Ледоколы проекта 97 — серия судов специальной постройки для работы в сложной ледовой обстановке. Она стала наиболее массовой серией построенной в СССР. Первоначально они строились для обслуживания портов с тяжёлой ледовой обстановкой. Показали отличные качества, в связи с чем на их основе были созданы пограничные сторожевые корабли (97П), вспомогательные (патрульные) ледоколы для ВМФ (97АП), а также гидрографические (97Б) и научно-исследовательские (97Н) суда. Всего в период c 1960 года по 1981 год было построено 32 ледокола девяти различных модификаций.
Назначение
В середине 1950-х годов Советский Союз приступил к разработке новой конструкции дизель-электрического ледокола, способного удовлетворить потребности как гражданских, так и военно-морских операторов. В то время торговый флот в основном полагался на устаревшие паровые ледоколы, многие из которых были построены в эпоху императорской России и должны были завершить свой эксплуатационный срок в ближайшие годы. Кроме того, Советский флот располагал лишь одним ледовым судном для патрулирования северной границы страны-проектом 52 "Пурга", который был заложен еще в 1938 году, но поступил на вооружение только в 1957 году.
Техническая разработка новых ледоколов была поручена Санкт-Петербургскому Центральному конструкторскому бюро № 15, ныне известному как Центральное конструкторское бюро "Айсберг" и входящему в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, которая строила корпуса на базе шведского пароходного ледокола "Эйсбар", переданного Германией Советскому Союзу в качестве военных репараций в 1946 году. Дискуссии во время технических совещаний иногда становились жаркими как морские архитекторы попытался включить в проект как гражданские, так и военно-морские требования. Одним из источников разногласий был носовой винт, который считался необходимым для ледокольных операций в Балтийском море и других неарктических водах, но подверженным повреждениям в более тяжелых арктических ледовых условиях.
После того как был разработан окончательный проект, строительство ледоколов проекта 97 и их производных было поручено Санкт-Петербургской Адмиралтейской верфи. Строительство первой серии, состоявшей в основном из аналогичных трехвинтовых ледоколов, за исключением одного двухвинтового гидрографического судна проекта 97Б , шло быстрыми темпами: корпуса собирались бок о бок на стапеле и спускались на воду при технической готовности от 60 до 80 %. В 1960-1971 годах верфь ежегодно поставляла до трех судов, часто в различных конфигурациях, одновременно внедряя различные технические усовершенствования, разработанные в ходе эксплуатации первых судов серии. Вторая серия с восемью патрульными судами проекта 97П и одним исследовательским судном была построена в 1973-1981 годах.
Имея в общей сложности 32 судна, построенных в различных конфигурациях за более чем два десятилетия, проект 97 является самым большим и продолжительным классом ледоколов и ледокольных судов, построенных в мире. За исключением атомных ледоколов, они также были единственными отечественными послевоенными ледоколами в Советском Союзе, а затем и в России вплоть до строительства ледоколов проекта 21900 в конце 2000-х годов.
Проект
После окончания Великой Отечественной войны для проводки судов сквозь льды, обеспечения портов и нужд военно-морского флота, в частности по охране границ в арктической зоне, требовались новые ледокольные суда. На Техническом совете Министерства морского флота СССР (ММФ СССР) в июле 1955 года началось обсуждение проекта судов которые смогли бы выполнять эти функции. Позже заместитель руководителя Группы наблюдения за проектированием и постройкой судов М. Я. Роговский вспоминал:
Согласно приказу Министерства судостроительной промышленности СССР № 0111 в обеспечение Постановления Совета министров СССР от 18 мая 1957 года № 538-272 по договору с Управлением кораблестроения Военно-Морского Флота СССР (ВМФ СССР) от 19 декабря 1957 года приступили к разработке проекта в Центральном конструкторском бюро № 15 (ЦКБ-15, ныне — ЦКБ «Айсберг»). Проект получил номер 97. Работы начались под руководством главного конструктора А. Н. Василевского и проектировщиков Н. А. Сенькина и В. А. Пахомова. В основу лёг принцип строения ледокольных судов «американского» типа, при котором добавляется носовой винт. При отработке теоретического чертежа был взят корпус ледокола «Илья Муромец», построенного в Швеции, и первоначально носившего имя Eisbar. В проекте обводы этого судна были измены и выполнены без плоских участков. Весомый вклад в проект внёс опыт строительства и эксплуатации сторожевого корабля «Пурга». Эксплуатационные качества новых ледокольных судов обеспечивались за счёт прочности корпуса, толщины обшивки, особой формы форштевня и наличием носовых, кормовых и бортовых цистерн, с помощью которых можно было бы изменять дифферент и крен судна. Гребные винты со съёмными лопастями изготавливались из стали.
Развитие проекта
На основе проекта (пр. 97 — ледоколы для Военно-Морского Флота СССР) были созданы модификации:
- Проект 97А — ледоколы по заказу Министерства морского флота;
- Проект 97К — дооборудованный ледокол проекта 97 по заказу ВМФ СССР;
- Проект 97Е — ледокол по заказу Германской Демократической Республики;
- Проект 97Б — судно для Гидрографической службы ВМФ СССР;
- Проект 97Д — суда для гидрографического предприятия Министерства морского флота;
- Проект 97АП — патрульные ледоколы по заказу ВМФ СССР. Проект был создан в ЦКБ «Айсберг» для несения патрульной службы на концевых участках Северного морского пути. У данных ледоколов, в отличие от базовых, было увеличено водоизмещение, автономность и дальность плавания экономическим ходом, а также установлена усовершенствованная аппаратура связи и навигации;
- Проект 97П — сторожевые корабли для пограничного управления (по кодификации НАТО — Ivan Susanin-class icebreaker and border patrol ship). Проект был создан в конце 1960-х годов в интересах Морских частей погранвойск КГБ СССР для несения дозорной службы в водах с тяжёлой ледовой обстановкой и для вытеснения ледоколов США и Канады из арктической зоны СССР;
- Проект 97Н — научно-исследовательский ледокол по заказу Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды. Главный конструктор — Б. А. Оливер. Наблюдение за проектированием и постройкой осуществлялось группой специалистов Арктического и Антарктического НИИ. Данное судно стало первым в СССР ледоколом, специально созданным для проведения комплексных исследований в арктических морях. Судно принадлежало Мурманскому управлению гидрометеослужбы СССР.
Конструкция
На всех модификациях проекта 97 были применены усовершенствования:
- Для осушения колодцев через дополнительные трубы в корме применили водоструйные эжекторы работающие от противопожарной магистрали;
- Внедрена система рециркуляции забортной воды для охлаждения главной энергетической установки (ГЭУ), в случае если ледовые ящики будут заблокированы шугой и мелким льдом;
- Подведена индивидуальная смазка на подушки упорных подшипников балансирного типа по всей поверхности гребня;
- Использованы синтетические волокна и смолы для антикоррозионной защиты;
- Создано специальное устройство, позволяющее менять сальниковую набивку дейдвудов на плаву без помощи водолазов;
- Бакаутовые подшипники были заменены резино-металлическими вкладышами, что позволило снизить цену и увеличить временной ресурс дейдвудных подшипников;
- Была создана оптимальная конструкция типового фундамента под механизмы и агрегаты, работающие с нагрузкой;
- Разработана новая конструкция пламегасительных сеток.
Тактико-технические характеристики
Проект 97П
- 3350 / 3414 тонн (по разным источникам);
- Высота борта: 8,3 метра (до верхней палубы);
- Высота от основной плоскости до клотика мачты: 33 м;
- Скорость:
- 15,4 узлов (полный ход),
- 9,5 узла (экономический ход);
- Дальность плавания:
- 5500 морских миль (полным ходом),
- 10 700 морских миль (экономическим ходом);
- Автономность: 50 суток;
- Экипаж: 123 человека, в том числе 10 офицеров.
Проект 97АП
- Дальность плавания:
- 6000 морских миль (полным ходом),
- 13 000 морских миль (экономическим ходом).
Проект 97Е
- Скорость: 14,5 морских узла.
Проект 97Н
- Высота борта: 5,5 метра;
- Дальность плавания: 11 000 миль;
- Автономность плавания: 55 суток.
Экипаж составляли 54 человека, а научная группа включала до 30 сотрудников. На борту было оборудовано 14 лабораторий для различных работ по океанологии, гидрохимии, гидрологии и метеорологии.
Корпус и надстройка
Судовая энергетическая установка
Проекты 97, 97А, 97АП, 97Б, 97Д, 97Е, 97К
Главная энергетическая установка
3-вальная дизель-электрическая на постоянном токе:
- 3 дизель-генератора мощностью по 1250 кВт,
- 3 дизеля типа 13Д100 (1800 л. с.),
- 3 генератора постоянного тока типа ПГ-145 (2-якорные: 2 × 625 кВт, 2 × 400 В);
- Мощность ГЭУ: 5400 л. с. (3 × 1800 л. с.);
- Гребные электродвигатели:
- 2 электродвигателя постоянного тока типа ПГ-147 (кормовые: 2 × 2400 л. с.),
- 1 электродвигатель постоянного тока типа ПГ-146 (носовой: 1 × 1600 л. с.);
- Движитель: 3 винта фиксированного шага.
Схема электроснабжения позволяет обеспечить следующие режимы:
- работу 1-го из 2-х дизель-генераторов на носовой гребной электродвигатель;
- работу 2-х любых дизель-генераторов на 2 кормовых гребных электродвигателя;
- работу 3-х дизель-генераторов на 2 кормовых гребных электродвигателя;
- работу любого дизель-генератора на 2 кормовых гребных электродвигателя.
Вспомогательная энергетическая установка
Вспомогательная энергетическая установка (ВЭУ) — вспомогательный источник энергии, не предназначенный для приведения судна в движение, обеспечивающий питанием его системы боевой и повседневной жизнедеятельности. ВЭУ на ледоколах проекта 97 общей мощностью 600 кВт включала в себя:
- 3 дизель-генератора переменного тока типа ДГТ200/1 мощностью по 200 кВт с дизелями типа 6Ч25/34.
Стояночный дизель-генератор
Предназначен для снабжения электроэнергией повседневных систем жизнедеятельности судна при якорной стоянке на рейде или швартовах у необорудованного пирса. На ледоколах проекта 97:
- 1 дизель-генератор переменного тока мощностью 100 кВт.
Проекты 97Н, 97П
Главная энергетическая установка
2-вальная дизель-электрическая на постоянном токе:
- 3 дизель-генератора типа 13Д100 мощностью по 1250 кВт,
- 3 дизеля типа 10Д20,7/2×25,4 (1800 л. с.),
- 3 генератора постоянного тока типа ПГ-145 (2-якорные: 2 × 625 кВт, 2 × 400 В);
- Мощность ГЭУ: 5400 л. с. (3 × 1800 л. с.);
- Мощность гребных электродвигателей: 4800 л. с.,
- 2 электродвигателя постоянного тока типа ПГ-147 по 2400 л. с.;
- Движитель: 2 винта фиксированного шага;
Вспомогательная энергетическая установка
- 5 дизель-генераторов переменного тока мощностью по 200 кВт с дизелями типа у проекта 97П6Ч25/34.
- 5 дизель-генераторов переменного тока мощностью по 200 кВт у проекта 97Н. Также дополнительный 1 аварийный дизель-генератор переменного тока мощностью 100 кВт.
Вооружение
Проекты 97 и 97АП
- 1 × 2 — 57-мм автомат ЗИФ-31Б;
- 1 × 2 — 25-мм автомат 2М-3М.
Проект 97П
- 1 × 2 — 76-мм артустановка АК-726 с РЛС управления огнём МР-105 «Турель»;
- 2 × 6 — 30-мм автомат АК-630 с РЛС управления огнём МР-123 «Вымпел»;
- РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка»;
- 1 ВППл для вертолёта Ка-27ПС (ранее Ка-25ПС);
- 1 командирский катер проекта 1390;
- 1 рабочий катер проекта 338П.
Кроме того на «Дунае» и «Неве»: 2 × 4 — ПУ ЗРК (16 ЗУР).
Обитаемость и экипаж
Экипаж ледоколов проектов 97 и до пр. 97П — 39 человек (проекта 97П — 126 [10 офицеров], проекта 97Б — 63 + 17 научных сотрудников).
Оборудование навигации и связи
На ледоколах проекта 97 имелось достаточно совершенное на время проектирования навигационное оборудование и оборудование связи:
Навигационное оборудование
- Магнитные компасы:
- главный — УКП-М1,
- путевой — КМ-МЗ;
- Гирокомпас «Курс-4»;
- Радиопеленгатор СРП-5;
- Навигационная РЛС «Дон»;
- Эхолот НЭЛ-5;
- Лаг МГЛ-25 (5 шт.).
Оборудование связи
- Главная радиостанция:
- передатчик «Блесна-СВ»,
- приёмник «Волна-К»;
- Эксплуатационная радиостанция:
- передатчик «Блесна-КВМ»,
- приёмник «Волна-К»;
- Аварийная радиостанция:
- передатчик АСП-3-0,06,
- приёмник ПАС-3;
- Диспетчерский передатчик: «Акация» Р-609М;
- Шлюпочный передатчик «Шлюп» (2 шт.);
- Автоаларм (устройство для подачи аварийных сигналов) АПМ-54П;
- Автодатчик сигналов АПСТБ-1;
- Радиотрансляция «Берёзка».
Специальное оборудование
Строительство
Суда строились в Ленинграде на Адмиралтейском ССЗ № 194, с 1962 года переименован в «Адмиралтейский ССЗ», с 31 января 1972 года переименован в «Ленинградское адмиралтейское объединение». От Военно-Морского Флота СССР приёмкой судов занимались: капитан 3-го ранга А. Е. Яковлев (проект 97) и майор В. Н. Нестеров (проект 97АП и 97Б). Ответственный сдатчик Е. Н. Питонов (проект 97АП). Ответственный сдатчик Е. Н. Литвинов (проект 97А).
Представители проекта
Цвета таблицы: Белый —
современный статус неизвестен; Зелёный —
действующее в составе ВМФ или других силовых ведомств России; Жёлтый —
действующее в составе иностранных ВМС или как гражданское судно; Синий —
находится в ремонте или на модернизации; Красный —
списано, утилизировано или потеряно; Серый —
выведено за штат, находится на консервации, хранении или отстое.
Галерея
-
Изображение ледокола «Василий Прончищев» проекта 97А на марке СССР, 1978 год.
-
Ледокол «Илья Муромец» проекта 97К во Владивостоке, 1978 год.
-
Пограничный сторожевой корабль «Имени XXV съезда КПСС» проекта 97П в районе гибели южнокорейского самолёта, 17 сентября 1983 года.
-
«Иван Сусанин» проекта 97П, 1 мая 1985 года.
-
Гидрографическое судно «Владимир Каврайский» проекта 97Б, 9 апреля 1992 года.
-
Пограничный сторожевой корабль «Нева» (бортовой номер 170) проекта 97П в порту города Кодьяк (Аляска), 12 апреля 2003 года.
-
Пограничный сторожевой корабль «Волга» проекта 97П на рейде Петропавловска-Камчатского, 18 сентября 2007 года.
-
Ледокол «Буран» проекта 97К в Кронштадте, 12 августа 2010 года.
-
Судно-музей Stephan Jantzen проекта 97Е в порту города Росток (Восточная Германия), 30 июня 2012 года.
Оценка проекта
Ледоколы проекта 97 стали самыми массовыми кораблями класса ледоколов, построенными для отечественного флота. Первоначально они предназначались для работы в арктических широтах, но затем их обязанности расширили, на их базе стали создавать научно-исследовательские и пограничные корабли для работы в условиях Арктики. В 1990-е годы часть кораблей продали на слом, но некоторые продолжают служить и трудиться для России в Арктических водах.
Комментарии
↑ 1 2 3 На ледоколах проектов 97Н и 97П отсутствуют носовой винт и вращающий его электродвигатель. ↑ 1 2 После прохождения приёмо-сдаточных испытаний, на ледоколах проектов 97 и 97АП, а также на некоторых ледоколах проекта 97П («Иван Сусанин» и «Руслан»), построенных по заказу ВМФ СССР в качестве вспомогательных судов, артиллерийское вооружение вместе с радиолокационным оборудованием управления огнём было демонтировано (с возможностью последующей установки в случае мобилизации). ↑ На некоторых ледоколах проекта 97П, построенных для МЧПВ КГБ СССР, отказались от установки РЛС МР-123 «Вымпел» (либо вышеозначенные РЛС были демонтированы в ходе эксплуатации). Производилась ли в таких случаях замена установок АК-630 на более дешёвые АК-306 (и на каких конкретно ледоколах) — информация в открытых источниках отсутствует.
Однако наиболее вероятным остаётся тот факт, что при отсутствии РЛС, управление АК-630 стало осуществляться от резервных постов управления — с помощью визирных колонок, как в случае с ПСКР «Нева». ↑ Авиационное вооружение (ВППл для вертолёта Ка-25ПС) закладывалось только на ледоколах проекта 97П, а также на гидрографическом судне проекта 97Б «Владимир Каврайский» (на последнем ВППл, после переклассификации его в плавучую казарму, по прямому назначению не использовалась). ↑ В указанном источнике информация о типе ЗРК отсутствует. В свою очередь, на имеющихся фотоснимках данных ледоколов какие-либо стационарные корабельные ЗРК также отсутствуют. Вероятно имеется в виду какой-либо тип ПЗРК, либо КАМ «Стрелец» (последний является комплектом аппаратуры и пусковых модулей ПЗРК «Игла»). Однако никакой информации о вариантах размещения данных комплектов на кораблях в указанном источнике не приводится.