Кейстут


Кейстут (лит. Kęstutis; ок. 1297 — 15 августа 1382, Крево) — великий князь литовский (1381—1382), князь трокский (1337—1382), сын Гедимина, брат и фактический соправитель Ольгерда, отец Витовта.

Ранние годы

Дата рождения предположительно 1297 год, но чаще всего отмечается как неизвестная. Был одним из сыновей великого князя литовского Гедимина. Ещё при жизни отца Кейстут получил в удел Жемайтию, Троки, Гродно и Берестье. Таким образом, его удел представлял узкую и длинную полосу вдоль западного рубежа Великого княжества Литовского, прилегавшую к владениям Тевтонского ордена и Мазовии.

В течение четырёх лет после смерти Гедимина (1341—1345) централизованная власть в Великом Княжестве Литовском, распавшейся на самостоятельные уделы, фактически отсутствовала. Вероятнее всего, причиной было то, что смерть Гедимина застала его сыновей внезапно. Несмотря на то, что великокняжеский удел в составе Вильны и её пригородов (Ошмян, Вилькомира и Браслава) получил его младший сын Евнутий, каждый из сыновей Гедимина самостоятельно правил своим уделом и действовал по собственному усмотрению, иногда заключая союзы с братьями, иногда обходясь без них. Каждый из них самостоятельно заключал договоры с другими государствами, предпринимал военные походы, не ссылаясь на Евнутия.

Кейстут после смерти отца также сохранил свой удел и в это время принимал активное участие в военных и дипломатических предприятиях братьев. На тот момент он владел Тракаем — столицей субмонархов, что позволяло ему занимать особое положение. Так сразу после смерти Гедимина один из его сыновей Монтвид совершил поход против прусских рыцарей, вытеснил их из Жмуди, вторгся в Пруссию и разбил противника в нескольких стычках. Как сообщается в Прусской хронике, в переговорах Монтвида с магистром Людольфом Кёнигом принимали участие Ольгерд и Кейстут. Кроме того, благодаря посредничеству Кейстута из польского плена был освобождён его брат Любарт Гедиминович, попавший туда в ходе войны за галицко-волынское наследство. В ходе той же войны Кейстут принимал участие в набегах литовцев на Мазовию, происходивших с 1340 года. В 1342 году он принял участие в походе Ольгерда на защиту Пскова, предпринятом по просьбе самих псковичей против ливонских рыцарей. Уже в эти годы ясно обозначился союз Кейстута и Ольгерда, тяготевших к язычеству - впоследствии этому союзу было суждено стать одним из самых славных в литовской истории. Напротив, от склонявшегося к христианству Евнутия Кейстут удалялся. Наконец, по сообщению Т. Чацкого, в том же 1342 году Кейстут заключил от своего имени торговый договор с Англией, по которому англичане получили свободный въезд в его владения.

Соправитель Ольгерда

Напор крестоносцев заставил литовских князей осознать необходимость восстановления власти великого князя и сплочения всех князей Гедиминова рода. Первыми пришли к этому осознанию Ольгерд и Кейстут, рождённые от одной матери, соединённые между собой узами дружбы и выделявшиеся политическим тактом и военными способностями. В 1345 году Кейстут, по предварительному уговору с братом, занял Вильну, где сидел младший сын Гедимина, Евнутий, и пригласил на великое княжение Ольгерда. Население не оказало сопротивления новому порядку. С тех пор до самой смерти Ольгерда братья действуют всегда солидарно.

Ольгерд интересовался всего более отношениями с Русью и собиранием под своей властью русских земель; Кейстут был всецело предан интересам коренной Литвы и Жемайтии. На его долю выпала трудная задача охранять западную границу Литовского государства от натиска крестоносцев, и эту задачу он выполнял около полустолетия с большим успехом. Своего рода диархия, при которой деятельность одного из соправителей Литвы была сосредоточена в западном направлении, а другого — в восточном, сохранялась позднее, в правление Витовта и Ягайло.

В 1350 году войска Великого княжества Литовского вернули Брест и Волынь, на короткое время овладели Львовом. В 1351 - 1352 гг. польско-венгерские войска совершили несколько походов на Брест, Белз, Владимиро-Волынский. В августе 1351 Кейстут вместе с Любартом был захвачен венграми в плен. От него потребовали принять крещение. Кейстут согласился, военные действия прекратились, и в сопровождении венгров он направился в Буду для принятия крещения. Однако по дороге ему удалось сбежать, и крещение не состоялось.

В 1362-1363 ему удалось присоединить к Великому княжеству Литовскому Подолье, изгнав оттуда мелких татарских ханов. На западном направлении, однако дела складывались хуже. Крестоносцы разрушили Каунасский замок, Майшягалу и Кярнаве. В 1360 году Кейстут попал в плен к крестоносцам, но вскоре был обменян на большое количество пленных. Спустя некоторое время он вновь попал в плен к тевтонцам, после того как в очередной битве его сбили с коня и пленили. Он был помещен в замковую тюрьму Мариенбурга. По преданию, благодаря помощи рыцаря литовского происхождения Альфа Кейстут смог бежать и вместе с ним добраться до Мазовии, где их приняла дочка Кейстута, княгиня Данута.

В 1365 году к Ордену бежал сын Кейстута Бутовт. Крестоносцы попытались сделать его великим князем Литвы. Бутовта крестили, и вскоре крестоносцы пошли походом на Вильнюс, чтобы доставить туда будущего князя. По пути они изрядно разграбили страну. Однако, дойдя до предместий Вильнюса, рыцари остановились: было ясно, что мощные замки литовской столицы представляют собой практически непреодолимую преграду. Поэтому они были вынуждены повернуть назад. Сын Кейстута так и не укрепился на престоле.

Борьба с Ягайло

После смерти Ольгерда (1377), Кейстут признал великим князем его сына от второго брака, Ягайло, назначенного Ольгердом себе в преемники. Благодаря огромному авторитету Кейстута в Литве и Жемайтии, он мог оказать важные услуги Ягайлу в борьбе с братьями и дать ему возможность утвердиться на великокняжеском столе. Однако Ягайло в 1379 году вступил в тайные переговоры с крестоносцами, а в 1380 году без согласования с Кейстутом заключил пятимесячное перемирие с Ливонским орденом и тайный Довидишковский договор с великим магистром Тевтонского ордена.

В 1380 году Ягайло выступил на стороне Мамая против промосковски настроенной части литовско-русской знати и в октябре 1381 года был свергнут с престола Кейстутом, проводившим политический курс на сближение с Москвой на антиордынской основе. Ягайло, захваченный Кейстутом в плен, подписал письменное признание Кейстута великим князем и был отпущен, получив назад во владение земли, оставленные ему отцом, — Крево и Витебск. Остальные Гедиминовичи также признали Кейстута великим князем. С Москвой удалось договориться ценой отказа от претензий на Смоленск и Верховские княжества.

Однако уже в мае 1382 года мятеж против Кейстута поднял новгород-северский князь Корибут. Почти одновременно в Вильне вспыхнуло восстание сторонников Ягайла. Восставшие овладели городом, весь гарнизон был уничтожен. Ягайло прибыл в столицу из Витебска. На его стороне выступили и вторгшиеся в Литву крестоносцы. Сил, которые удалось собрать Кейстуту и его сыну Витовту, оказалось недостаточно для того, чтобы рассчитывать на победу в сражении. Кейстут согласился на переговоры и был обманом захвачен в плен вместе с Витовтом и заключён в Кревский замок, где его задушили 15 августа 1382 года. Также была утоплена жена Кейстута Бирута и замучены ее родственники Видмонт и Бутрим. Вместе с тем, официально Ягайло объявил о том, что Кейстут был обнаружен наложившим на себя руки. Слуху этому, впрочем, мало кто поверил. Тело Кейстута было перевезено из Крево в столицу и торжественно сожжено в Вильне по языческому обряду.

Оценки

Постоянная борьба за родную землю, преданность вере и обычаям отцов сделали Кейстута любимым героем литовского народа; брак его с Бирутой ещё более сблизил его с населением. И немецкие, и польские летописцы говорят о Кейстуте как о безупречном рыцаре.

За время княжения Кейстута на литовские земли совершено 70 походов и набегов со стороны Тевтонского ордена и 30 — из Ливонского ордена. Кейстут совершил 30 ответных походов на Тевтонский орден и 11 на Ливонский.

Семья

По наиболее принятому мнению, Бирута (ок. 1325-1382 или ок. 1389) была единственной женой Кейстута. Однако есть свидетельства в пользу того, что Бирута была второй женой князя. Старшие дети родились до заключения их брака (в 1342/1344 году). Старший сын Патирг уже в 1340-е годы получил во владение Гродно от своего отца, а самая младшая дочь только лишь в 1392 вышла замуж. Точное количество детей Кейстута неизвестно. Обычно приводят имена шести сыновей и трёх дочерей.

Предположительно от первого брака были:

  • Патирг (Патрикей) (ум. после 1365) - князь гродненский.
  • Войшвил (Вайшвилас) (ум. 1370 или 1385/1387) — умер в молодом возрасте.
  • Войдат (ум. после 1362) — в надёжных источниках упоминается только дважды. По малодостоверной Хронике Быховца, скончался в молодом возрасте.
  • Бутовт (ум. 1380) — в 1365 году крестился в Кёнигсберге по именем Генрих, в 1369—1381 годах состоял при дворе императора Карла IV.

От брака с Бирутой были:

  • Витовт (между 1344 и 1350—1430) — великий князь литовский (1392—1430).
  • Товтивил (в крещении Конрад; ок. 1355—1390) — сторонник Витовта.
  • Микловса (в крещении Мария; ок. 1360—1405) — жена Ивана Тверского.
  • Данута (в крещении Анна; 1362—1448) — жена Януша Мазовецкого.
  • Корибут (в крещении Зигмунд; 1365—1440) — великий князь литовский (1432—1440).
  • Римгайла (в крещении Елизавета; 1367/1369—1433) — жена Генриха Мазовецкого и Александра I Доброго.

По мнению польского генеалога Василевского, дочерью Кейстута была Кенна-Иоанна (ок. 1350—1368) — первая жена князя поморского Казимира IV.

В культуре

Кейстут действует в романах Дмитрия Балашова «Симеон Гордый» и «Святая Русь» из цикла «Государи Московские».

Комментарии

  • ↑ Генрих Мазовецкий (1368/1370 — 1392/1393) был сыном Земовита III Мазовецкого и младшим братом своего свояка Януша Мазовецкого (ок. 1346 — 1429).


  • Имя:*
    E-Mail:
    Комментарий:
    Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
    При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
    Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!