Основным направлением совершенствования технологии открытых работ является всемерное развитие систем разработки с поперечным перемещением вскрышных пород во внутренние отвалы (бестранспортные и транспортно-отвальные системы). Это позволяет значительно снизить затраты на перемещение и складирование вскрышных пород, которые составляют обычно до 60% в себестоимости добычи угля. В более сложных горно-геологических условиях при разработке скальной вскрыши будет применяться циклично-поточная технология с широкой конвейеризацией как транспортирования породных масс, так и их отвалообразования.
В перспективе все же возрастает долевое участие традиционных транспортных систем разработки с колесными видами карьерного транспорта вследствие усложнения горно-геологических условий на ряде месторождений. Получит развитие автомобильно-конвейерный транспорт с автосамосвалами большой грузоподъемности.
Хотя п перспективе и сократится долевое участие наиболее эффективной бестранспортной системы разработки, абсолютные объемы ее применения увеличатся почти в 2,5 раза. Применение бестранспортной системы пойдет по пути использования оборудования большой единичной мощности и инженерных мероприятий, позволяющих расширить область ее применения на пласты угля с углами падения до 20° вместо обычных 8—12°. Это позволит значительно расширить область применения высокоэффективной бестранспортной технологии не только на выходах пластов, но и на основных полях угольных месторождений Южного Кузбасса и Южной Якутии.
Прогнозируется расширение объемов транспортно-отвальной системы разработки за счет применения ее на разрезах Канско-Ачинского бассейна и Приморья (рис. IХ.1).
Для разработки тонких пластов, залегающих в сфере действующих шахт и разрезов, получит развитие шнекобуровая выемка и открыто-подземный способ добычи угля, предусматривающий вскрытие пласта открытым способом, а его отработку — подземным с комплексной механизацией и автоматизацией очистных работ.
С учетом развития традиционных систем разработки, а также поточной и циклично-поточной технологии работ способы вскрытия будут развиваться в следующих направлениях:
- вскрытие пологих и наклонных пластов бестранспортным способом с использованием шагающих экскаваторов-драглайнов с большими линейными параметрами;
- вскрытие парными фланговыми и центрально-расположенными траншеями с использованием мощного конвейерного транспорта угля и вскрыши;
- вскрытие наклонными столами с конвейерными подъемниками для угля к вскрыши.
Основными направлениями развития техники и технологии открытого способа разработки являются:
- расширение долевого участия добычи угля роторными экскаваторами;
- увеличение объемов работ по бестранспортной системе разработки на счет использования оборудования большой единичной мощности и инженерных мероприятий, обеспечивающих расширение области применения этой системы;
- применение поточной и циклично-поточной технологии при разработке крепких вскрышных пород с использованием конвейерного и комбинированного транспорта;
- применение новых видов горного и транспортного оборудования большой единичном мощности;
- создание и широкое внедрение гидрофицированного горного оборудования (буровых станков, одноковшовых и роторных экскаваторов).
Технический прогресс в области открытой угледобычи затрагивает все звенья технологии производства на разрезах.