Физелер Fi 156 «Шторх» (нем. Fieseler Fi 156 Storch, «Шторх» в переводе с нем. — аист) — немецкий армейский лёгкий самолёт разведки, связи и целеуказания, создававшийся и широко использовавшийся в Третьем рейхе и союзных с ним странах в период с 1937 по 1945 годы. Уникальные лётные качества самолёта, помимо основного предназначения, позволяли выполнять значительно более широкий круг задач: постановка дымовых завес, сброс различного вида грузов и вооружения, морского патрулирования с применением глубинных бомб, в качестве лёгкого бомбардировщика, для эвакуации раненых и спасения сбитых летчиков. Его выпуск продолжался до конца 1950-х годов, в основном, для частного рынка авиатехники. Остается широко известным до настоящих дней.
Конструкция и запуск в производство
В 1935 году Рейхсминистерство авиации Третьего Рейха разместило тендерный заказ на новый самолёт для люфтваффе, способный выполнять задачи разведки и рекогносцировки местности и эвакуации раненых, в соответствии с нуждами войск, выявленными в ходе некоторых исследований. Конкурс выиграла компания Fieseler — её предложение создания самолёта, отвечающего концепции «короткий взлёт и посадка» оказалось лучшим. Главный конструктор Рейнольд Мевес (нем. Reinhold Mewes) и технический директор компании Эрих Бахен (нем. Erich Bachen) предложили конструкцию, которая обеспечивала возможность практически вертикального взлёта в случае сильного фронтального ветра, крылья на земле у самолёта складывались назад вдоль фюзеляжа, пружинные рессоры подавляли около 45 см амплитуды при посадке. Самолёт мог сесть практически везде — взлётной полосы длиной всего 60 метров оказывалось достаточно, а при посадке со встречным ветром пробег был ещё короче. При транспортировке самолёт можно было перевозить сложенным в кузове грузовика или даже медленно буксировать за собой. Эта модель с лёгкостью выиграла тендер.
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 2 чел.
- Длина: 9,90 м
- Размах крыла: 14,25 м
- Высота: 3,05 м
- Площадь крыла: 25,20 м²
- Масса пустого: 930 кг
- Нормальная взлётная масса: 1325 кг
- Силовая установка: 1 × ПД Argus As 10C-3
- Мощность двигателей: 1 × 240 л. с.
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 175 км/ч
- Крейсерская скорость: 150 км/ч
- Практическая дальность: 385 км
- Практический потолок: 4600 м
- Скороподъёмность: 280 м/мин
Вооружение
- Стрелково-пушечное: один 7,92-мм пулемет MG-15 в задней части кабины
Модификации
Fi 156C-1 ВВС Швейцарии.
- Fi 156 — прототипы с номерами Versuchs. Первый прототип V1 впервые поднялся в воздух весной 1936 г. Он был оснащён 180 kW двигателем воздушного охлаждения (мощностью в 240 л. с.), перевёрнутым V-образным двигателем Argus As 10C V8, позволявшим самолёту развивать максимальную скорость всего в 175 км/ч, при минимальной скорости в 50 км/ч, и пробеге при посадке 18 метров. Впоследствии были разработаны усовершенствованные замены — V2 и V3, оборудованный лыжами V4 и последний вариант — V5.
- Fi 156A-0 — модель на стадии испытаний, в массовое производство не запущена.
- Fi156A-1 — первая модификация самолётов для массового производства. Заказ на модель в количестве 16 единиц поступил от люфтваффе, первый экземпляр поступил на вооружение в середине 1937 г.
- Fi156B — вариант со множеством малых изменений-усовершенствований и одним большим — изменением в конструкции выдвижного предкрылка. Изменения позволяют модели развивать скорость в 208 км/ч.
- Fi 156C — вариант модели с дальнейшим подразделением на:
- C-0
- C-1 — трёхместный вариант (на вооружении с 1939 г.) Заменен в 1941 на C-3 (см. далее)
- C-2 — двухместный наблюдательно-разведывательный вариант с пулемётом MG-15, размещённым сзади (на вооружении с 1939 г.)
- C-3 — замена двум предыдущим вариантам «шторьха». универсальная модель, совмещающая достоинства С-1 и С-2 и подходившая для любого использования.
- C-5 — C-3 с размещенным снизу днища сбрасываемым топливным баком. Некоторые экземпляры были оснащены лыжами, для использования на снегу.
- C-3/Trop — вариант Fi 156C-5 для использования в условиях тропического климата с воздушными фильтрами двигателя, защищавшими от пыли и песка.
- Fi 156D — санитарный на базе Fi 156C, с двигателем Argus AsP, увеличенной кабиной для размещения одних носилок и с увеличенным грузовым люком. Опытные экземпляры обозначались D-0, серийные — D-1.
- Fi 156E — десять опытных вариантов с оснащением гусеничными шасси
- Fi 256 — пятиместная гражданская версия модели, произвоимая на заводе Morane-Saulnier во Франции.
- Morane-Saulnier MS-500 Criquet — французское послевоенное производство с 240 л. с.-мощным двигателем Argus
- Morane-Saulnier MS-501 Criquet — вариант с 233 л. с. двигателем Renault 6Q
- Morane-Saulnier MS-502 Criquet — MS-500 с двигателем Argus, заменённым 230 л. с.-мощным звёздообразным бескомпрессорным двигателем Salmson 9ab.
- Morane-Saulnier MS-504 Criquet — вариант с 304 л. с. двигателем Jacobs R-755-A2.
- Morane-Saulnier MS-505 Criquet — MS-500 с двигателем Argus, заменённым 304 л. с.-мощным звёздообразным бескомпрессорным двигателем Jacobs R-755-A2.
- Morane-Saulnier MS-506 Criquet — вариант с 235 л. с. двигателем Lycoming.
- Mráz K-65 Čáp — Чехословацкое послевоенное производство.
- Антонов ОКА-38 «Аист» — советская довоенная переделка «Шторха» с двигателями Renault MV-6, удлинён фюзеляж, уменьшена длина, но увеличена ширина плоскостей; после захвата завода-производителя немецкими войсками в 1941 г. выпуск был продолжен.
Страны-операторы модели
- Болгария
- Камбоджа (в послевоенный период)
- Хорватия
- Чехословакия (в послевоенный период)
- Финляндия — два самолёта Fi-156 имелось в составе авиаполка LeR-1 военно-воздушных сил Финляндии к началу финской войны 1939—1940
- Франция (в послевоенный период)
- Третий рейх
- Греция (в послевоенный период)
- Венгрия
- Италия
- Лаос (в послевоенный период)
- Норвегия (в послевоенный период)
- Польша (в послевоенный период)
- Румыния
- Словакия
- Южный Вьетнам (в послевоенный период)
- СССР
- Испания
- Швеция
- Швейцария
- Великобритания
- Югославия