Мобилизационные возможности государства


Мобилизационные возможности государства — комплексное понятие, обозначающее наличие людских и материальных ресурсов, которые государство может привлечь для мобилизационного развёртывания вооружённых сил и полноценного обеспечения нужд фронта и тыла, в процессе перевода экономики страны с мирного на военное положение.

Основа мобилизационных возможностей

Мобилизационные возможности государства основываются на финансовых затратах, производимых государством на следующие нужды:

  • создание золотовалютных резервов, необходимых на поддержание экономики государства при военном положении;
  • создание продовольственных запасов;
  • создание резерва боевой техники, вооружения, военного имущества (боеприпасов, снаряжения, амуниции) и горюче-смазочных материалов;
  • периодическое обучение военнослужащих запаса и контроль над учётом военнообязанного контингента населения;
  • начальная военная подготовка в системе среднего и среднего специального образования;
  • подготовка и обучение офицеров запаса в гражданских вузах.

Факторы, влияющие на мобилизационные возможности

Мобилизационные возможности государства зависят от следующих факторов:

  • наличие тяжёлой промышленности и машиностроения;
  • наличие развитой транспортной структуры;
  • уровень экономического развития и тип экономики государства;
  • регулирующая роль государства;
  • политическое устройство государства;
  • количество населения государства;
  • уровень морально-психологической и общеобразовательной подготовки (грамотности) населения.

Критерии мобилизационных возможностей

Людской ресурс

Главным критерием мобилизационных возможностей государства является людской ресурс. Смысл критерия заключается в количестве населения, которое государство при необходимости в состоянии мобилизовать в вооружённые силы.
Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени, под которым понимается непосредственно численность личного состава вооружённых сил, составляет 0,5—1 % от общего числа населения государства. При данном показателе вооружённые силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства.
В случае начала широкомасштабных боевых действий необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20 %.

Военно-технический потенциал

Под военно-техническим потенциалом подразумевается количество и качество боевой техники, имеющейся в вооружённых силах.
Главными условиями наличия военно-технического потенциала считаются:

  • достаточное количество боевой техники (самолёты, вертолёты, корабли, танки, орудия, РЛС, ракетное вооружение и так далее);
  • качество боевой техники (соответствие современным требованиям, исправное состояние).

Сохранение военно-технического потенциала заключается в постоянной модернизации и разработке новых образцов вооружения, обслуживании боевой техники и создании запасов вооружения и боеприпасов к ним.

Военный бюджет

Военный бюджет — величина государственных расходов, предназначенная для поддержания и обновления вооруженных сил страны.
Часть средств военного бюджета уходят на периодическую подготовку военнослужащих запаса (резервистов), а также на создание резервов по военному имуществу и вооружению.

Подготовка и мобилизация резервистов

Подготовка резервистов

Независимо от принадлежности к государству, главной задачей по обеспечению мобилизационных возможностей считается периодическая подготовка резервистов. Резервистами называются военнообязанные граждане государства, которые подлежат мобилизации при необходимости.

Система подготовки резервистов имеется как в государствах с контрактной формой комплектования, как в государствах с призывной формой комплектования, так и в государствах со смешанным комплектованием.

Смысл подготовки резервистов заключается в их периодическом привлечении к кратковременным сборам, на которых они проходят военную подготовку, согласно назначенным им военно-учётным специальностям. Практическое назначение таких сборов заключается в закреплении навыков в использовании боевой техники и вооружения, а также переучивания на новые образцы вооружения и освоение новых методов в тактике.

В некоторых государствах основной упор делается не на содержание регулярных войск, а именно на систему подготовки резервистов, в которые вовлекается практически всё мужское население (милиционная армия). К примеру, в Швейцарии, по некоторым оценкам, вооружённые силы, насчитывающие 22 000 человек, способны за несколько часов мобилизовать в свои ряды 650 000 резервистов, а за двое суток — 1 700 000 резервистов.

Мобилизация резервистов

В случае военной угрозы или начала войны правительством объявляется частичная или всеобщая мобилизация и резервисты после их оповещения следуют в районы сбора, где под управлением представителей военного ведомства государства будут создаваться резервные воинские формирования.

В некоторых государствах в силу законодательства массовая мобилизация резервистов может объявляться без введения военного положения и без наличия военной угрозы. Примерами таких массовых мобилизаций могут служить:

  • ввод советских войск в Афганистан — за две недели декабря 1979 года было призвано из запаса около 50 000 военнообязанных граждан, которые образовали основу личного состава 40-й Армии, введённой в Афганистан;
  • чернобыльская катастрофа — в период с конца апреля по конец лета 1986 года в Советскую армию было призвано из запаса порядка 500 000 военнообязанных.

В таких государствах как США, массовая мобилизация резервистов используется в основном для замещения войск, убывших на выполнение боевых действий в другое государство. В некоторых случаях военное руководство США отправляет резервистов на участие в боевых действиях, несмотря на наличие достаточного количества регулярных войск. Во время войны в Персидском заливе Пентагон призвал на военную службу 106 000 резервистов.

Бывают исключения в подходе к частоте мобилизации резервистов, когда она может начаться без всякой военной угрозы извне. К примеру, в таких государствах как Израиль, кроме систематической переподготовки, резервисты совместно с регулярными войсками непосредственно участвуют в боевых действиях. На практике это заключается в том, что любая крупная войсковая операция ЦАХАЛ начинается с мобилизации резервистов.

Развёртывание формирований

Для создания полноценных формирований из резервистов необходимо наличие в достаточном количестве вооружения, боевой техники и военного имущества на складах хранения. В этом плане подход к развёртыванию формирований у большинства государств одинаков и заключается в создании кадрированных частей.
На примере ВС СССР и вооружённых сил государств бывшего СССР это выглядит как наличие в структуре каждого регионального военного командования (военный округ) воинских частей неполного штата (кадрированная часть), на складах которых находится на длительном хранении боевая техника, военное имущество и вооружение.

К примеру, это может быть мотострелковый полк, в котором по полному штату развёрнут только один батальон или рота. При этом количество вооружения на складах скадрованной части соответствует аналогичному показателю в полностью развёрнутом мотострелковом полку. Вся боевая техника и вооружение находятся в законсервированном состоянии (сняты аккумуляторные батареи, слиты охлаждающие жидкости и горючее, колёсная техника поднята на кронштейны и так далее и тому подобное).

По плану мобилизации в кадрированную часть прибывают резервисты офицерского и рядового состава, которые занимаются приведением боевой и иной техники и вооружений к боевой готовности. В 1990-е годы подобные скадрованные части были переименованы в Базы Хранения и Ремонта Военной Техники (БХиВТ).



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!