Выпрямление крена дымовой кирпичной трубы


В 1932 г на Криворожском металлургическом заводе были построены на общем фундаменте четыре воздухонагревателя и дымовая труба высотой 70 м. Фундамент представлял собой легко армированный бетонный массив с выступом под дымовой трубой.
Во время Великой Отечественной войны немецкие фашисты подорвали кауперы выше поверхности земли. После взрыва труба получила крен и горизонтальное смещение в сторону кауперов на 580 мм.
В фундаментном массиве между кауперами и трубой (вес трубы 800 т) образовалась сквозная трещина. Появление этой трещины объясняется большой разницей в нагрузках на основание под местом расположения кауперов и дымовой грубы. Кроме того, имело место одностороннее смачивание подстилающих фундаменты просадочных лессовидных суглинков с органическими примесями.
Для выпрямления крена было решено в нижней части кладки трубы вырубить горизонтальную клиновидную борозду со стороны противоположной крену для ее одностороннего опускания. Над участком вырубки борозды) кирпичную кладку трубы предварительно усилили тремя стальными обручами (рис. 72) и расчалили ее тросами в сторону, противоположную крену. Нижнюю плоскость вырубленной борозды выровняли слоем цементного раствора, после затвердения которого в борозду уложили один на другой два дубовых клина и сверху еще и дубовую прокладку. Ширина клиньев и прокладок была одинаковой, а длина — разная.
Каждый клин имел только одну наклонную плоскость и у всех клиньев были одинаковые углы наклона. Первый клин уложили горизонтальной плоскостью вниз с утолщенным концом к внешней стороне трубы. Длина клина соответствовала толщине стен трубы. На этот клин уложили второй, более длинный (подвижный) с наклонной плоскостью снизу Торец утолщенного конца второго клина совпадал с внутренней гранью кладки трубы.
Чтобы уменьшить сопротивление трению, клинья по плоскостям касания смазали салом. На верхнюю горизонтальную плоскость второго клина положили дубовую прокладку. Щель между прокладкой и верхней плоскостью вырубленного гнезда в стене трубы набили цементным раствором по методу чеканки.
Выпрямление крена дымовой кирпичной трубы

Крен выпрямляли постепенным извлечением длинных клиньев, начиная с центрального по направлению к краям борозды. Размеры осаживания были прямо пропорциональны месту их расположения по отношению к размерам крена. Разницу в величине смещения по вертикали центральных клиньев по отношению к смежным при их вытаскивании приняли в 0,5 мм, это соответствовало разнице в длине извлекаемых клиньев в 10 мм.
Во время выпрямления крена сверху трубы был спущен отвес, по которому вели наблюдения за выпрямлением. При уменьшении отклонения трубы с 580 до 445 мм в ее кладке со стороны крена появилась горизонтальная трещина, раскрывавшаяся по мере уменьшения крена. В эту трещину вставили стальные клинья, которые по мере ее раскрытия забивали глубже в кладку
Когда крен трубы уменьшился до 285 мм, на высоте 1,2 м над первой трещиной образовалась вторая горизонтальная волосная трещина, которая, однако, при дальнейшей работе по выпрямлению крена трубы не увеличилась. Нижняя горизонтальная трещина при уменьшении крена до 200 мм раскрылась до ширины 9 мм, а по краям вырубленной щели образовались еще две вертикальные трещины B1 и B2 шириной до 4 мм.
После выпрямления трубы сначала заторкретировали цементным раствором промежутки между стальными клиньями, а затем приступили к поочередному извлечению дубовых клиньев и замене их кирпичной кладкой.
Степень точности установки дымовой трубы после ее выпрямления превысила установленную для строительства новых дымовых труб. Работы по подготовке и выпрямлению крена с дальнейшим закреплением трубы заняли 16 календарных дней, выпрямление продолжалось 6 час.
Следует отметить, что при производстве работ по выпрямлению крена трубы можно было бы избежать образования в ней вертикальных трещин. Для этого следовало установить следующий порядок работы: расчалить трубу в сторону, противоположную крену, и тем самым снизить до соответствующих пределов фибровые напряжения. Далее пробить в трубе одно сквозное гнездо, установить в него сначала один требующийся по грузоподъемности домкрат, затем второй, третий, а с противоположной крену стороны — клетку с шарниром, выпрямить крен и заложить просветы между домкратами с последующей поочередной уборкой домкратов и заделкой домкратных гнезд. Такой способ не вызвал бы образование трещин, был более определенным, занял меньше времени и, конечно, обошелся бы дешевле.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!