Индо-сарацинский стиль


Индо-сарацинский стиль (англ. Indo-Saracenic architecture, фр. Architecture anglo-indienne) — один из неостилей периода историзма XIX века, использовавшийся преимущественно для возведения общественных и правительственных учреждений в колониальной Индии.

Вариации индо-сарацинского стиля основаны на подражании индийским храмовым постройкам.

Название

Древние греки и римляне называли сарацинами племена, живущие восточнее Евфрата. Термин позаимствовали христиане для обозначения всего исламского мира и его архитектуры. Термином индо-сарацинский впервые британцы обозначили исламскую архитектуру Индии и распространили название на новые строения в подражание старинным зданиям. Также стиль реже именуется индо-готикой, могольской готикой, индуистской готикой.

Стиль и распространение

Стиль эклектично совмещает в себе декоративные элементы индо-исламской архитектуры (особенно архитектуру Великих Моголов) и индуистской архитектуры. Возрождая архитектурное наследие Великих Моголов, британское правительство стремилось показать преемственность своего правления. Основной макет и структура зданий приближена к постройкам стилей историзма — неоготика, неоклассицизм — с добавлением индийских декоративных элементов. На здания, европейские по функциональному назначению и общему силуэту, накладывался причудливый декор, позаимствованный из репертуара архитектуры мусульманской Индии.

Официально индо-сарацинской стиль заслужил признание в 1890-е годы, когда инженер Свинтон Джейкоб опубликовал своё 12-томное «Джайпурское портфолио» с рисунками 600 возведённых зданий.

Характерные элементы стиля:

  • окна машрабия и Джарокха (так называемое «гаремное окно»),
  • Луковичные главы,
  • Чхаджа, нависающие карнизы, часто поддерживаемые заметными кронштейнами,
  • остроконечные или зубчатые арки
  • Подковообразная арка заимствована из архитектуры Северной Африки и исламской Испании,
  • контрастные расцветки,
  • изогнутые крыши в бенгальском стиле чар-чала,
  • Чатри на крыше,
  • башни и минареты
  • Пинакль,
  • открытые павильоны,
  • джали или ширмы ажурной резьбы

Примеры

Первой постройкой в индо-сарацинском стиле является Дворец Чепаук 1768 года в современном городе Ченнаи (Мадрас). Большинство примеров архитектуры стиля, находящиеся сегодня под Индийским археологическим надзором, расположены в Ченнаи, Мумбаи и Калькутте, где размещались основные центры Британского правления Индией.

Едва ли не с большим размахом, чем сами британцы, строили в индо-сарацинском стиле местные князьки — формальные правители туземных государств, составивших Индийский Союз. В промежутке между мировыми войнами роскошные княжеские резиденции в индо-сарацинском стиле с элементами модерна и ар-деко были спроектированы европейскими архитекторами в Майсуре, Джодхпуре, Биканере и других городах.

Индо-сарацинский стиль пользовался популярностью также за пределами колониальной Индии. Архитекторы нередко совмещали элементы исламской и европейской архитектуры разных эпох и направлений. Яркие примеры стиля сохранились в бывших колониальных владениях Британской империи: Британский Цейлон (современная Шри-Ланка), Федерированные малайские государства (современная Малайзия).

Несмотря на свою популярность, стиль никогда не стал характерным для возведения частных домов обычных жителей.

  • Королевский павильон в Брайтоне — памятник стиля пикчуреск, основанный на подражании восточной архитектуре

  • Дарбар-Махал (1905) в Бахавалпуре (Пакистан)

  • Дворец Майсура в Индии

  • Музей Альберт-холл в Джайпуре (Индия)

  • Колледж в Индауре (Индия)

  • Высший суд Мадраса (Индия)



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!