Теория (концепция) 4P (англ. Marketing mix, комплекс маркетинга) — маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования:
- Product — товар или услуга, ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика;
- Price — цена, наценки, скидки;
- Promotion — продвижение, реклама, стимулирование сбыта;
- Place — Дистрибуция, месторасположения торговой точки, каналы распределения, персонал продавца.
Комплекс маркетинга — набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Считается, что модель маркетинг микс включает все необходимые параметры продукта, которые может контролировать и развивать маркетолог для результативного продвижения товара на рынке.
Цель комплекса маркетинга – разработать стратегию, которая позволит повысить воспринимаемую ценность товара, а также поможет максимизировать долгосрочную прибыль компании на рынке.
Впервые модель "4P", в своей современной форме была опубликована Э. Дж. Маккарти в 1960 . Позднее в популяризацию этого подхода внес существенный вклад Филип Котлер.
В различных ситуациях и отраслях встречаются следующие расширения:
Package — упаковка Purchase — покупка (процесс принятия решения о конкретной покупке и опыт после) People — клиенты (VIP-клиенты, конкретные персоны) Personnel — персонал Process — процесс, опыт покупателя (например, визит в гипермаркет, требующий много времени) Planning - процесс планирования во времени, без которого все другие условия теряют смысл Profiting - процесс оценки эффективности маркетинговых мероприятий и их влияния на будущие продажи Purposes - установка целей для достижения бизнес и маркетинг целей. На базе этой маркетинговой модели были построены модели:
- Модель 4C;
- Модель 5P: 4P + People — работники, "лидеры мнений", крупные клиенты;
- Модель 6P (5P+I): Модель 5P + Image;
- Модель 7P: (5P и ещё два элемента, которые в большей степени относятся к рынкам B2B и рынкам услуг: process — процесс взаимодействия между потребителем и компанией + physical evidence — физическое подтверждение (окружение), офис компании, обстановка номеров в отеле.
- Модель 12P (1. Product; 2. Price; 3. Place; 4. Promotion; 5. Physical Evidence; 6. People; 7. Process; 8. Public; 9. Packaging; 10. Positioning; 11. Perception; 12. Personal Selling).