Многопластовые россыпи золота приразломных впадин


Значительная моделирующая роль новейшей тектоники в формировании мощных рудных пластов золотоносных россыпей была описана еще С.Г. Мирчинк на примере россыпи руч. Мухтуннын в Баргузинском золотоносном районе, где в относительно опущенном крыле на краевой части Ципиканской впадины наблюдалось 8-10-кратное увеличение мощности пласта и более, чем 5-кратное расширение россыпной залежи. Этот факт, хорошо известный специалистам, тем не менее долгое время не был реализован в поисковых моделях золотоносных россыпей. Прошло более 20 лет, прежде чем начались целенаправленные поиски россыпей золота с пластами повышенной мощности, развивающихся в активных приразломных структурах. В частности, последние оказались характерны для россыпных золотоносных площадей Байкальской рифтогенной зоны, где на границе воздымающихся и относительно опускающихся блоков были выявлены золотоносные осадки повышенной мощности (10-15 м), представляющие собой конуса выноса (континентальные дельты), формировавшиеся ка протяжении позднего плиоцена-всего четвертичного времени.

Однако, как самостоятельный потенциально-промышленный тип россыпных месторождений сложные «многоярусные» россыпные месторождения золота рассматриваемого типа впервые были детально изучены в узких межгорных впадинах Верхнего Приамурья, протягивающихся прерывистой цепочкой по зоне сочленения Амуро-Охотской складчатой системы и Буреинского массива на расстояние более чем 300 км. Главная черта региональной позиции этих месторождений ~ приуроченность к зоне Южно-Тукурннгрского глубинного разлома, выраженного мощными зонами катаклаза и милонитизации, низкотемпературного метаморфизма, рудной минерализацией, в том числе золотой, очагами землятрясений.

На неотектоническом этапе в условиях сжатия, вызванного ростом Хребта Янкан-Тукурингра, вдоль разлома сформировалась цепочка ромбовидных грабен-депрессий, часто асимметричного строения. Как подчеркивает В.В. Колесников, детально изучавший механизмы формирования приразломных впадин зоны Южно-Тукурингрского разлома, эволюция этих структур определяется сбросово-сдвиговым типом деформаций по разлому и гетерогенностью субстрата шовной зоны. В связи с тем, что заложение впадин происходило в условиях локального растяжения на фоне регионального сжатия, впадины весьма невыдержаны по простиранию депрессионной системы, испытывали прерывистое развитие и характеризуются мощностью осадочного кайнозойского чехла, нигде не превышающей 250 м.

Наиболее опущенные участки впадин представляют собой аккумулятивные равнины, обрамленные педиментами и разделяемые участками высоких денудационных равнин и холмогорья в пределах положительных морфоструктур.Заложение впадин относится к концу мела; их выполнение протекало прерывисто, но охватывало практически весь кайнозой, начиная с кивдинских слоев датпалеоценового возраста до современных осадков. Золотоносен весь разрез кайнозойских отложений, в результате чего в некоторых объектах суммарная мощность рудоносного интервала в осадках превышает 50 м.

Будучи расположены в пределах «старых» золотороссыпных районов Приамурья, эксплуатируемых на протяжении многих десятков лет, россыпи приразломных впадин как самостоятельный морфогенетический и промышленный тип россыпных месторождений стал известен только в начале 80-х годов, когда, во-первых, была выявлена и оценена промышленная золотоносность глубоких горизонтов разреза впадин, включая кивдинскую свиту, и, во-вторых, стало ясно, что главным фактором, влияющим на строение и масштаб россыпей, служит режим развития тектонических уступов, приуроченных к активным блокоразделяющим разломам, в свою очередь весьма часто наследующим рудоконтролирующие и рудоконцентрирующие структуры складчатого основания. Крупнейшие и наиболее разведанные россыпи рассматриваемого типа расположены в пределах Урканской впадины и на площади Верхне-Дамбукинского россыпного узла.

Нагиминская россыпь золота — наиболее крупное разведанное россыпное месторождение данного промышленного типа — залегает в пределах одноименной погребенной грабен-долины, приуроченной к приразломной впадине северо-западного простирания в краевой части Урканского грабена. По данным Н.И. Орловой, тектонические уступы, ограничивающие грабен, служили россыпеконцетрнрующими структурами в условиях медленного погружения структуры и расширения зоны аккумуляции осадков (рис.25). Их высота колеблется от 5-8 до 45 и более м и, по-видимому, возрастает в нижнем течении р.Нагима до 220 м. В современном рельефе тектонические уступы практически не проявлены, но хорошо прослеживаются по космоснимкам. По сравнению с другими аналогичными месторождениями района, Нагиминская россыпь отличается наиболее широким возрастным диапазоном золотоносных осадков — начиная с кнвдинской свиты дат-палеоценового возраста. Это типичное полигенное образование, в составе которого участвуют аллювий, отложения аллювиальных конусов выноса, озерно-аллювиальные, заключающие основную массу золота; подчиненная роль принадлежит пролювию, озерно-болотным осадкам и образованиям коры выветривания, развитым по Нагиминской минерализованной зоне.

Продуктивные горизонты, приуроченные к выполняющим впадину осадкам различного возраста, сливаясь, образуют в разрезе ступенчато построенную («лестничную») линзу с мощностью пласта от 33 до 57 м, заполняющую практически весь Нагиминский грабен (рис.26). По геофизическим данным предполагается, что мощность золотоносных отложений возрастает вниз по течению р. Нагима до 180-200 м. Средние содержания золота на пласт колеблется от 1147 до 1411 г/м5, а на массу — 329 мг/м3. Наиболее богатая часть пласта приходится на эоценовую часть разреза, менее золотоносны олигоцен-нижнемиоценовые слои; минимальные содержания золота — в современном аллювии. Россыпь подстилается меловой корой выветривания каолин-гидрослюдистого типа, вскрытой не повсеместно, но тоже золотоносной. Содержание золота в россыпи изменчиво в разрезе и по латерали, но неизменно высокое. Основная масса золота представлена мелкими (менее 0.5 мм) пластинчатыми зернами, среди них большую часть составляет грубоокатанные золотины, хотя присутствуют и хорошо обработанные частицы. Встречается золото рудного облика, доля которого возрастает вверх по разрезу. Основные источники золота локализованы непосредственно в зоне тектонических уступов, которые полностью наследовали Нагиминскую минерализованную зону, что обеспечивало оптимальные условия подпитки россыпи. Они относятся к малосульфидкой золото-кварцевой формации и, по-видимому, были вскрыты еще в верхнем мелу и продолжали экспонироваться на всем протяжении формирования россыпи.

История открытия и разведки Нагиминской россыпи весьма характерна для новых промышленных типов россыпей, выявляемых в старых золотодобывающих районах. Верхняя часть ее сильно поражена старыми разработками; основная же часть более чем 30-метрового пласта россыпи разведана в последнее десятилетие, причем полностью месторождение еще не оценено. Предполагается, что его запасы могут значительно возрасти за счет резкого (до 220 м) увеличения мощности пласта в нижней части Нагиминской грабен-долины, а также за счет вероятной промышленной золотоносности подстилающих верхнемеловых образований.

Несколько иное строение имеет Петровская россыпь, расположенная в Золотогорском грабене на территории Центрально-Дамбукинского россыпного узла. Ее главное отличие состоит в морфоструктурной позиции. Золотогорский грабен, в отличие от большинства приразломных впадин системы, расположен в осевой части хр.Тукурингра, он вытянут в субмеридиональном направлении и контролируется разломами, дискордантными по отношению к простиранию Южно-Тукурингрской системы впадин в целом. Такая позиция определила более позднее заложение грабена и сокращенный, по сравнению с описанным выше Нагнмннским грабеном, разрез выполняющих его золотоносных осадков, возраст которых определяется как верхнеплиоценовый-голоценовый.

Грабек хорошо выражен в современном рельефе высота обрамляющих его тектонических уступов достигает 70-80 м, в том числе погребенной части — от 25 до 34 м. Коренные источники россыпи — месторождения и проявления золото-кварцевого и золото-карбонатного типа (Золотая гора, Трансформаторное, Аляска и др.) — вскрываются в тектонических уступах, диагонально срезающих рудоконтролирующую структуру (рис. 27). По данным В.И. Белоусова, вертикальный диапазон россыпеобразующего оруденения составляет на участке месторождения 270-280 м.

Золото присутствует по всему разрезу плиоцен-четвертичных осадков, а также в верхних горизонтах каолинит-гидрослюдистых кор выветривания линейно-площадного типа (рис. 28). Однако, основные запасы золота заключены в аллювиальных и пролювиально-аллювиальных отложениях. Там, где россыпь ложится на плотик коренных пород, наиболее высокие содержания золота (до 10 и более г/м3) отмечаются в приплотиковой части разреза.

Петровская россыпь занимает практически все днище грабен-долины шириной 700-1000 м. Суммарная мощность золотоносной толщи достигает 34 м. В ней выделяется три погребенных пласта различной мощности, сложно сочетающиеся в разрезе месторождения. Наиболее богатый (до 14 г/м3 золота) и мощный (до 4.8-5.9 м) нижний пласт приурочен к плиоцен-нижнеплейстоценовым озерно-аллювиальным осадкам и коре выветривания. Он практически выстилает все днище Золотогорской грабен-долины. Более молодые погребенные пласты имеют средне-верхнеплейстоцевый возраст, они менее богаты и менее выдержаны. В состав Петровского россыпного поля входят также молодые верхнеплейстоцен — голоценовый аллювий р. Худгер, кл. Тальцевый и верховьев р. Обка, пространственно обособленные от погребенной залежи.

Положение Золотогорской грабен-долины в осевой части хребта обусловило существенные перестройки ее структурного плана, сопровождавшиеся распадом и перегруппировкой долинной сети. В результате сейчас Петровская россыпь залегает в области водораздела рек Хугдер и Обка, т.е. по своей геоморфологической позиции она может рассматриваться как «россыпь приподнятой гидросети». Однако, главным фактором, контролировавшим морфологию и богатство россыпного месторождения, является ее морфоструктурная позиция в грабен-долине, служившей структурной ловушкой, в которой накапливался металлоносный материал. Главными россыпеконцентрирующими структурами служили тектонические уступы, в которых достигались оптимальные условия для мобилизации рудного вещества из коренных источников и его накопления в опущенном блоке. В отличие от Нагиминской россыпи и других аналогичных россыпей рассматриваемого типа в Верхнем Приамурье, в Золотогорском грабене не наблюдалось расширения области аккмуляции, поэтому тектонические уступы, начав развиваться в миоцене, хорошо выражены в современном рельефе и сохраняют свою россыпеконцентрирующую роль и поныне.

С минерагенических позиций золотоносные россыпи приразломных впадин Верхнего Приамурья могут быть разделены на два типа. Первый тип — это описанные выше полигенные многопластовые «лестничные» россыпи сложной конфигурации, занимающие большую часть разреза кайнозойских осадков (включая даний) суммарной мощностью 40-100 м и более, структура которых отражает прерывистость относительного прогибания приразломной впадины, Второй тип — это большей частью приповерхностные однопластовые россыпи плиоцен-раннеплейстоценового возраста, занимающие водоразделы низкопорядковых долин и залегающие частично на ложном плотике (при суммарной мощности осадков впадины 25-70 м). Эти россыпи представляют собой пролювиальные конуса выноса полуторных потоков, сгружавших материал у подножья тектонического уступа в условиях относительного покоя впадин.

Характерная особенность россыпей обоих типов — преобладание мелкого и тонкого золота, основная масса которого — от 70 до 100 % (при извлечении на типовых промприборах и дражными устройствами) представлена фракциями 0.1-0.5 мм. Данные пробирного анализа показывают, что истинное содержание весьма мелкого и тонкого золота в несколько раз превышают его количество, извлекаемое традиционными гравитационными способами. Пробность золота 930-985.

Золотоносные россыпи приразломных впадин это новый промышленный тип крупных золотоносных россыпей Приамурья. Они были выявлены в самые последние годы в пределах казалось бы хорошо изученных золотоносных россыпных узлов с уже отработанными в значительной степени месторождениями в результате применения новой технологии разведки и опробования глубокозалегающих горизонтов рыхлых отложений. Эти россыпи образовали мощный потенциал сырьевой базы россыпного золота Приамурья, по-существу, дав этой крупнейшей россыпной провинции второе дыхание. Важно отметить, что история их открытия во многом напоминает историю открытия аналогичных по своему строению оловоносных россыпей зон тектонических уступов в Северо-Восточной Якутии, также резко изменивших стратегию поисков глубокопогребенных россыпей и в конечном итоге всю структуру запасов россыпного олова а стране.

Характерная региональная позиция этих россыпей в зоне приразломных впадин, возникавших в условиях сжатия на фронте воздымающихся морфоструктур, заставляет нас искать их аналоги в других золотоносных районах с близкими геодинамическими условиями. В.В. Колесников указывает, что подобные механизмы и условия образования впадин могут иметь место в Тянь-Шане, Гобийском Алатау, Восточном Памире, на Алтае, в Становом хребте и Восточном Забайкалье. При соответствующей металлогенической ситуации в этой структурной обстановке также могли формироваться многопластовые россыпи, образованию мелким и тонким золотом. Из седиментационных бассейнов Верхнего Приамурья им близка Верхнезейская впадина. А.П. Сорокин, детально изучавший морфотектоническую позицию золотоносных россыпей в приразломных впадинах Приамурья, считает целесообразным различать среди них два типа: одни — отвечающие высокомобильным пограничным зонам орогенных областей (зона Северо-Тукурингрского разлома а обрамлении Верхне-Зейской депрессии), другие — зонам сопряжения орогена с платформенными областями (Южно-Тукурингрское предгорное понижение на границе с Зейско-Буреинской депрессией).

За пределами рассматриваемой провинции один из районов, где могут быть обнаружены золотоносные россыпи приразломных впадин, формировавшиеся в близкой динамической обстановке, — это бесспорно Верхне-Индигирский золотоносный район с его системой косых ромбовидных грабенов в осевой часта хр. Черского (Малык-Сиенская и др.), формировавшихся в условиях сжатия в тылу воздымающихся хребтов, окаймляющих Момо-Селленяхский рифт. Приразломные впадины, возникшие в близкой геодинамической обстановке, известны и в северной части горной страны хр.Черского — в хр.Догдо, в Селленяхском хребте и на Томмотском поднятии.

Поскольку близкие локальные структурные обстановки с образованием активных тектонических уступов грабен-долин могут возникать и в других геодинамических условиях, близкие по строению полигенные россыпи золота с повышенной мощностью пласта, имеющего значительный возрастной диапазон, могут составлять важный резерв базы россыпного золота и в других районах, в первую очередь в областях кайнозойского рифтогенеза.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!