Бесселер, Генрих


Генрих Бесселер (нем. Heinrich Besseler, 2 апреля 1900, Дортмунд — 25 июля 1969, Лейпциг) — немецкий музыковед, один из крупнейших в XX веке.

Биография

Изучал во Фрайбургском университете музыковедение (В. Гурлитт), философию (М. Хайдеггер) и германистику (Г. Мюллер). Стажировался в Венском университете у музыковедов Г. Адлера и В. Фишера.

Защитил докторскую диссертацию (1923, Фрайбургский университет) о немецких сюитах XVII века (научный руководитель В. Гурлитт). Два года спустя защитил профессорскую диссертацию (Habilitation, также во Фрайбургском университете) о мотете конца XIII — начала XIV веков, от Пьера де ла Круа до Филиппа де Витри (научный консультант — Фридрих Людвиг, Гёттинген). C 1928 г. профессор, преподаватель музыковедческих дисциплин в Гейдельбергском университете. В 1949-56 гг. — профессор музыковедения (в начале 1950-х также зав. кафедрой музыкознания) в университете Йены, в 1956-65 — профессор (и директор «Института музыкознания») в Лейпцигском университете. Гос. премия ГДР (1960). Доктор honoris causa Чикагского университета (1967). Член Саксонской академии наук (1955).

В течение десятилетий Бесселер успешно преподавал музыковедческие дисциплины, стяжав себе славу талантливого педагога. Среди его учеников Манфред Букофцер (Bukofzer), Эдвард Ловинский, Зигфрид Хермелинк, Петер Гюльке (Gülke), Сюзанна Клеркс-Лежён (Clercx-Lejeune), Урсула Гюнтер (Günther), Вольфрам Штойде и другие известные музыковеды XX века.

Научная деятельность

Как ученый приобрёл международную известность благодаря фундаментальным трудам по истории западноевропейской музыки до 1600 г., в частности, о технике композиции (бурдон и фобурдон) в позднем Средневековье, о жизни и творчестве Гийома Дюфаи. В связи с изучением старинной ритмики одним из первых выявил специфику квантитативной времяизмеряющей ритмики (zeitmessende Rhythmik), противопоставив её позднейшей акцентной (тактовой) системе (Akzentstufentakt). Гармонию в музыке XV века рассматривал в эволюционном ключе как предформу мажорно-минорной тональности.

Под влиянием идей своего учителя, философа Хайдеггера Бесселер (в книге «Восприятие музыки в Новое время», 1959) создал оригинальную типологию музыкальных жанров, в основе которой — деление музыки на «обиходную» (или «прикладную», нем. Umgangsmusik) и «репрезентативную» (или «преподносимую», нем. Darbietungsmusik), то есть предназначенную исключительно для слушания. Началом музыки как самостоятельного искусства (нем. eigenständige Musik) Бесселер считал профессиональную музыкальную культуру Ars nova. Исследовал эволюцию музыкальных инструментов, музыкальную иконографию. Посвятил ряд своих работ современной музыкальной жизни и социальной значимости музыки. Автор статей в знаменитых музыкальных справочниках: в фундаментальной энциклопедии Die Musik in Geschichte und Gegenwart (Ars antiqua, Ars nova, Fauxbourdon etc.) и в 12-м издании словаря Римана (Niederländische Musik, Renaissance etc.).

Всю жизнь Бесселер занимался редакционной работой. Он редактировал научные (непериодические) издания «Heidelberger Studien zur Musikwissenschaft» (1932-9), «Musikalische Gegenwartsfragen» (1949-53), «Jenaer Beiträge zur Musikforschung» (1954-61); соредактор знаменитой серии «Иллюстрированная история музыки» («Musikgeschichte in Bildern», с 1961); редактор полного собрания сочинений Г. Дюфаи (в академической нотной серии Corpus mensurabilis musicae). В 1950-е гг. для нового собрания сочинений И. С. Баха (Neue Bach-Ausgabe) редактировал его оркестровые сочинения.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!