Автор статьи: Львович Константин

Бортовые камни


Бортовые камни


При строительстве дорог для отделения проезжей части улиц от тротуаров широко используются хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации бортовые камни из песчаного бетона, которые изготавливаются по технологии вибропрессования на автоматизированных технологических линиях.
Бортовые камни с уменьшенной материалоемкостью

Анализ работы бортовых камней в стадии эксплуатации, транспортировки и монтажа показал, что существующая конструктивная форма изделия не полностью соответствует его работе на воздействие нагрузок и неэкономична.
Предложена новая конструкция бортового камня, отличающегося от стандартного наличием выемки специальной формы со стороны, примыкающей к тротуару (рис. 6.29). Указанная конфигурация обеспечивает несущую способность бортового камня в соответствии с требованиями норм и снижение материалоемкости изделия на 30 %. Одновременно предлагаемый бортовой камень дает возможность снизить расход монолитного бетона, используемого при монтаже. Установка стандартного бортового камня в стадию эксплуатации производится на специально подготовленное основание в соответствии с рис. 6.30, где также показана схема установки бортового камня новой конструкции и объем бетона, сэкономленного на стадии строительства.

Предлагаемая форма выемки позволяет также:
— обеспечить более надежное, чем в существующей конструкции, соединение бордюра с засыпкой под тротуар,
— увеличить партию бортовых камней, перевозимых одной автомашиной,
— снизить трудозатраты на стадии установки бортового камня, повысить производительность груда.
В процессе разработки предлагаемого бортового камня были проведены необходимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, завершившиеся выпуском двух опытно-промышленных партий изделий объемом 1300 и 2200 штук. Образование выемки с внутренней стороны изделия осуществлялось с помощью насадки жестко закрепленной на пуансоне вибропресса.
Проведенные испытания подтвердили соответствие несущей способности бортового камня требованиям стандарта.
Обе партии изделий установлены на грузонапряженной магистрали города (ст. м. «Университет») и на внутриквартальном проезде (Матвеевская ул.).
Через 2 года после установки комиссией, включающей представителей института НИИМосстрой - базовой организации по стандартизации этих изделий, произведено обследование состояния бортовых камней.
Комиссия сочла возможным использование предлагаемого бортового камня вместо стандартного без ограничений.
Бортовой камень с уменьшенной материалоемкостью в течение 6 лет выпускался на опытном заводе треста «Мособлоргтехстрой».
Выпуск изделий общим объемом 22,0 тыс, м3 в год производился в соответствии с ВСН-34-76. Завод не имел рекламаций по качеству продукции.
Экономия, рассчитанная на производительность завода ЖБИ № 17 ППО МПСМ в ценах 1982 г. при стоимости материалов на изготовление 1 м3 бетона для бортовых камней 23,55 руб., составила 585,4 тыс. руб. (табл. 6.36).

Составной бортовой камень

Другой путь экономии материалов — создание двухслойных дорожных изделий.
Как известно, основные разрушения в дорожных одеждах происходят в результате размораживания поверхностного сдоя бетона, его истирания, механического разрушения. Стремясь избежать этого, проектные организации назначают высокие (не ниже М400) марки бетона. Неэкономичность этого приема очевидна. Поэтому изготовление двухслойных конструкций, где слой из низкомарочного бетона нe соприкасается с наружным воздухом, — реальный путь экономии материалов.
На рис. 6.31 приведена новая конструкция бортового камня, состоящего из опорного и накрывного элементов, соединенных клеящей прослойкой. Для обеспечения надежной работы бортового камня в процессе эксплуатации и для увеличения возможности восприятия усилий от наезда транспорта соединение смежных вертикальных граней реализовано по схеме «зуб—паз».

Опорный блок устанавливается в бетонную подушку — основание дорожного покрытия и воспринимает основные силовые воздействия. Опорный блок не подвергается непосредственному воздействию атмосферы и поэтому может изготавливаться из бетона, марки по прочности и морозостойкости которого более низкие, чем у материала накрывного элемента.
Накрывной элемент изготавливается из высокопрочного бетона, что позволяет бортовому камню воспринимать атмосферные воздействия и не разрушаться от солевой коррозии.
Указанная конструкция бортового камня обладает еще рядом преимуществ, в том числе — дает возможность ремонта путем замены накрывного камня, позволяет монтаж ограждения разной несущей способности, когда накрывной элемент устанавливается в виде непрерывной ленты, а опорный — с разрывами. Соединение «зуб—паз», с одной стороны, увеличивает длину клеящей прослойки, с другой — препятствует «выворачиванию» накрывного элемента при наезде автотранспорта.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!