Полигенные россыпи золота прибрежно-шельфовой зоны


Совершенно особые условия для формирования россыпей золота возникают в пределах прибрежно-шельфовых зон (ПШЗ), под которыми понимаются окраинные области континентов, в различной мере подвергшиеся в мезо-кайнозое деструктивным процессам и сопряженной с ними аккумуляции морских, паралических и континентальных осадков. С позиций оценки перспектив россыпной металлоносности в эту зону (область) обычно включаются прибрежные и приморские впадины (равнины), в пределы которых распространялись кайнозойские трансгрессии, и полоса прибрежного относительно мелководного шельфа, внешняя граница которой и в целом определяется глубинами, доступными для производства геологоразведочных работ и возможной добычи россыпей (Р.Б. Крапивнер и А.Е. Смолдырев, В.И. Ушаков и А.М. Иванова, А.И. Айнемер, Н.Г. Патык-Кара, Ю.В. Бубис, Л.Б. Кащеев, В.Б. Терентьев и др.). На территории России с ПШЗ связаны две россыпные золотоносные провинции — Арктическая, простирающаяся от пролива Вилькицкого на западе до Берингова моря на востоке, и Дальневосточная, включающая побережья морей Охотского и Японского. Начиная с конца 60-х и вплоть до середины 80-х годов силами многих коллективов, в особенности, ВНИИМоргео, НИИГА-Севморгеология-ВНИИО-кеангеология, МГИ, Морской ГРЭ ПГО «Приморгеология», ПГО «Севвостокгеология», МГРИ, СВКНИИ и др„ были изучены перспективы россыпной золотоносности этой области в целом и выявлены и оценены промышленные месторождения и объекты, которые могут рассматриваться как промышленные и потенциально промышленные месторождения.

Первая из названных провинций, представляющая собой молодую плитную структуру (ортошельф, по Г.О. Ганешину, В.В. Соловьеву и Ю.Ф. Чемекову), сформированную на гетерогенном складчатом основании, обладает наибольшими перспективами. Здесь располагаются такие уникальные и крупные объекты, как гетерогенное Рывеемское россыпное месторождение на Центральной Чукотке, открытое в конце 60-х годов и давшее уже около 100 т золота, погребенные континентальные (аллювиальные) россыпи северного фланга Куларского района, уже в значительной мере отработанные, аллювиальные и флювиогляциальные золотоносные россыпи о-ва Большевик, еще не ставшие объектом серьезной добычи из-за экстремально суровых условий района, и некоторые другие. Несравненно ниже перспективы Дальневосточной шельфовой золотоносной провинции, где сколько-либо серьезный интерес могут представлять мелкие объекты на побережье и прибрежном шельфе Японского моря и более значительные по ресурсам россыпи мелкого и тонкого золота в пляжевых отложениях Западной Камчатки. За пределами России, на Украине, потенциальной провинцией россыпей тонкого золота является Азово-Черноморский шельф.

Важнейшими факторами, определяющими золотоносность осадочного чехла ПШЗ, помимо золотоносности коренного субстрата и особенностей пространственного сопряжения контролирующих оруденение металлогенических элементов со структурами шельфового прогиба, являются неотектонический режим, определяющий возрастной диапазон, строение и мощность осадков субплатформенного чехла, и морфоструктурная позиция, контролирующая условия вскрытия оруденения, формирование, залегание и сохранность золотоносных пластов. Все без исключения промышленные золотые россыпи ПШЗ располагаются в переходной области (ступени) суммарного нулевого или слабого прерывистого прогибания, иногда с признаками инверсионного развитая отдельных блоков, где создаются условия для продолжительного экспонирования источников питания, пространственной, в том числе вертикальной, сближенности разновозрастных пластов, сочетания в составе россыпей различных генетических и фациальных типов осадков.

Рывеемское россыпное поле, детально изучавшееся в различные годы Ф.Э. Стружковым, В.Л. Сухорословым, Ю.П. Казакевич, О,П. Петровым, Б.В. Рыжовым и другими исследователями, приурочено к восточной части Куульского поднятия, сложенного терригенными и карбонатными породами девона и нижнего карбона, на участке его пересечения поперечным разломом, фиксированным полями меловых эффузивов килого-среднего состава. Коренные источники россыпи, представленные штокверкоподобными минерализованными зонами, кварц-карбонатными жилами сложной формы, свитами жил, относятся к золото-кварцевой, отчасти к золото-кварцево-сульфидной формации. Предполагается, что оруденение располагается над выступом невскрытого гранитного штока. Золото в рудах присутствует в двух разновидностях: более высокопробное (800-860) и низкопробное (725-790), в ассоциации с пиритом, марказитом, арсенопиритом, галенитом, сфалеритом, гематитом, гипергенными гетитом и лимонитом.

Структура россыпного поля, занимающего в общей сложности площадь 10х15 км определяется его положением в приустьевой части широкой плоскодонной долины, открывающейся на прибрежную равнину (рис. 38). За время формирования россыпи эта площадь по крайней Мере трижды подвергалась влиянию трансгрессий: в конце плиоцена-раннем плейстоцене (рывеемская свита), в среднем плейстоцене (лонговские слои), в нижнем голоцене (фландрское время) (см.рис.38, Б). Характерная особенность россыпи — ее залегание вне выраженных долинных форм и на весьма выравненном плотике, что породило представление о «внедолинности» россыпей данного типа. Суть этого явления заключается, во-первых, в том, что первичная поверхность представляла собой предельно выравненную денудационную равнину (пенеплен), и во-вторых, была дополнительно выравнена в ходе рывеемской абразии.

Россыпь состоит из нескольких богатых промышленных участков неправильной, в целом слабо удлиненной элипсоидальной формы, отстоящих друг от друга на 1-3 км и объединенных общим слабозологосным контуром (участки Основной, Дикое озеро, Прибрежный, Зеленый, Восточный-1 и 2, Русловой). Часть из них — Основной и Дикое озеро, а также восточная часть Прибрежного участка — имеют аллювиальный генезис. Выделяются также собственно прибрежно-морские россыпи: бенчевые и пляжевые (Прибрежный участок), а также площади с пластами гетерогенного генезиса (отдельные площади участков Зеленого, Восточного-1 и Руслового). И хотя отдельные участки россыпного поля располагаются в пределах довольно сближенного гипсометрического уровня (от -25 до +25 м), они сформировались в ходе сложных, преимущественно плановых перестроек рельефа, с многократным перемывом и переотложением золота в пределах пласта. В результате для месторождения в целом характерны весьма неравномерное распределение металла с колебаниями вертикальных запасов на 2-4 порядка на расстоянии всего несколько метров. Вместе с тем, в контурах отдельных наиболее богатых россыпей, выделяются участки особо насыщенные золотом («ядра россыпей») протяженностью в десятки метров, с весьма выдержанными вертикальными запасами п.10-100 г/м2. Из отдельных шахтных полей Рывеемского месторождения площадью 200х200 м было получено до 4 т золота.

Как правило, эти, аномально богатые участки россыпей связаны с коренными источниками в плотике россыпи и обычно заметно разнятся по крупности, преобразованию и окатанности золота. Различаются также продуктивные пласты аллювиального, прибрежноморского и смешанного происхождения. Аллювиальные пласты обычно состоят из базального золотоносного аллювия и трещиноватого плотика с просевшим золотом; они имеют мощность 0.6-2.4 м, образованы крупным золотом (в среднем около 3 мм), средне- и слабоокатанным, нередко в срастании с кварцем, и содержат самородки, из которых наиболее крупный имел массу 6,5 кг. Максимальные содержания золота, иногда до нескольких килограмм а отдельных пробах, приурочены к зоне спая, Гипергенные преобразования золота а виде высокопробных оболочек и прожилкоа наиболее распространены на Основном участке, здесь же широко развито ожелезнение золота и присутствует грейгит. Доли свободного шлихового, тонкого и связанного золота в аллювиальных россыпях составляют соответственно в среднем 89.4, 2.2 и 8.4%, причем доля первого из них возрастает в слое проседания.

Прибрежно-морские, бенчевые и пляжевые россыпи, распространенные вдоль границы максимальной, рывевемской трансгресии, в целом уступают по богатству аллювиальным. В отличие от аллювиальных россыпей, подошва пласта этих россыпей совершенно ровная, россыпи характеризуются присутствием хорошо и идеально окатанной эллипсоидальной гальки разнообразных пород. Рудный пласт бенчевых россыпей имеет, как правило, мощность всего 0.2-0.6 м, причем основная масса золота концентрируется вблизи спая и в слое проседания. Золото имеет в целом более низкую пробность и отличается меньшей обработанностью и гипергенными изменениями, что свидетельствует не только о собственном источнике золота, но и о более позднем времени его поступления в россыпь. Содержание свободного шлихового и связанного золота составляет в бенчевых россыпях соответственно 94.5 И 5.6%.

Россыпи Рывеемского россыпного поля отрабатывались на протяжении более 25 лет открытым и шахтным способом; в результате на его площади образовались мощные хвосты, в настоящее время рассматриваемые как возможный объект повторной переработки. Содержащийся в нем металл представлен свободным золотом, концентрирующимся в пиритовом концентрате в классах +0.25 и -0.25+0.1 мм (содержания до 100 г/т концентрата), однако сам пирит незолотоносен и связанное золото в хвостах практически отсутствует. Дополнительные перспективы Рывеемских россыпей связаны с золотоносностью осадочного чехла прибрежной равнины, повсеместно содержащих мелкое и тонкое золото в количестве до 1 г/м3.

Иной тип золотоносных россыпей свойственен морфоструктурам, характеризовавшимся значительной дифференцированностью неотектонических движений, примером чему служат россыпи Куларского золотоносного района на Яно-Омолонском междуречье. Открытые в начале 60-х годов В.П. Персиковым и детально изученные В.А. Переясловым, В.В. Лутаем, В.П. Самусиковым, А.И. Сергеенко, Б.В. Рыжовым, эти россыпи дали в общей сложности более 300 т золота и в настоящее время В значительной мере отработаны. В отличие от описанных выше россыпей Рывеемского поля, эти россыпи — исключительно аллювиальные. Источником их послужили многочисленные рудопроявления золото-кварцевой малосульфидной формации. Отличительная особенность россыпей — их приуроченность к зоне сочленения поднятия Улахан-Сис, сложенного пермскими углисто-сланцевыми породами верхоянского комплекса, с впадинами шельфовой области опускания, в результате чего по простиранию россыпей наблюдается постепенный переход от близповерхностных и относительно молодых четвертичных россыпей в слабоврезанных долинах по склонам поднятия к погребенным неогеновым россыпям по периферии впадин, а затем и к глубокопогребенным олигоценовым россыпям в самих впадинах. При этом пласт россыпи постепенено погружается до глубины более 150 м (рис. 39). Продолжение россыпей Кыра-Онкучах и Улахан-Онкучах прослежены на глубине около 300 м относительно дневной поверхности и -240 м относительно уровня моря.

Такая картина отражает прогрессирующее расширение области кайнозойского прогибания, при котором нижние части золотоносных долин постепенно захоранивались и выводились из сферы россыпеобразования, в то время как в области, еще не вовлеченной в прогибание, продолжался размыв коренных источников и переотложение золота из более древних золотоносных осадков.

Для россыпей Куларского района характерны существенные отличия разновозрастных пластов. Так, олигоценовые россыпи, образовавшиеся за счет непосредственного перемыва коры выветривания каолинового типа, залегают в светлых (серых, желтых) несортированных толщах галечников в обильном глинистом заполнителе и глинах с включением гальки, в которой весьма высока доля кварца. Пласт растянут по вертикали и имеет мощность 2-5 м, иногда до 12-15 м (россыпь Центральная), часто подвержен пострудным тектоническим деформациям. В олигоценовых россыпях относительно снижена доля свободного шлихового золота (нередко около 60%) и повышено содержание тонкого и связанного золота (соответственно до 10-37 и до 32-67%). Золото в целом слабо и средне окатано, сильно вторично преобразовано — высокопробные оболочки иногда составляют до 35-50% площади золотин. За редким исключением (россыпь Центральная), олигоценовые россыпи беднее четвертичных.

В группе неогеновых россыпей присутствуют россыпи, золотоносный пласт которых имеет миоценовый (Кыра-Онкучах и Улахан-Онкучах, либо плиоценовый возраст (россыпь Кристалл), либо заключают пласты того и другого возраста (россыпь Улахан-Батор-Юрэх). Золотоносны серые галечники с преобладанием гальки пород верхоянского комплекса в алевритовом и суглинистом заполнителе, с обильными лигнитизированными растительными остатками. Основной продуктивный пласт приурочен либо К трещинам плотика, либо к продуктам выветривания подстилающих пород, имеющим щебнистый или существенно алевритовый состав, при глубине проседания золота от 0,2-0.4 до 1 м. Непосредственно на участках подпитки россыпи за счет коренных источников в дне долин слой проседания увеличивает свою мощность до 2 м, а в пласте заметно увеличивается содержание кварцевой гальки, относительно крупного и неокатанного золота. Продуктивны также базальные горизонты аллювия (0.2-1 м), хотя отдельные обагащенные струи могут встречаться и на высоте несколько метров от плотика. Строение и характер золота неогеновых россыпей указывает на преобладание среди них россыпей комбинированного питания; некоторые россыпи, например Кристалл, имеет вторичный характер и образована почти исключительно за счет перемыва более древних россыпей. В неогеновых россыпях Куларского района преобладает свободное шлиховое золото (до 100%). Они отличались значительным богатством (содержания золота — более 1, до 2-3 г/м3) при линейной продуктивности от 0.5-2 до 3-4 т/км на отдельных участках долин. Они дали в общей сложности несколько десятков тонн золота.

Четвертичные россыпи, формировавшиеся в условиях криогенного литогенеза, характеризуются высокой льдистостью, преобладанием илистого заполнителя, «незрелостью» состава гальки и минерального состава. Золотоносный пласт занимает большую часть слоя галечников (1-2 м), реже углублен в трещины плотика, содержит преимущественно непреобразованное, слабо сортированное, шлиховое золото, часто в сростках с кварцем, при обычных содержаниях 0.5-1 г/м3.

В настоящее время, когда россыпи Куларского района практически отработаны, возрос интерес к сформированным на их месте громадных по объему отвальным россыпям, содержащим золото в количестве сотни миллиграмм, до 1 г/м3. Дополнительный интерес к последним вызван присутствием в промышленных количествах (15-3 кг/м3) в хвостах обогащения куларита, который рассматривается как ценный перспективный вид редкоземельного сырья. По-видимому, также не исчерпаны перспективы глубокозалегающих олигоценовых россыпей на глубинах более 150 м, которые при определенных условиях могут стать объектом подземной добычи или скважинной гидродобычи.

Совершенно иные условия для формирования россыпей существуют в ПШЗ активных континентальных окраин (на парашельфах, по Г.С. Ганешину с соавторами), к которым относятся шельфы дальневосточных морен, отличающиеся малой шириной, значительной активностью тектонических процессов, незначительной шириной, быстрым нарастанием мощности осадочного чехла с удалением от берега и его частичной дислоцированностью. Очень часто континентальная граница шельфовой впадины приближена или совпадает с современной границей суши, а позднеплейстоценовое-раннеголоценовое эвстатическое поднятие уровня моря проявилось лишь в незначительной ингрессии по долинам рек, как это имеет место в Японском море. Россыпная золотоносность прибрежных осадков известна давно, и некоторые пляжевые и сопряженные с ними аллювиальные россыпи отрабатывались корейцами еще в прошлом веке. Она детально изучалась Л.Б. Хершбергом, Л.П. Кащеевым, Р.Б. Крапивнером, А.П. Сивоплясом и другими исследователями.

На примере одной из наиболее значительных (по масштабам Приморья) и изученных россыпей Тихангоу и Большой Тинкан видно, что россыпная золотоносность ПШЗ связана в основном с относительно молодыми, верхнечетвертичными долинами, начинающимися на суше и ныряющими под толщу морских (пляжевых, лагунных, донных) и аллювиальных осадков на прилегающем шельфе, либо с современными и затопленными плейстоценовыми пляжами. Первая ситуация характерна для участков побережья денудационного строения (бухта Тихангоу, о-в Аскольд), вторая — для участков аккумулятивного взморья (бухта Тинкан). На примере россыпи Тихангоу видно, что продуктивный пласт россыпей первого типа приурочен к подошве верхнеплейстоценового аллювия, иногда раздваивается, и уже на расстоянии 2-х с небольшим километров от берега ныряет на глубину до 50 м при мощности слоя воды более 20 м (рис. 40). При этом надводная часть россыпи уже давно отработана, а запасы подводной, затопленной ее части оцениваются около 1 т при средних содержаниях золота 0.3-0.5 г/м3.

Погребенные пляжевые россыпи, подобные плейстоценовой россыпи так называемого подводного плато бухты Тинкан, имеют характер струйчатых залежей, ориентированных в целом параллельно берегу (рис. 41). Рассматриваемая россыпь имеет протяженность около 1 км при средней ширине 0.7 км, мощности пласта 1-1.5 м (до 3.5 м) и средних содержаниях золота 0.5-1 г/м3. На современном пляже располагалась аналогичная россыпь, ныне полностью отработанная стрателями. Источником золотоносности морских осадков служил металл, выносимый р. Большой Тинкан, которая размывает Хуалазинское золоторудное месторождение и ряд более мелких рудопроявлений.

Основная часть россыпей Приморского шельфа образована шлиховым гравитационно извлекаемым мелким золотом, однако в отдельных случаях, при непосредственной абразии коренных источников (бухта Наездник на о-ве Аскольд) значительная доля золота оказывается заключенной в кварцевой гальке. При оценке золотоносности шельфа Приморья неоднократно ставился вопрос о необходимости оценки и способах извлечения тонкого золота, концентрации которого (до 200-500 мг/м3) встречаются по всему разрезу четвертичного осадочного чехла. Часть этого золота присутствует в неизвлекаемых гравитационно формах — в сорбированном виде с глинистыми и фосфоритовыми конкрециями, в виде металлоорганических соединений.

Из реальных перспектив ближайшего будущего в рассматриваемом регионе могут представлять интерес только небольшие близповерхностные и неглубокозалегающие части подводных россыпей, да и то, по-видимому, только при условии утилизации их нерудной составляющей. Однако, приходится учитывать, что в случае полной выемки золотоносных осадков в пляжевой зоне и на подводном склоне будет нарушаться баланс наносов, что может привести к размыву берегов.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!