Маноральная речь


Маноральная речь (от лат. manus «рука» и лат. oralis — «устный») или жестовое артикулирование — система сопровождения речи жестами при разговоре с или между людьми с нарушениями слуха. Помогает читать с губ благодаря тому, что во время речи говорящий демонстрирует около рта жесты, означающие согласные звуки, а расположение руки означает гласные звуки. Такое артикулирование может быть адаптировано к любому языку; широко распространена система Cued Speech, полагающаяся на фонемы английского языка.

История

Маноральная речь была изобретена в 1966 году доктором Орином Корнеттом, работавшим в Галлодетском университете. После того, как он обнаружил, что дети, рано потерявшие слух, обычно плохо понимают печатный текст, ему пришла в голову идея помочь таким детям понимать фонемы английского языка, поскольку при произнесении некоторые из них выглядят похоже (например, /p/ и /b/). Жесты, демонстрируемые у рта, помогают различать похожие фонемы. Жестовая артикуляция помогает не только полностью оглохшим, но и людям со сниженным слухом.

Маноральная речь может применяться в любом языке. В 1994 году доктор Корнетт создал адаптированные варианты своей системы для 25 языков и диалектов. По состоянию на 2005 год жестовое артикулирование было доступно для 60 языков и диалектов, включая шесть вариантов английского языка.

Описание и использование

Маноральная речь на английском языке осуществляется с помощью восьми положений рук в четырёх позициях; для артикулирования тонов в тоновых языках, например, китайском или тайском, используется наклон и движение руки.

Несмотря на то, что жестовое артикулирование напоминает жестовый язык, это ни жестовый язык, ни калькирующая жестовая речь.

В США система жестового артикулирования пропагандируется сторонниками в качестве альтернативы амслену, хотя существует точка зрения, согласно которой эти две системы могут изучаться вместе. Для людей, говорящих на амслене, маноральная речь является большим подспорьем в изучении английского в качестве второго языка. Знаки амслена и жестового артикулирования независимы и не заимствованы друг у друга.

Связь с грамотностью

Маноральная речь основана на гипотезе, что, если бы все звуки речи выглядели бы по-разному, неслышащий воспринимал бы речь точно так же, как слышащий, но визуально.

Жестовое артикулирование было изобретено для улучшения грамотности у глухих детей, и его сторонники указывают на лучшее усвоение текста детьми, знающими маноральную речь, по сравнению с теми, кто владеет только амсленом. Причинами этой разницы считаются отличия в синтаксисе и лексике между амсленом и английским, а также то, что жестовое артикулирование не является отдельным языком.

В работе 1998 года «Связь между фонетическим кодированием и результатами чтения у глухих детей» Острандер указывает на многочисленные доказательства того, что проблема понимания фонетической системы языка связана с затруднениями при чтении. Он представляет маноральную речь как метод повышения грамотности. Острандер заключает, что представленная проблема требует более подробного анализа.

В 4 томе журнала Cued Speech Journal за 1990 год приведены ссылки на исследования, подтверждающие улучшение восприятия звучащей речи глухими детьми: Gaye Nicholls (1979), Nicholls and Ling (1982).



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!