Соединения полотнищ и секций. Различают два вида швов: заводские и монтажные. Заводскими швами раскроенные полотнища соединяются между собой при изготовлении оболочки. Монтажные швы служат для стыкования секций оболочек непосредственно на строительной площадке.
Заводские швы бывают сварными, шитыми, клееными и комбинированными (рис. 2.16.15). Прочность их не достигает прочности цельного материала и в среднем составляет, %: для сварных (высокочастотная сварка) 85...90; для шито-клееных двухстрочных 70...80; для шитых накладных в 2...3 строки 65...75; для клееных 40...60.
Co временем швы (как и основной материал) теряют прочность, причем при нагреве более интенсивно (табл. 2.16.9).
Монтажные швы по сравнению с заводскими более сложны и менее прочны. По возможности следует избегать их применения, а при необходимости располагать в местах наименьших усилий.
Наибольшее распространение имеют кромочно-тросовые швы (рис. 2.16.16). Прочность двойных кромочно-тросовых швов составляет в среднем 52...65% (максимум 73 %) прочности материала оболочки. Кромочно-тросовый шов со скобами отличается несколько большей прочностью и простотой в изготовлении и сборке, но требует дополнительного расхода метизов — скоб с болтами.
Монтажные швы необходимо герметизировать введением фартуков, закрепляемых шнуровкой или кнопками.
Опорные устройства. Отрицательным опорным реакциям оболочки, возникающим в опорном контуре в результате действия внутреннего давления воздуха и отсасывающего действия ветра, противодействуют силы тяжести массивных (ленточных или столбчатых) фундаментов либо силы сопротивления выдергиванию из грунта анкеров-штырей, штопоров, винтовых свай и др.
Опорные устройства рассчитывают на усилия, возникающие на контуре оболочки. В общем случае они не вертикальны. Для нахождения вертикальных и горизонтальных составляющих опорных усилий в цилиндрической оболочке можно пользоваться графиком рис. 2.16.17. Максимальное усилие на контуре оболочки при этом
Сопротивление винтовой сваи выдергиванию из грунта складывается из веса G грунта в объеме конуса выпирания и силы N сопротивления грунта отрыву. Для оценки сопротивления штопоров и винтовых свай могут служить данные табл. 2.16.10.
Принимая во внимание возможность аварии опорных устройств, а также трудности учета динамики порывов ветра, коэффициент надежности принимают не менее 3.
Для передачи усилий в оболочке анкером используются катенарный или кромочный пояса (рис. 2.16.18, а, б). При соединении оболочки с непрерывным (ленточным) основанием силовым поясом служит подвернутая кромка оболочки, усиленная пропущенным в нее фалом (рис. 2.16.18, в—д).
Вырезы в оболочке. Любой вырез нарушает непрерывность и плавность силового потока в оболочке и должен быть компенсирован соответственным ее усилием в виде каната, обрамляющего вырез. Рекомендуемое очертание выреза — эллипс с соотношением полуосей а/b = (n2/n1)1/3, вытянутый в направлении большего из двух главных напряжения пn1 и n2 (рис. 2.16.19). Усилие в обрамляющем канате при этом
Углы прямоугольных вырезов должны быть закруглены. Большие вырезы, доходящие до опорного контура, например дверные проемы, следует охватывать усиливающим канатом, проходящим под проемом, с креплением концов каната за анкеры. Рекомендуется раму входа соединять с оболочкой не жестко, а с помощью мягкого переходника (см. рис. 2.16.1), устраняющего возможность возникновения дополнительных напряжений в оболочке при неточных примыканиях жестких конструкций, а также при перемещениях ее под действием ветровых нагрузок.
Силовые присоединения к оболочке. Присоединения силовых элементов к оболочке могут быть точечными и линейными. Конструкция узла присоединения должна обеспечивать постепенную и плавную передачу усилий оболочке.
Точечных присоединений в пневматических конструкциях следует избегать. Линейные присоединения неизбежны при использовании диафрагм и при размещении усиливающих канатов под оболочкой (рис. 2.16.20). К ним относятся также присоединения кромок оболочки к жестким и гибким конструкциям (например, к каркасам шлюзов).