Компания Mail.ru Group является инициатором и организатором крупнейших в России чемпионатов для IT-специалистов в следующих категориях: искусственный интеллект (Russian AI Cup, Mini AI Cup), спортивное программирование (Russian Code Cup), высоконагруженные системы (HighLoad Cup), машинное обучение (Machine Learning Boot Camp), дизайн и проектирование интерфейсов (Russian Design Cup), а также олимпиады для школьников (Технокубок).
Задания для чемпионатов готовят эксперты компании и специалисты профильных университетов РФ. В соревнованиях участвуют разработчики и дизайнеры из более чем 100 стран. Общая аудитория чемпионатов Mail.ru Group - более 150 000 участников. Руководитель направления IT чемпионатов - Дмитрий Санников.
Миссией соревнований Mail.ru Group является популяризация профессий в сфере IT и развитие IT-отрасли.
Цели соревнований:
Логотипы IT-чемпионатов созданы в единой концепции. За основу взята пятиугольная диаграмма, каждому углу которой соответствуют свойства: стратегия, визуализация, продукт, фан, алгоритм. У каждого чемпионата свой цвет пятиугольника, который символизирует определенную дисциплину Russian Code Cups. При акцентировании одной из форм получается логотип того или иного кубка.
RCC – соревнование по спортивному программированию, которое проводится Mail.ru Group совместно с университетом ИТМО. Чемпионат проводится с 2011 года. Участие в нем могут принять российские и зарубежные программисты старше 18 лет.
Техническая часть и задания разрабатываются специалистами Mail.ru Group и экспертами Университета ИТМО. Чемпионат состоит из трех этапов: квалификационный раунд, отборочный тур и финал. В финал проходит 50 участников. Решения проверяются системой PCMS2. С помощью приложения жюри соревнования следят за процессом решения и соблюдением правил.
Регистрация на первый RCC была открыта 7 апреля 2011 года. В отборочном туре участвовало более трех тысяч человек. В финал, который состоялся 13 сентября прошло 50 программистов из России, Украины, Беларуси, США, Армении, Грузии и Швейцарии. Победителями стали Петр Митричев, Евгений Капун, Михаил Дворкин.
Второй RCC прошел с 27 мая по 10 сентября 2012 года. Участие в чемпионате приняло более 3000 тысяч программистов. На сайте турнира велась видеотрансляция соревнований, которая помимо процесса решения задач включала в себя комментарии специалистов, интервью, дискуссии, круглые столы с жюри и приглашенными гостями. Победителями стали Владислав Епифанцев, Наталья Бондаренко и Егор Куликов. Призовой фонд составил 10 000, 5 000 и 3 000 долларов соответственно.
RCC 2013 прошел с 13 апреля по 23 сентября 2013 года. Участие в чемпионате приняло около трех с половиной тысяч программистов. В рамках финального тура перед участниками выступили именитые спикеры со своими докладами: основоположник методологии программирования, член Компьютерного зала славы Эдвард Йордон, изобретатель первого в мире робота с web-интерфейсом Кен Голдберг, разработчик алгоритма программы Advanced eBook Processor Дмитрий Скляров. Победители RCC 2013: Петр Митричев, Геннадий Короткевич, Дмитрий Джулгаков.
RCC 2014 прошел с 19 апреля по 9 октября 2014 года. Финал чемпионата, в отличие от прошлых лет, проходил в онлайн-режиме. Победителями стали Геннадий Короткевич, Петр Митричев, Егор Куликов. Также в 2014 году впервые наградили участников вошедших в первую десятку финалистов. Всего в RCC 2014 участвовали 6032 программиста.
RCC 2015 прошел с 15 марта по 19 сентября 2015 года. Финал прошел в формате онлайн-шоу, тема которого – прошлое, настоящее и будущее программирования. Гостями финального мероприятия стали - министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, генеральный директор InfoWatch Наталья Касперская, президент ABBYY Сергей Андреев, основатель и директор «1C» Борис Нуралиев, разработчик «Тетрис» Алексей Пажитнов. Призовой фонд чемпионата составил 750 тысяч рублей. Победителями стали – Петр Митричев, Геннадий Короткевич и Егор Куликов.
RCC 2016 прошел с 8 мая по 18 сентября 2018. Чемпионат впервые прошел на английском языке, что позволило расширить географию чемпионата. По словам организаторов:
В прошлом году в Russian Code Cup впервые официально вышел на международную аудиторию. Из 4,5 тысяч участников соревнования более тысячи были англоговорящими: в финальном раунде за титул чемпиона боролись жители стран СНГ, Германии, Финляндии, Японии, Швейцарии, Китая и Южной Кореи. Чемпионат проводится уже в седьмой раз, и с каждым годом конкуренция возрастает, а значит на вершину прорваться становится все сложнее и почетнее
Победителями стали Геннадий Короткевич, Владислав Епифанов и Николай Калинин.
RCC 2017 прошел с 19 марта по 10 сентября 2017 года. В финал вышли 55 программистов из 15 стран, всего участие приняли более 6000 программистов из 133 стран.
Russian AI Cup — открытое соревнование по программированию искусственного интеллекта на примере игровых стратегий, проводимое Mail.ru Group совместно с Codeforces.com. Чемпионат RAIC проводится с 2012 года и рассчитан как на программистов с базовыми навыками, так и на опытных разработчиков. Ежегодно в нем принимает участие около 2000 человек.
Чемпионат состоит из Песочницы, двух отборочных раундов и финала. Все этапы проходят с ноября по январь на площадке чемпионата. Участникам предлагается написать свою игровую стратегию по управлению несколькими юнитами (кодемобили, бойцы, хоккеисты, волшебники, танки и т.п.). Стратегии можно тестировать в Песочнице, которая работает на протяжении всего соревнования. Топ-1080 участников Песочницы становятся участниками Раунда 1, который длится двое суток (включая 24-часовой перерыв для оптимизации стратегий). Топ-300 Раунда 1 попадают в Раунд 2, который проходит аналогично Раунду 1. 50 лучших стратегий попадают в Финал. В Финале проводится серия игр между всеми парами участников по принципу “каждый с каждым”. Участники, занявшие 1-6 места, получают ценные призы.
CodeTanks/2012 проводился с 29 октября по 25 ноября 2012 гг. В рамках соревнования участники должны были, используя предоставленный API, написать искусственный интеллект для управления взводом танков. Стратегии авторов сражаются на поле битвы, цель - набрать как можно больше очков, уничтожая вражеские танки и защищая свои. После двух этапов проводится финальное сражение. Победителями финала CodeTanks/2012 стали участники - Mr.Smile, Hohol Hohol, Milanin Milanin.
CodeTroopers/2013 проводился с 4 ноября по 8 декабря 2013 гг. На втором чемпионате RAIC участники программировали искусственный интеллект для отряда бойцов. Далее стратегии сражались между собой сначала в Песочнице, затем в Чемпионате. Участники могли использовать следующие языки программирования: C++, Java, C#, Python или Pascal. Лидерами CodeTroopers/2013 стали участники – yshutkin, Megabyte и Hohol Hohol. В соревновании приняло участие 1394 программиста.
CodeHockey 2014 проводился с 8 сентября по 12 октября 2012 года. Участники программировали искусственный интеллект для хоккейной команды. Как и в прошлых чемпионатах стратегии соревновались сначала в Песочнице, затем в чемпионате. Языки программирования: C++, Java, C#, Python, Pascal или Ruby. Лидерами CodeHockey 2014 стали Mr.Smile, alberist, recar. Всего в соревновании участвовало 1584 программиста из 17 стран.
Чемпионат проводился с 9 ноября по 13 декабря 2015 года. Участники программировали искусственный интеллект для управления кодемобилем или их группой. Написанные стратегии соревновались в Песочнице и Чемпионате, языки программирования - C++, Java, C#, Python, Pascal или Ruby. Участие в соревновании приняло более 1600 программистов, первые три места заняли - santa324, Angor Angor, SDil SDil.
Чемпионат проводился с 7 ноября по 18 декабря 2016 года. Участники программировали искусственный интеллект для управления волшебником. Одно из нововведений 2016 года - кооперативная механика игры – стратегии соревновались командно, то есть необходимо было учитывать и действия противников, и союзников по раунду. Написанные стратегии соревновались в Песочнице и Чемпионате, языки программирования - C++, Java, C#, Python, Pascal или Ruby. Победителями RAIC 2016 стали Antmsu, Commandos, NighTurs.
Шестой чемпионат Russian AI Cup проходил с 7 ноября по 17 декабря 2017 года. Участники программировали искусственный интеллект для управления большим количеством техники. Написанные стратегии соревновались в Песочнице и Чемпионате, языки программирования - C++, Java, C#, Python, Pascal или Ruby. Победители CodeWars 2017 – GreenTea, oreshnik, Leos.
CodeBall/2018 проходил с 17 декабря 2018 года по 26 января 2019 года. В 2018 году организаторы, вдохновленные игрой Rocket League и Чемпионатом мира по футболу, посвятили Чемпионат теме футбола. Соревнования состояли из двух раундов и финала. Победители RAIC 2018: T1024TonyK, Mr.Smile.
Machine Learning Boot Camp (ML Boot Camp) — онлайн-чемпионат по машинному обучению и анализу данных, проводимый Mail.ru Group с 2015 года. Аудитория чемпионата составляет около 8 000 человек. Каждый год задание составляется таким образом, чтобы участвовать в чемпионате могли как новички, так и профессионалы в области анализа данных. Все задачи чемпионата основаны на реальных данных. Чемпионат проводится в сотрудничестве с ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
ML Boot Camp проводится ежегодно, но фиксированного времени запуска очередного контеста нет. На старте участники получают условия задачи и словесное описание доступных данных - обучающую выборку. С ее помощью им предстоит за месяц обучить компьютер и получить ответы для новых объектов, которых в обучающей выборке нет. Выигрывает тот, кто по заранее объявленной метрике покажет лучший результат. Участники, занявшие с 1-го по 6-е места, получают ценные призы.
Первый чемпионат ML Boot Camp был проведен в 2015 году. Участниками стали студенты образовательных проектов Техносферы и Технопарка, свои решения прислали 307 человек. Перед участниками была поставлена задача классификаций, по условиям которой на основе известного распределения по классам обучающих элементов нужно распределить также и тестовые. В качестве критерия качества решения задачи принималась точность классификации. Лучшие результаты показали Павел Швечиков, Антон Гордиенко, Анастасия Виденеева.
В июне 2016 года стартовал второй чемпионат ML Boot Camp II. Участникам также было предложено решить задачу и в течение месяца загрузить свое решение на сайт. Задача состояла в оценке производительности машин для реальной задачи с опорой на список параметров системы. Свои решения прислали более 250 человек. Победители: Михаил Карачун, Евгений Цацорин, Mikhail Novikov.
ML Boot Camp III был проведен в феврале-марте 2017 гг. В организации третьего ML Boot Camp появилось несколько нововведений: было расширено количество метрик, добавлены новые возможности на платформе, а также создано сообщество в Telegram. Задача состояла в том, чтобы предсказать поведение пользователя в игре, используя его данные за последние две недели. Участники получили 12 игровых признаков пользователя. Данные были собраны с 25 тысяч настоящих пользователей одной из игр Mail.ru Group и анонимизированы. Решение предложенной задачи прислали 614 человек. Победителями стали - Михаил Карачун, Евгений Цацорин, Иван Тямгин.
Четвертый ML Boot Camp прошел в апреле-мае 2017 гг. Предложенная задача была "с секретом" и ее содержательная постановка оставалась неизвестной до конца соревнования. В чемпионате участвовало 563 человека. Участникам было необходимо на основе известного распределения по пяти классам обучающих элементов распределить тестовые. В качестве ответа принимался текстовый файл, в котором каждая строка соответствовала строке в файле с тестовыми данными и содержала номер класса. Победителями стали – Александр Иванов, Святослав Ковалёв, Иван Черданцев.
Пятый чемпионат был проведен совместно с Insilico Medicine и Министерством Здравоохранения республики Казахстан и июне-июле 2017 гг. Участники должны были предсказать наличие сердечно-сосудистых заболеваний по результатам врачебного осмотра. Датасет был собран из 100 тысяч реальных анализов. Всего в чемпионате участвовало 656 человек, победителями стали - Никита Чуркин, Рим Шаяхметов и Иван Филонов.
Шестой чемпионат был проведен в июне-июле 2018 года. Задача состояла в прогнозировании поведения пользователей в масштабном маркетинговом исследовании. Участие приняло 213 человек, победителями стали Сергей Фиронов, Дмитрий Никитко, Глеб Туманов.
Чемпионат, проведенный на платформе ML Boot Camp совместно с «Мегафоном» в ноябре-декабре 2018 года. Участники должны были проанализировать данные и предсказать удовлетворенность абонентов качеством связи. Победители: Сергей Старицын, Михаил Новиков, Сергей Лавриков.
Мини-клон чемпионата Russian AI Cup, площадка соревнований по искусственному интеллекту, связанных с написанием ботов для игр. Аудитория чемпионата - около 3 000 человек, участвовать могут как любители, так и профессионалы. Участникам предлагается написать стратегию для мини-игры на несколько игроков. Конкретная цель меняется от чемпионата к чемпионату, но общая задача состоит в том, чтобы переиграть стратегии оппонентов.
Чемпионат проводится на платформе AI Cups с 2017 года. После старта соревнования игрокам дается неделя бета-тестирования, в течение которой они пишут свои решения. Затем стартуют рейтинговые игры, которые длятся две недели. По итогам рейтинговых игр несколько лучших участников проходят в финал (в разные годы число финалистов может меняться). Игроки, занявшие с первого по шестое места, получают ценные призы. Контесты Mini AI Cups не имеют фиксированной даты запуска.
Первый тестовый чемпионат Mini AI Cup был проведен в сентябре-октябре 2017 года. Суть задачи – стратегия развоза пассажиров в лифте, с учетом факторов, влияющих на алгоритм развоза. Победителями стали Антон Козловский, Денис Уткин, Даниил Николенко.
Второй Mini AI cup начался в феврале 2018 года. Задача состояла в том, чтобы запрограммировать бота для игры, похожей на Agar.io. Было зарегистрировано около 1200 участников, количество активных игроков превысило 300 человек. Победителями стали Алексей Дичковский, Андрей Токарев, Антон Козловский.
Чемпионат начался 30 августа 2018 года и был разработан по мотивам игры Drive Ahead. Каждому игроку давалась машина с кнопкой. Задача состояла в том чтобы написать бота, управляющего машиной, цель которого - нажать на кнопку врага быстрее, чем это сделает он. У каждого игрока 5 жизней. Победители: Алексей Дичковский , Anton Kozlovsky, Александр Киселев.
HLC — соревнование разработчиков высоконагруженных систем, проводимое Mail.ru Group с 2017 года. Аудитория чемпионата составляет около 8 000 человек. Участвовать в соревновании могут все желающие. HighLoad Cup проводится ежегодно, временные рамки не фиксированы.
Чемпионат проходит на сайте HighLoad Cup в онлайн-режиме. Задачи открываются для всех участников одновременно в момент начала раунда: им предлагается создать автономное отзывчивое серверное приложение, собрать его в docker-контейнер, залить в хранилище и обстрелять на боевых данных. Для победы необходимо выдать лучшее решение по подготовленной метрике. Участники, занявшие с первого по шестое места, получают ценные призы. Решения отправляются в специальное хранилище и проверяются автоматически системой CodeHub-CodeRunner, разработанной сотрудниками лаборатории Технопарка Mail.ru Group. Первый HighLoad Cup был проведен с 1 по 31 августа, в нем участвовало 449 человек. Победителями стали Никита Уваров, Олег Кузнецов, Максим Андреев.
Второй чемпионат прошел с 13 декабря 2018г. по 5 февраля 2019 г. Формулировка задачи была такая: в альтернативной реальности человечество решило создать и запустить глобальную систему поиска «вторых половинок».
Она призвана уменьшить количество одиноких людей в мире и способствовать созданию крепких семей.
Участникам было предложено стать инженером, который создает прототип такой системы. Победителями стали Олег Кузнецов, Александр Шумский , Максим Андреев.
Russian Design Cup (RDC) — открытый конкурс концептов для дизайнеров и проектировщиков интерфейсов, проводимый Mail.ru Group с 2013 года. Соревнование рассчитано как на профессионалов, так и на начинающих. Аудитория - более 12 000 человек.
Для победы участникам необходимо решить от 1 до 3 задач в каждом из четырех раундов. Решением задачи является макет, диаграмма и текстовое описание. Победители получают ценные призы. Чемпионат проходит ежегодно, фиксированной даты запуска нет.
Первое соревнование Russian Design Cup прошло с 1 июля по 11 августа 2012 гг. Чемпионат состоял из трех этапов - квалификационный, отборочный и финальный раунд. В каждом этапе участники должны были решить от 1 до 3 задач в области дизайна интерфейсов. На участие пришло около трех тысяч заявок, около ста из них прислали работы для первого этапа. В финал вышли 10 участников. Победителями стали - Никита Иванов, Александр Ревяко, Вадим Ростоцкий.
Russian Design Cup 2013 прошел с 28 октября по 13 декабря 2013 года.
Russian Design Cup 2014 прошел с 14 июля по 25 сентября 2014 года.
После отборочного тура участники решали по шесть задач в двух основных турах. Победителями стали Доминик Левицкий, Юрий Мамаев, Дмитрий Алябьев.
Russian Design Cup 2015 прошел с 6 сентября по 21 сентября 2015 года. Участие приняли более 200 дизайнеров из России, Украины, Беларуси и Азербайджана и было представлено более 300 выполненных работ.
Турнир прошел с 10 октября по 21 декабря 2016 года и состоял из трех этапов. Среди задач на разных этапах было - создание сайтов, мобильных приложений, государственных порталов, оформление дисплеев на остановках, создание приложений для «умных» часов и управления бытовыми приборами. Партнерами чемпионата выступили были «Манн, Иванов и Фербер», ICQ, «Госуслуги» и т.д. Победителями стали Игорь Зюзин, Валерий Назаров, Айрат Гафиятуллин.
Турнир прошел с 17 октября 2017 года по 28 февраля 2018 года. Партнерами соревнования выступили Альфа-Банк, Delivery Club и Skyeng и др. Победителями стали Arsen Kolyba, Вячеслав Новгородцев, Игорь Андреев.
C 17 октября по 2 марта 2019 года прошел турнир Mail Design Cup, организованный Mail.ru Group и онлайн-университетом Skillbox. Конкурс состоял из отборочного тура, двух основных туров и финального дизайн-баттла. На отборочном этапе участникам было предложено создать рекламную кампанию лапши быстрого приготовления для аудитории, придерживающейся здорового питания. Финал прошел между четверыми победителями прошлых турниров Russian Design Cup и четырьмя лучшими участниками баттлов Skillbox. Победителями MDC стали Ольга Топоркова, Игорь Андреев , Янош Говоши.
Технокубок — олимпиада по программированию для учеников 8-11 классов из России и стран СНГ. Организаторы олимпиады - компания Mail.ru Group, МФТИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана. С 2015 года Технокубок входит в публикуемый Министерством образования РФ перечень олимпиад, победители которых получают льготы при поступлении в вузы РФ. Технокубок — олимпиада второго уровня. Победа в нем дает 100 баллов по информатике или зачисление без вступительных испытаний (в зависимости от вуза). Кроме того, победители Технокубка получают ценные призы и льготы при поступлении на образовательные проекты Mail.ru Group, существующие в МГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ, МИФИ и других вузах РФ. Аудитория олимпиады — более 23 000 школьников. В рамках олимпиады участникам предлагается решить задачи по программированию.
Технокубок проводится в два этапа: отборочный (три отборочных раунда с сентября по ноябрь) и финальный. Отборочный этап проводится дистанционно на площадке Codeforces. Перед каждым отборочным раундом запускается двухдневный ознакомительный раунд, результат которого не влияет на дальнейшее участие. Для прохождения в финал достаточно победить в одном из отборочных раундов - победителями становятся несколько участников с наиболее высокими результатами. Точное число победителей каждого отборочного раунда зависит от общего числа участников. Финал проходит очно, на площадках МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ, а также на других региональных площадках по всей России.
Первый Технокубок прошел в марте-апреле 2016 года. Участие в нем приняли более полутора тысячи учащихся 8-11 классов, триста из них прошли в финал. Победители получили дополнительные баллы к общему количеству баллов ЕГЭ. Первое место занял Владислав Макеев, второе – Александра Дроздова, третье – Григорий Резников. Технокубок в 2016 году был включен перечень олимпиад школьников и имел 3-й уровень.
Регистрация была открыта 1 сентября 2016 года, заключительный этап состоялся 5 марта 2017 года. В олимпиаде приняли участие 3000 человек, в финал прошли 400. Победителями стали Александра Дроздова, Артур Петуховский, Владимир Романов.
В 2017-18 учебном году Технокубок получил 2-й уровень в перечне олимпиад РСОШ. Олимпиада проводилась с 14 сентября по 31 марта. Всего в ней приняло участие 3011 человек, победителями стали - Даниил Николенко, Дмитрий Запольский, Ильдар Гайнуллин.
Олимпиада прошла с 21 сентября 2018 года по 3 марта 2019 года. Финал прошел на нескольких площадках России, а также в Украине, Казахстане и Белоруссии. В финал прошли более 500 участников, всего участвовало более 4,5 тысяч человек Победителями стали Ильдар Гайнуллин, Семён Савкин, Батыр Сардарбеков.
Техностарт - IT-чемпионат, участие в котором могут принять учащиеся МГУ, МГТУ и МФТИ имени Н. Э. Баумана. Участники, создавая IT-проект, могут проявить себя в качестве разработчиков, так и в роли продакт-менеджеров, дизайнеров или маркетологов. Техностарт проводился с 2014 по 2016 год. В 2014 участниками было представлено 36 идей, 6 из которых были воплощены. В 2015 - году 89 идей, 9 из которых реализованы. в 2016 году партнером чемпионата стал французский акселератор Numa.
Russian Developers Cup - IT-чемпионат в области веб-разработки, мобильных сервисов и игр. Чемпионат проводился в 2014 и в 2015 гг. В 2014 году победители приглашались к сотрудничеству в Фонд развития интернет-инициатив. В 2015 победители кубка получили в общей сложности 3,6 млн рублей на развитие стартапов. Также в 2015 году партнером чемпионата стал Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере