Подъем и передвижка дома № 5/16 по ул. Серафимовича в Москве


Трестом передвижки и разборки зданий Моссовета летом 1937 г под непосредственным руководством автора настоящей работы был запроектирован, поднят, а затем и передвинут указанный дом. Необходимость подъема этого здания была вызвана предстоящим повышением отметки тротуара, а передвижка в связи со строительством на месте расположения дома высоких подходов нового Каменного моста через Москва-реку.
Здание, имеющее в плане форму буквы «Г», кирпичное, пятиэтажное с подвалом, объем — 17600 м3, площадь застройки — 900 м2 и вес —7500 т. Отметка среза была принята на 1,5 м выше пола подвала. На этой отметке во все капитальные стены, параллельные направлению движения, были заведены рандбалки из двутавров, которые одновременно служили и ходовыми балками. В стены, расположенные нормально к направлению движения, также заводили рандбалки, но ярусом выше. Для рандбалок применялись двутавры № 45 и № 55. Сначала здание подняли на 1,855 м, а затем передвигали на 74 м.
Под рандбалками пробили сквозные гнезда для домкратов, которые установили на одной вертикальной отметке. Кирпичную кладку под домкратами усилили железобетонной плитой. На домкраты, поднимавшие поперечную стену, поставили специальные компенсаторы равные высоте нижнего яруса рандбалок продольных стен. Подъем производился 92 гидравлическими 200-тонными домкратами системы «Перпетуум».
Для обеспечения одновременности и равномерности подъема всего дома была применена система водяной нивелировки. Для стимулирования быстрейшей работы домкратов согласно проекту, как было сказано, рабочие должны были следить за тем, чтобы уровень воды в отводной трубке системы водяной нивелировки был на 2 мм ниже нуля деления шкалы. По мере подъема под каждый домкрат подводили клетку размером 1х1 м из рельсов. Рельсы скреплялись точечной электросваркой во всех местах их взаимного пересечения.
Благодаря подъему не только сохранили первый этаж, но и устроили высокое полуподвальное помещение. Необходимо отметить следующие недостатки, имевшие место при осуществлении данного подъема:
1. He была применена централизованная система транспортировки жидкости в домкраты. Поэтому на подъеме было занято около 90 рабочих вместо 25. В первые дни подъем происходил медленно, потому что больше половины рабочих не имели опыта и не были своевременно обучены правильному обращению с ручными насосами к гидравлическим домкратам. Кроме того, у некоторых домкратов насосы часто выходили из строя из-за неточности центрировки плунжера насоса по отношению к его цилиндру, а мастерская для ремонта насосов еще не была создана.
2. Для подъема на высоту 1,885 м следовало бы применить домкраты с ходом поршня 50 см, а не 16—17 см. При наличии таких домкратов и централизованной системы их питания весь подъем был бы осуществлен за 8—10 дней вместо 14.
Здание двигалось параллельно его длинной стороне. Под каждой из трех стен длинной стороны устраивалось по одному пути. Нагрузка от поперечных стен передавалась через рандбалки на продольные стены. Оказалось, что на территории движения и на месте нового положения здания насыпные грунты с большим содержанием органических примесей и слабые насыщенные водой пылеватые пески залегают до глубины 8,0 м, а ниже — галька. В связи с этим было решено рельсовые пути между старым и новым положением здания основать на деревянных сваях, а новые фундаменты — на железобетонных забивных сваях. Учитывая малоосадочность свайных фундаментов, сэкономили на тяговых усилиях: передвигали здание с уклоном в 0,002°. Однако, как уже указывалось, из-за усложнения работ по заводке рандбалок и устройства путей с уклоном эти работы обошлись значительно дороже, чем полученная экономия в тяговых усилиях.
Здание передвигалось по каткам тремя 10-тонными лебедками. Две из них были основными, а третья оттягивала на себя часть длинного троса основного полиспаста.
Как при подъеме здания, так и во время его передвижки жильцы не выселялись, и они продолжали пользоваться всеми удобствами (водопровод, канализация, электрическое освещение, газ и т. п.).
По всем перечисленным объектам, начиная с 1935 г., как проектирование, так и производство работ осуществлялось под руководством автора данной работы. Во всех последующих объектах принимали активное участие в проектировании и производстве работ и другие работники треста передвижки зданий.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!