«Дьяволы из Лудёна» («Лудёнские бесы») (нем. Die Teufel von Loudon) — опера в трёх действиях Кшиштофа Пендерецкого. Либретто Кшиштофа Пендерецкого по мотивам пьесы Джона Уайтинга на основе одноимённой книги Олдоса Хаксли в немецком переводе Эриха Фрида.
Опера написана в 1968—1969 годах по заказу Гамбургской Государственной оперы. Премьера состоялась 20 июня 1969 года. 22 июня была дана премьера в Штутгарте, а спустя два месяца — в Санта-Фе. В 1972 году опера была редактирована режиссёром Казимежем Деймеком: были добавлены две новые сцены, из первого акта некоторые были исключены, а сам он значительно изменён. В 1975 году Пендерецкий добавил ещё две сцены во втором действии, и в настоящее время на сцене ставится именно эта редакция. В 2012 году написана новая партитура оперы с несколькими прибавленными сценами. Некоторые постановки:
Действие происходит во французском городе Лудён в начале XVII века.
Сестре Жанне, настоятельнице монастыря урсулинок в Лудёне, приходит ночное видение, в котором отец Грандье, викарий церкви Святого Петра, одет в рубашку еретика и идет в сопровождении двух охранников с верёвкой на шее. За этим образом священника следует другой, в котором он предстает в объятьях женщины. Сестра Жанна под влиянием других монахинь считает, что эти видения — порождение одержимости дьяволом, и рассказывает об этом отцу Миньону. Тем временем, Грандье связывают любовные узы со многими женщинами, среди них — молодая вдова Нинон и юная Филип Тринкан. Кроме того, священник вольнодумно выступает против постановления о сносе укреплений города, выдвинутом королём и кардиналом Ришелье. Кардинал — в прошлом соперник Грандье на поприще религиозной карьеры — посылает в Люден своего уполномоченного де Лабордемо с заданием любыми способами устранить Грандье. Хирург Маннури и аптекарь Адам по приказанию де Лабордемо составляют досье на Грандье, следя за каждым его шагом. Действие заканчивается сценой изгнания дьявола из Жанны с участием отца Барре и викария Шинона. На вопрос о том, как её зовут, сестра мужским голосом отвечает: «Грандье».
Грандье осуждают за демоническое искушение монахинь-урсулинок, сговор с дьяволом, богохульство и блуд. Священника приговаривают к сожжению на костре. Смерть Грандье становится воплощением видения Жанны в жизни.
В 1969 году Рольфом Либерманом был спродюсирован и снят одноимённый фильм-опера (единственная работа Либермана как режиссёра).