Техническое обслуживание, ремонт клетей и скипов


Подъемные сосуды — важный элемент оборудования шахтного ствола. Предусматривается два вида технического обслуживания подъемных сосудов — ежесменное (TO-1) и ежесуточное (ТО-2).

1. Ежесменное техническое обслуживание — осмотр клети, подвесных и прицепных устройств, запирающих устройств, проверка срабатывания привода открывания и закрывания стопоров, исправности запоров. Эта работа выполняется подземным электрослесарем в течение 30 мин, на верхней приемной площадке ствола.

2. Ежесуточное техническое обслуживание — проверка затяжки болтов подшипников и оседержателей, наличия смазки в подшипниках. За положением дверей (открыты или закрыты) следят рукоятчики и стволовые. Двери осматривают ежесменно и в случае выявления каких-либо неисправностей их немедленно устраняют, проверяют исправность запоров, чтобы в закрытом состоянии при нажатии корпусом человека двери не выходили за габариты клети.

Запирающие устройства осматривают ежесменно, выявленные неисправности немедленно устраняют. При осмотре проверяют, насколько свободны поворот оси с захватом подшипников и вращение ролика, смазку роликов и подшипников, а также затяжку болтов подшипников.

Ежесменно проверяют надежность срабатывания привода открывания и закрывания стопоров, состояние стопоров, крепление тяг, «флажков», грузов и подшипников стопоров, цельность пружин, тяг, рычагов, наличие гаек, шайб, шплинтов стопорных устройств, предупреждающих соскальзывание их при движении.

Еженедельное техническое обслуживание ТО-3 включает проверку состояния заклепочного соединения путем обстукиваниях их молотком и сварочных швов; выравнивание значительных местных вогнутостей в обшивке и в силовых элементах (при необходимости деформированные листы заменяют новыми); испытание парашютов (не реже 1 раза в 6 мес); ежегодную подкраску металлоконструкции клети.

В прицепном устройстве проверяют:

- состояние коуша, опор, балок, стоек, прицепного устройства, проушин клети;

- целостность пальцев, крепящих подвесное устройство к клети, и наличие шплинтов;

- целостность жимков, надежность крепления каната к коушу и наличие петли каната: для контроля за проскальзыванием каната;

- чистоту узлов прицепного устройства, смазку шарнирных соединений;

- свободное проворачивание всех шарнирных соединений и наличие шайб и шплинтов.

В парашютных устройствах проверяют:

- состояние амортизаторов;

- состояние соединительных муфт;

- целостность приводной пружины, надежность ее крепления и достаточность зазора между пружиной и кожухом;

- состояние ловителя;

- износ направляющих втулок на ловителе и клети;.

- состояние и надежность крепления всех болтов натяжного устройства;

- наличие свободного движения всех деталей механизма.

В направляющих устройствах проверяют состояние крепления направляющих башмаков, наличие трещин и износ.

При ежесменном техническом обслуживании (ТО-1), скипов на верхней приемной площадке проверяют подвесные и прицепные устройства, раму, кузов, опорные ролики, направляющие устройства. При ежесуточном техническом обслуживании (ТО-2) скипов осмотру и проверке подлежат следующие узлы:

1) металлоконструкции рамы, скипа, кузова, секторного затвора с лотком, площадки с ограждением (проверяют, с целью обнаружения трещин или задиров, состояние заклепочных соединений и сварных швов обстукиванием молотком, отсутствие вогнутостей в силовых элементах каркаса, скипа, в обшивке);

2) секторный затвор (проверяют прочность крепления к кузову и надежность запирания выпускного отверстия, разгрузочные ролики скипа должны свободно проворачиваться or руки, осевое перемещение — не более 3 мм, оси вращения-затвора, лотка, днищ и кузова, должны быть надежно закреплены и не иметь продольного перемещения);

3) скаты лотка (проверяют перпендикулярность осей скатов продольной оси кузова и: параллельность относительно геометрических осей — допускаемые отклонения 2 мм, ходовые колеса скатов должны свободно вращаться и не иметь осевых смещений — допускаемые смещения не более 2 мм);

4) направляющие башмаки (проверяют их крепление, изношенность вкладышей — при установке лобовых вкладышей суммарный зазор 10 мм, допустимое отклонение 3 мм, башмаки устанавливают точно по оси скипа один против другого — допустимое отклонение 2—3 мм) ;

5) крыша на скипе (проверяют, нет ли погнутости или пробоин, и очищают от загрязнений поверхность).

При осмотре подвесного устройства скипа путем обстукивания молотком проверяют исправность всех соединений в коуше и подвеске.

В клиновом коуше проверяют положение вертикальных клиньев (по хвостовикам), наличие специальной планки, предохраняющей горизонтальные клинья от случайных выпаданий, посадку упорной втулки. При осмотре проверяют также зазор между контрольным зажимом и торцом упорной втулки (зазор должен быть не менее 40 мм), плотность резьбовых соединений. Проверяют также шплинтовку, смазку, износ шарнирных соединений траверсы и тяг.

Текущий ремонт клетей T4 выполняют либо во время технического обслуживания, либо в специально выделенное время. При текущем ремонте устраняют дефекты дверей, поручней, деталей клетевых стопоров; заменяют при износе выше предельных размеров вкладыши направляющих муфт, детали стопоров, пружину привода ловителя.

При обнаружении дефектов в элементах клети, которые не могут быть устранены силами шахты, клеть демонтируется и направляется на рудоремонтный завод или центральные электромеханические мастерские, где ремонт выполняют в соответствии с техническими условиями, действующими на заводе.

В текущий ремонт скипов T3 входит замена деталей футеровки, направляющих башмаков или роликоопор, резины на последних, подшипников и осей затвора, сорванных болтов, и др. Эти работы выполняют по мере износа деталей во время осмотра скидов.

При дефектах элементов конструкции — деформации и трещины в раме, износ деталей секторного затвора, превышающий нормы, — скипы демонтируют и направляют на рудоремонтный завод.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!