Клуазонизм


Клуазонизм (от фр. cloison — перегородка) — термин, перенесённый в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном в 1887 году, воспринятую Полем Гогеном и ставшую основой живописного «синтетического» символизма.

Характеристика

Суть данной системы заключается в том, что всё полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах — свинцовыми перегородками (профилем). Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (Поль Гоген «Видение после проповеди», 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.

Впервые термин «клуазонизм» введён французским критиком Эдуардом Дюжарденом в статье, дающей оценку работам Луи Анкетена. Дюжарден отмечал в 1888 году, что «художник вычёрчивает свой рисунок замкнутыми линиями, накладывает между ними различные цвета, сопоставление которых создаёт ощущение единого заранее задуманного колорита, так что рисунок подчёркивает цвет, а цвет подчёркивает рисунок. Таким образом, работа художника становится похожа на перегородчатые эмали и техника сводится к своего рода клуазонизму» (от клуазонне).

Художники

  • Луи Анкетен
  • Эмиль Бернар
  • Поль Гоген
  • Поль Серюзье
  • Клод-Эмиль Шуффенекер
  • Якоб Меир де Хаан
  • Ян Веркаде


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!