13.08.2022
Развитие высокоэффективных технологий энергосбережения на рынке вентиляционных систем привело к появлению технологичных устройств....


13.08.2022
Любой, кто так или иначе сталкивался с полномасштабной стройкой нередко слышал такие термины как вторичный или бетонный щебень,...


12.08.2022
Все больше людей мечтает приобрести квартиру в одной из новостроек. Это решение предусматривает множество преимуществ, так как в...


12.08.2022
Эквинет — это предприятие, имеющее в собственном распоряжении сервисный центр, штат высококвалифицированных специалистов, которые...


12.08.2022
Паркетная доска — это один из подвидов покрытия для пола. Такого типа напольное покрытие изготавливается методом склеивания...


12.08.2022
Работа на высоте связана всегда с повышенным риском для жизни работников. Поэтому крайне важно обеспечить безопасные условия...


Монастырь Селцу

03.11.2021

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы Селцу (греч. Μονή Κοιμήσεως Θεοτόκου Σέλτσου, или просто Монастырь Селцу греч. Μονή Σέλτσου) — небольшой пост-византийский монастырь в горах Эпира на высоте 800 м над уровнем моря, близ села Пигес.

Монастырь окружён горными массивами. Расположен на обрыве, возвышающемся над руслом реки Ахелоос. Тропа, которая когда то вела к монастырю из села Пигес, сегодня стала грунтовой, но единственной, дорогой (расстояние 5 км). Расстояние от Пигес до ближайшего относительно большого (для Греции) города Арта — 71 км.

Известен прежде всего как место обороны и «Холокоста 1400 сулиотов», включая женщин и детей, в 1804 году.

История монастыря

Согласно историческим исследованиям, первоначальные монастырские здания были построены в X веке, но были полностью разрушены в начале XV века, что соответствует периоду начала османских нашествий на регион.

Нынешний монастырь, согласно надписи его ктиторов, был основан уже при османах, в 1697 году. Надпись над дверью ведущей из основного храма в нартекс, под настенной росписью Успения Богородицы, чёрными и витиеватыми византийскими греческими буквами пишет что храм построен в 1697 году, на деньги и заботами иеромонахов Ригиина, Варфоломея, Захария, Алексия, священника Алексия, Якова, Дионисия, епископа Арсения и «благочестивых архонтов» господ Никоса и Апостолиса.

Последние были братьями «капитанами» (командирами) арматолов из Арты. Оба изображены в восточной части храма.

До 1830 года монастырь принадлежал епископии Радовизии, затем (до 1881 года) митрополии Ларисы. Как следствие решений Берлинского конгресса (1878), в 1881 большая часть региона Арты, перешла под контроль Греческого королевства.

Монастырь Селцу, будучи подворьем Монастыря Ровелиста, перешёл в управление митрополии Арты Монастырь Селцу празднует 23 августа, на девятый день праздника Богородицы, чтобы избежать совпадения с празднованием близлежащего одноимённого монастыря в Спилиа Аграфа, 15 августа.

Храм

Сегодня сохраняется лишь каменный, Афонского типа, кафоликон монастыря. Вокруг него расположены развалины монастырских келий. Храм представляет собой однонефную базилику афонского типа, с прямоугольным снаружи куполом, который внутри становится круглым.

Естественное освещение ограничивается редкими маленькими окнами на южной и северной стенах.

Внутри храма сохраняются росписи работы священника Николаоса из Арты и его сыновей. В восточной части храма, на высоте пояса изображённых в весь рост святых, также в весь рост изображены ктиторы «капитаны» Никос и Апостолис, с нимбами над головами, держащие двойной крест и преподносящие Богородице модель храма.

Впечатляет резной деревянный иконостас с позолотой, с декором растений и животных на сине — красном фоне.

Холокост Селцу

Монастырь Селцу более всего известен событием 1804 года, именуемым в Греции «Холокостом Селцу». В 1800 году Али-паша Тепеленский начал свой 3й поход против сулиотов. На этот раз Али добился «предательства старика Георгия Боцариса, вождя самого сильного клана Сули», который перебежал к Али, заявляя, что без него Сули не выстоит и 30 дней. Но Али встретил ещё большее, по сравнению с предыдущими походами, сопротивление. Через 4 месяца, Али, напоминая старику Боцарису его слова, заявил, что если тот немедленно не сдаст ему Сули, то будет сожжён заживо. Боцарис, приняв яд, «отправился на тот свет, чтобы избежать, вероятно, гнева паши и угрызений совести».

Клан Боцарисов возглавил второй сын, Кицос (старший сын, Боцарис, Тусиас, погиб в 1792 году)), расположившись в Вулгарели, вне Сули.

Осада Сули длилась три года. Ни атаки турко-албанцев ни голод не смогли сломить дух сулиотов. 7 декабря 1803 года началась, предполагаемая, последняя атака осман. После ещё 5 безуспешных атак Али бежал, поручив своему сыну, Вели, заключить соглашение с сулиотами, лишь бы ушли. Вели пришёл к соглашению. Заручившись, священным для албанца и грека, словом «беса», Фотос Дзавелас повёл 13 декабря колонну сулиотов из Сули в Паргу, откуда они переправились на Керкиру, находившуюся под контролем России. Часть сулиотов подалась на уговоры Кицоса Боцариса, убедившего их довериться Али. Последовавшие за Кицосом направились к мοнастырю Залонго, ожидая куда Али направит их селиться. 16 декабря монастырь был обложен 3 тысячами солдат Бекира, заявившего, что он получил указание отвести сулиотов в Янина, предварительно разоружив их. Сулиоты «осознали, что стали жертвами самого бесчестного из людей». Им не оставалось ничего другого, как сразиться и умереть. Они продержались 2 дня. На третий день стало очевидно, что дольше им не продержаться. Около 60 женщин предпочли смерть позорному плену. Поднявшись на скалу и начав хоровод, при каждом круге танца выбрасывали в ущелье своих детей, а затем падали сами. Этот «танец смерти» получил в истории Греции название «Танец Залонго».

Остальные сулиоты совершили прорыв, из которого вышли живыми до 1400 человек. Ведомые Кицосом Дзавеласом, они направились в Вулгарели, а затем, для большей безопасности, к монастырю Богородицы Селцу. Но Али не мог успокоиться, «пока последний сулиот в его пределах не будет убит». Турки осадили монастырь. Сулиоты продержались 4 месяца. Когда турки ворвались в монастырь, 250 женщин повторили эпизод Залонго, бросившись с обрыва в горную реку, где и приняли смерть, вместе со своими детьми. Только 50 бойцам и 1 женщине, возглавляемым Кицосом Боцарисом, среди которых был и его сын Маркос, удалось прорваться в Паргу и переправится на Керкиру. Во время этих событий, дочь Нотиса Боцариса, пытаясь вынести свою раненную мать и видя что им угрожает плен, бросила мать со скалы в бурную реку а затем бросилась сама

Сам Нотис Боцарис, «полумёртвый от 5 сабельных ран» и без сознания, был взят в плен, но сумел бежать из крепости Клисура и добраться до Керкиры. Это событие именуется в Греции «Холокост Селцу», согласно полному значению этого греческого слова, употребляемого ко многим событиям греческой истории, где на первый план выступает героизм и принесение себя в жертву. В 1959 году и в свете «Холокоста Селцу», правительственным указом (ΥΑ 31176/3046/2-10-1959-ΦΕΚ 372/Β/22-10-1959), монастырь Селцу получил статус исторического памятника. Каждый год, близлежащий дем Тетрафиллии организует мероприятия памяти «Холокоста Селцу», в присутствии высокопоставленных официальных лиц. После Божественной литургии, церемониал включает в себя сброс венка в «ужасную бездну Петака», куда бросились 250 (по другим источникам 500) женщин и детей, предпочтя смерть позорному пленению.

В 2016 году, на мероприятиях памяти «Холокоста Селцу» присутствовал президент Греции Прокопис Павлопулос.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2022
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!