Генрих фон Хеслер (нем. Heinrich von Hesler) — средневековый поэт XIII века. Генрих Хеслер происходил из рода фон Хеслер из местности Бургхеслер (Burgheßler) близ Эккартсберга. В соседнем Клостерхезелере этот род учредил женский монастырь ордена цистерцианцев. Генрих был мирянином (nôthafter rîter) и больше был близок к францисканскому ордену. Ранее выдвигавшаяся гипотеза о том, что он жил в орденской Пруссии и был в тесных контактах с Тевтонским орденом — исключена. Он, вероятно, работал в Тюрингии. Так, он сообщает о том, что его стихи в Небре подвергались резким нападкам. Сохранились следующие формы записи его имени: Heinrich von Hasiliere (во фрагменте «Спасение») или Heinrich heiz ich mins rechten namen, Hesler ist min hus genannt («Апокалипсис»).
Генриху фон Хеслеру приписывают три работы:
«Апокалипсис» и «Евангелие Никодима» часто переписывалось. Имеется 5 полных рукописей «Апокалипсиса» и 14 — во фрагментах, из которых Библия Польской академии наук (BGPAN, Ms. 2415) считается аутентичной.
Три из полностью сохранившихся рукописей: штутгарсткая и две торнские (WLB Stuttgart, HB XIII 11 und die ehemals Königsberger Handschriften UB Toruń rps 44/IV und 64 /III) происходят из владений Тевтонского ордена, обе торнских рукописи вероятно из управляемого Верховным маршалом ордена Кёнигсберга. Эти три рукописи снабжены миниатюрами. Происходят ли эти рукописи из одной мастерской — пока остается спорным.
В штутгартской рукопси по сравнению с кёнигсбергскими прослеживается сильное влияние французской миниатюры в изображении Апокалипсиса.
Иконография миниатюр связана с Тевтонским орденом, так, можно увидеть, например, рыцарей в орденской одежде рядом с князем Конца времен в битве против народа Гог и Магог и священника Тевтонского ордена при крещении евреев в Конце времен.
Рукопись Toruń 64 /III первоначально содержала текст близкий к Данцигской рукописи, который из-за чистки превратился практически в новое сочинение.
Содержательно Апокалипсис хорошо подходит как введение в мир идей Бонавентуры, который среди прочего подчеркивает священство Христа и продвигает образование для ордена францесканцев. Генрих фон Хеслер поставил перед собой в длинном экскурсе в «Апокалипсе» задачу проповедника. Предполагается, что освоение Тевтонским орденом произошло благодаря иконографии. Ссылки на работу находятся также в книжных инвентарях прусских орденских конвентов XIV века. Генрих повлиял на целый ряд духовных поэтов, среди которых на Николая Ерошина и Тило Кульмского.