Использование мощных полиспастов, применяемых при передвижке зданий, для расчистки фарватера


В годы Отечественной войны 1941—1945 гг. было приостановлено строительство Наводницкого моста через р. Днепр в Киеве. К этому времени были построены все опоры моста; установлены металлические фермы над фарватером и на других пролетах.
Враг, отступая из Киева, взорвал мост, установив мины с каждой стороны всех быков и устоев недостроенного моста. Упавшие фермы создали в реке сплошную изгородь так, что по Днепру в этом месте нельзя было проехать даже на лодке.
В ходе наступательных действий Советской Армии возникла необходимость в пропуске через фарватер военно-речной флотилии. Для обеспечения судоходства по Днепру потребовалась срочная расчистка фарватера. В ходе решения этой задачи было предложено применить тяговые усилия, подобные применявшимся на передвижке тяжелых каменных зданий. Было использовано оборудование и привлечены специалисты бывшего Московского треста по передвижке зданий. Опыт подтвердил, что благодаря применению нового способа более чем в 2 раза сократились сроки работ по расчистке фарватера по сравнению с обычно применяемым. Последний заключается в вертикальном подъеме ферм с затопляемых с обеих сторон барж, или развалкой ферм на месте путем взрыва всех основных узлов. Новый способ заключался в устройстве на берегу неподвижных анкерных креплений для мощного с прогрессирующими усилиями полиспаста. Тяговое усилие для извлечения пролетного строения Наводницкого моста из фарватера составило 400 тс. Здесь следует отметить, что при устройстве обычных полиспастов для подъема тяговое усилие одного полиспаста не превышает 60 тс. Кроме того, устройство полиспаста на берегу много проще, чем на воде. Буквально за считанные часы установили на берегу две пятитонные электролебедки и анкеры для неподвижных блоков. Линия анкеров, исходя из местных условий, составила 50° по отношению к продольной линии обрушенной фермы (рис. 91).
Использование мощных полиспастов, применяемых при передвижке зданий, для расчистки фарватера

Одновременно с подготовительными работами на берегу производили привязку блоков к поясу фермы, расположенному в пределах горизонта воды, а местами и выше воды.
Извлекаемая ферма (над фарватером) весила около 300 тс. Сложный полиспаст состоял из одного основного полиспаста, и двух вспомогательных, прогрессирующих усилие в тросе основного полиспаста. Каждый вспомогательный полиспаст увеличивал тяговое усилие троса основаного полиспаста с 5 до 16 тс.
Во время извлечения ферма сначала повернулась примерно на 90°, а затем стала волочиться по дну реки. При движении острые грани металлоконструкций очищали фарватер от ила. По мере приближения фермы к берегу впереди нее увеличивался вал ила.
Работа по перемещению фермы позволила через 2 дня при двухсменной работе очистить фарватер и пропустить по Днепру нашу флотилию. Далее потребовалось еще 2,5 дня для того, чтобы вытащить ферму из воды. Много времени затрачивалось на перепасовку тросов прогрессивных полиспастов из-за большой разницы в длине троса прогрессивных и основного полиспастов. Для извлечения всей фермы из реки пришлось пять раз оттягивать назад подвижные блоки прогрессивных полиспастов и убирать высвободившийся трос основного полиспаста.
С помощью тех же лебедок и анкеров были извлечены другие фермы Наводницкого моста, которые имели меньшие пролеты, а следовательно, и меньший вес.
После окончания этих работ таким же способом извлекали стальные фермы цепного моста им. Евгения Бош в Киеве и много других стальных мостовых ферм на Украине.
Таким образом, с целью быстрейшего извлечения обрушенных мостовых ферм описанный нами способ позволил значительно сократить время на расчистку фарватера с одновременной очисткой русла реки от ила, старых свай и др.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!