения гиляцкой серии залегает ороченская серия, внизу представленная верблюжегорской свитой, сложенной аргиллитами, алевролитами, песчаниками. конгломератами, туффитами и прослоями каменных углей общей мощностью 1500 м. Выше следует жонкьерская свита песчаников, туффитов, туфов, конгломератов, аргиллитов, алевролитов и каменных углей общей мощностью 1800 м. Ороченская серия относятся к верхнему мелу.

Палеогеновые отложения широко развиты только в юго-западной части Сахалина. На большей части территории северной части острова и во всей восточной его части, по представлениям многих исследователей, палеоген отсутствует. Низы палеогена представлены конгломератовой свитой общей мощностью до 600 м. состоящей из конгломератов, алевролитов и песчаников. Выше следует нижнедуйская свита, сложенная алевролитами, песчаниками, конгломератами и углями общей мощностью до 1500 м. В этой свите известны признаки нефтеносности. Пo возрасту конгломератовая и нижнедуйская свиты относятся к эоцену.

Олигоценовые отложения расчленяются на краснополевскую свиту, представленную песчаниками, алевролитами и конгломератами общей мощностью 900—1100 м, и такарадийскую свиту, сложенную алевролитами, аргиллитами и песчаниками общей мощностью до 1000 м. В такарадайской свите на земной поверхности наблюдаются редкие нефтепроявления.

В южной чести острова нижний миоцен расчленяется на четыре свиты. Нижняя из них, аракайская, общей мощностью до 1000 м состоит из туфогенных песчаников, туффитов, туфо-конгломератов и андезито-базальтов. Выше залегает холмская свита общей мощностью до 1800 м, сложенная алевролитами, туффитами, туфами и песчаниками. Следующая, невельская свита общей мощностью до 1000 м представлена алевролитами, песчаниками, туфами и туффитами. Верхним членом нижнего миоцена является чеховская свита туфов, туффитов, туфо-брекчий и андезито-базальтов. Мощность свиты достигает 1125 м. В отложениях всех четырех свит ка земной поверхности известны проявления нефти и газа.

В северо-восточной части острове вероятным аналогом описанных четырех свит нижнего миоцена до недавнего времени принято было считать уйнинскую свиту, а даехуринскую свиту — синхроничной такарадайской свите. В последнее время значительная часть исследователей полагает, что даехуринская свита эквивалентна основной части холмской свиты, а уйнинская свита — верхней части той же свиты.

В северо-восточной части Сахалина к среднему миоцену относится дагинская свита. Эта свита общей мощностью до 2100 м сложена алевритами, песками, песчаниками, глинами, содержащими прослои галечников и углей. С дагинской свитой связаны промышленные залежи нефти и газа.

Вышележащая окобыкайская свита состоит из алевритов песков, глин и песчаников общей мощностью до 2000 м. По возрасту эта свита относится к верхнему миоцену. К окобыкайской свите приурочены промышленные залежи нефти и газа.

Верхним членом разреза неогена северо-восточного Сахалина является нутовская свита, относимая к плиоцену. Она сложена преимущественно песками и песчаниками с простоями глин, aлевролитов и галечников, а иногда и с прослоями углей. Общая мощность свиты около 3500 м. На земной поверхности в нутовской свите отмечаются проявления нефти и газа.

Изверженные породы представлены как интрузивными, так и эффузивными разностями. Интрузивные образования развиты незначительно и выражены основным, сродним и реже кислым составом. Возраст интрузий верхнепалеозойский, верхнемеловой и третичный. Эффузивные породы известны во всех стратиграфических комплексах острова и представлены большей частью андезитами и базальтами, а среди палеозойских образований — зеленокаменными породами.

В широком региональном плане о. Сахалин входит в состав крупной альпийской геосинклинальной области, охватывающей также Камчатку, Курильские и Японские острова и предположительно большую часть Охотского моря. Тектоническое строение острова сложно, и формирование его связано с несколькими основными этапами складчатости: домеловым (верхнепалеозойским?), дотретичным (конец мела — начало третичного времени) и кайнозойским (конец третичного — начало четвертичного времени). Сложность строения острова находит отражение в трехъярусном строении толщи пород, слагающих Сахалин.

Первый снизу ярус сложен породами палеозоя и предположительно протерозоя, которые собраны в крутые линейные складки северо-северо-западного простирания и разбиты рядом разрывов. Второй ярус сложен меловыми породами, залегающими на образованиях первого яруса несогласно. Структурные формы второго яруса рассматриваются нами как наложенные, т. е. образовавшиеся вне связи со структурными линиями первого яруса. Достоверных угловых несогласий внутри меловых пород не установлено, стратиграфические же вполне допустимы.

Самый верхний (третичный) структурный ярус отделен от второго поверхностью слабого углового несогласия, местами выраженного более или менее ясно, а местами устанавливаемого с большим трудом. Стратиграфическое несогласие обычно устанавливается легче, однако в ряде случаев установить его не удается.

В современном структурном плане остров следует рассматривать как крупный мегантиклинорий, состоящий из двух антиклинориев (Восточно-Сахалинского и Западно-Сахалинского) и одного синклинория между ними. Существуют также представления о Сахалине как об едином сложно построенном антиклинории или как о совокупности нескольких (семи-восьми) антиклинориев и синклинориев.

На основе гравитационных данных (относительные минимумы силы тяжести) и материалов сейсморазведки можно предполагать. что в пределах северной части Сахалина территории ряда заливов являлись в неогеновое время участками относительно длительных опусканий. В них, вероятно, накопилась относительно большая мощность верхнетретичных отложений. Такие депрессии следует рассматривать как вероятные площади нефтегазообразования, а положительные локальные складки, особенно антиклинальные зоны, тяготеющие к ним, — как наиболее благоприятные участки нефтегазонакопления.

Поверхностные газо- и нефтепроявления распространены довольно широко н представлены различно: в виде выходов жидкой нефти и свободного газа, «Кировых» озер, пропитанных нефтью песков, нефтяных пленок на водной поверхности и нефтяного запаха пород. Подавляющая часть поверхностных газонефтепроявлений известна в области развития пород верхнего и среднего миоцена и плиоцена и территориально приурочена к северо-восточной части острова. Признаки нефти, связанные с отложениями нижнего миоцена и палеогена, встречаются сравнительно редко. Нефтепроявления, связанные с меловыми отложениями, известны (не вполне достоверные) на полуострове Крильон и в районе р. Побединки.

Среди палеозойских пород признаков нефти и газа не установлено, и эти породы вследствие значительного их метаморфизма и дислоцированности не могут расцениваться как возможно нефтеносные отложения.

Месторождения, расположенные в самой восточной части Северного Сахалина (Oхинское, Эхабинское, Восточно-Эхабинское, Первомайское), являются многопластовыми и почти исключительно нефтяными, а месторождения, расположенные западнее (Гиляко-Абунанское и Сабинское), характеризуются малым числом пластов и относятся к газонефтяним или только к газовым (Эрринское). Иногда в одной и той же антиклинальной зоне в складках, расположенных гипсометрически ниже, наблюдается больше газа и меньше нефти, в складках, расположенных рядом, но гипсометрически выше. Примером могут служить Южно-Охянская складка, расположенная ниже Охинской, Эхабинской и Восточно-Эхабинской и Эрринская складка, расположенная гипсометрически ниже Гиляко-Абунанской и Сабинской.

Эффективная пористость нефтяных и газовых песчаных пластов окобыкайской свиты колеблется обычно в пределах 10—30%, проницаемость — от единиц до 1000 мд и иногда более.

Типы газонефтяных залежей Сахалина отличаются значительным разнообразием. Здесь широко распространены пластовые сводовые, тектонически, литологически и стратиграфически экранированные и сравнительно реже литологически ограниченные.

Наиболее распространены пластовые сводовые залежи, часто осложненные сбросами. При амплитудах сбросов, превышающих мощность пластов, возникают залежи пластовые, тектонически экранированные.

Величины пластовых давлении находятся в прямой зависимости от гидростатического давления, хотя на отдельных разведочных площадях (Пильтун, Нутово) отмечалось значительное избыточное давление.

Газовый фактор на месторождениях Сахалина колеблется в больших пределах, достигая в отдельных случаях 700 м3/т нефти, а на таких месторождениях, как Катанглинское, Уйглекутское и Охинское, он практически равен нулю.

Суточные дебиты нефти невелики и в большинстве скважин не превышают 5 т. Только отдельные скважины в начальный период эксплуатации давали 150—180 т нефти в сутки.

В чисто газовых залежах дебит газа колеблется от 5000 до 50000 м3/сутки.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!