Конструирование мягких оболочек пневматических сооружений воздухоопорного типа


Соединения полотнищ и секций. Различают два вида швов: заводские и монтажные. Заводскими швами раскроенные полотнища соединяются между собой при изготовлении оболочки. Монтажные швы служат для стыкования секций оболочек непосредственно на строительной площадке.

Заводские швы бывают сварными, шитыми, клееными и комбинированными (рис. 2.16.15). Прочность их не достигает прочности цельного материала и в среднем составляет, %: для сварных (высокочастотная сварка) 85...90; для шито-клееных двухстрочных 70...80; для шитых накладных в 2...3 строки 65...75; для клееных 40...60.

Co временем швы (как и основной материал) теряют прочность, причем при нагреве более интенсивно (табл. 2.16.9).

Монтажные швы по сравнению с заводскими более сложны и менее прочны. По возможности следует избегать их применения, а при необходимости располагать в местах наименьших усилий.

Наибольшее распространение имеют кромочно-тросовые швы (рис. 2.16.16). Прочность двойных кромочно-тросовых швов составляет в среднем 52...65% (максимум 73 %) прочности материала оболочки. Кромочно-тросовый шов со скобами отличается несколько большей прочностью и простотой в изготовлении и сборке, но требует дополнительного расхода метизов — скоб с болтами.

Монтажные швы необходимо герметизировать введением фартуков, закрепляемых шнуровкой или кнопками.


Опорные устройства. Отрицательным опорным реакциям оболочки, возникающим в опорном контуре в результате действия внутреннего давления воздуха и отсасывающего действия ветра, противодействуют силы тяжести массивных (ленточных или столбчатых) фундаментов либо силы сопротивления выдергиванию из грунта анкеров-штырей, штопоров, винтовых свай и др.

Опорные устройства рассчитывают на усилия, возникающие на контуре оболочки. В общем случае они не вертикальны. Для нахождения вертикальных и горизонтальных составляющих опорных усилий в цилиндрической оболочке можно пользоваться графиком рис. 2.16.17. Максимальное усилие на контуре оболочки при этом

Сопротивление винтовой сваи выдергиванию из грунта складывается из веса G грунта в объеме конуса выпирания и силы N сопротивления грунта отрыву. Для оценки сопротивления штопоров и винтовых свай могут служить данные табл. 2.16.10.

Принимая во внимание возможность аварии опорных устройств, а также трудности учета динамики порывов ветра, коэффициент надежности принимают не менее 3.


Для передачи усилий в оболочке анкером используются катенарный или кромочный пояса (рис. 2.16.18, а, б). При соединении оболочки с непрерывным (ленточным) основанием силовым поясом служит подвернутая кромка оболочки, усиленная пропущенным в нее фалом (рис. 2.16.18, в—д).

Вырезы в оболочке. Любой вырез нарушает непрерывность и плавность силового потока в оболочке и должен быть компенсирован соответственным ее усилием в виде каната, обрамляющего вырез. Рекомендуемое очертание выреза — эллипс с соотношением полуосей а/b = (n2/n1)1/3, вытянутый в направлении большего из двух главных напряжения пn1 и n2 (рис. 2.16.19). Усилие в обрамляющем канате при этом
Конструирование мягких оболочек пневматических сооружений воздухоопорного типа

Углы прямоугольных вырезов должны быть закруглены. Большие вырезы, доходящие до опорного контура, например дверные проемы, следует охватывать усиливающим канатом, проходящим под проемом, с креплением концов каната за анкеры. Рекомендуется раму входа соединять с оболочкой не жестко, а с помощью мягкого переходника (см. рис. 2.16.1), устраняющего возможность возникновения дополнительных напряжений в оболочке при неточных примыканиях жестких конструкций, а также при перемещениях ее под действием ветровых нагрузок.

Силовые присоединения к оболочке. Присоединения силовых элементов к оболочке могут быть точечными и линейными. Конструкция узла присоединения должна обеспечивать постепенную и плавную передачу усилий оболочке.

Точечных присоединений в пневматических конструкциях следует избегать. Линейные присоединения неизбежны при использовании диафрагм и при размещении усиливающих канатов под оболочкой (рис. 2.16.20). К ним относятся также присоединения кромок оболочки к жестким и гибким конструкциям (например, к каркасам шлюзов).



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!