Мартыщенко, Михаил Гаврилович

22.11.2021

Михаил Гаврилович Мартыщенко (род. 23 октября 1912 — 27.08. 1997) — советский летчик-истребитель и ас Второй мировой войны. Был в немецком плену, бежал, прошел советские лагеря. Освобожден после смерти Берии.

Биография

Родился 23 октября 1912 году в казачьей деревне Упорная в нынешнем Краснодарском крае. В 1929 году получил диплом профессионально-технического училища в Лабинске.

Прошел двухлетние курсы технической школы в Краснодаре.

Вступил в ряды Красной Армии 10 мая 1931 года. Он был отправлен в Ейск в школу военно-морской авиации. 6 ноября 1939 года стал пилотом, получил диплом и звание лейтенанта.

С первых дней войны воевал в Балтийском небе. Принимал участие в первых боях при вторжении в Советский Союз нацистской Германии.

Совершил 285 боевых вылетов, сбил 18 самолетов противника.

24 июля сбил тараном в воздухе Junkers Ju 88. Получил орден Ленина и статью в Правде от 17 августа 1941 года.

Фронтовой корреспондент писал:

«Офицер Мартыщенко — его имя служит символом бесстрашия и самопожертвования во имя Родины, человек железной воли и недюжинного мужества, суровый боец и большой жизнелюб, весельчак и балагур. Один из тех, кого называют «Балтийские соколы».

Был в немецком плену, бежал. Воевал в партизанском отряде. В 1943 году арестован, прошел советские лагеря. Освобожден после смерти Берии. Реабилитирован.

В жалобе прокурорам Мартыщенко писал:

«25 июля 1941 измученный бессонницей, шестой раз за день сел в самолет и повел группу «мигов» на задание. Когда возвращались, слева из-за облаков вынырнули «юнкерсы». Принял решение атаковать их. Один бомбардировщик задымил, другой стал уходить. Вдруг перед глазами задрожали и расплылись приборы. По лицу потекла кровь. Почувствовал острую боль в ноге. Понял, это — осколки зенитного снаряда. А «юнкере» уходил со своим смертельным грузом, чтобы снова бомбить наши города. Выход один — таранить немедленно. Бомбардировщик взорвался, но и мой самолет камнем стал падать вниз, мотор заглох. У самой земли выровнял самолет, увидел зеленое картофельное поле. Посадил самолет на «брюхо». Хотел выбраться из горящей машины, но не смог. Немцы тотчас открыли по самолету шквальный минометный огонь! Меня не убили, но пламя сбили. Затем случилось самое страшное в моей жизни…

Что такое плен — описывать подробно не буду. Ограничусь одной достоверной фразой: «Кто в плену не был — тот горя не знает». Долго готовились бежать, все не удавалось, спустя некоторое время побег закончился успешно. Вышел к своим и снова стал летать.

Но пришел вызов в Москву за новым назначением. Новым назначением оказались тюрьма и обвинение в чудовищном преступлении — измена Родине. Состоялся скорый суд, и я снова оказался в лагере, но теперь в «нашенском».

Окончательно добила жена. В ответ на письмо получил шесть разящих слов: «Женой изменника Родины быть не хочу».

«Изменник Родины» — какие это мучительно тяжкие слова для ни в чем не повинного человека. Но на Советскую власть я не в обиде. Убежден — не она, не моя родная партия совершили эту несправедливость».

Мартыщенко после проверки был полностью реабилитирован.

После войны жил и работал в Таганроге на заводе по производству самолетов. Один из организаторов возрождения авиаспортклуба в Таганроге.

Награды и достижения

Одержал 18 побед, из них две — тараном, выполнив 285 боевых вылетов.

Это достижение оспаривается Михаилом Быковым, который приписывает ему 7 побед, в том числе 5 индивидуальных и 2 в сотрудничестве.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2022
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!