15-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия


15-я гвардейская бомбардировочная авиационная Гомельская дивизия (15-я гв. бад) — авиационное соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА бомбардировочной авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.

История наименований дивизии

  • 4-я гвардейская авиационная дивизия Дальнего действия;
  • 5-я гвардейская авиационная дивизия Дальнего действия;
  • 5-я гвардейская авиационная Гомельская дивизия Дальнего действия;
  • 15-я гвардейская бомбардировочная авиационная Гомельская дивизия;
  • 15-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная Гомельская дивизия.

История и боевой путь дивизии

15-я гвардейская бомбардировочная авиационная Гомельская дивизия 26 декабря 1944 года преобразована из 5-й гвардейской авиационной Гомельской дивизии Дальнего действия Директивой Генерального Штаба № орг.10/315706 от 26 декабря 1944 года, а 4-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия, куда входила дивизия 29 декабря 1944 года преобразован в 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус.

Весь свой боевой путь дивизия прошла в составе 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. С конца 1944 года дивизия вела боевые действия с аэродромов Румынии, а затем в районе Белграда и южнее Будапешта, самостоятельно, в отрыве от основных сил корпуса. Дивизия базировалась на сотни южнее км от основных соединений корпуса ивыполняла боевые задачи в интересах 2-го и 3-го Украинских фронтов и частей Югославской Народно-освободительной армии. дивизия была оснащена самолётами В-25. Полки дивизии поддерживали наступление войск 3-го Украинского фронта в районе озера Балатон, участвовала в операциях и битвах:

  • Будапештская наступательная операция — с 26 декабря 1944 года по 13 февраля 1945 года.
  • Нижне-Силезская наступательная операция — с 8 февраля 1945 года по 24 февраля 1945 года.
  • Восточно-Померанская наступательная операция — с 20 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года.
  • Балатонская оборонительная операция — с 6 марта 1945 года по 15 марта 1945 года.
  • Венская наступательная операция — с 16 марта 1945 года по 15 апреля 1945 года.
  • Берлинская наступательная операция — с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

В действующей армии

В составе действующей армии дивизия находилась с 26 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года.

Командир дивизии

В составе объединений

Послевоенная история дивизии

Самолёт дивизии с 1950 по 1956 годы — Ту-4. На фото единственный сохранившийся в России экземпляр самолёта в музее в Монино

После окончания войны дивизия входила в состав 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. С аэродромов в Венгрии дивизия перебазировалась на аэродромы Озёрное Житомирской области и Борисполь Киевской области. С апреля 1946 года дивизия в составе 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного Брянско-Берлинского корпуса 2-й воздушной армии дальней авиации, созданной на базе 8-й воздушной армии.

В связи с послевоенным сокращением ВВС 201-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленский Краснознамённый полк в 1947 году расформирован в составе дивизии на аэродроме Озёрное Житомирской области.

Ту-22 дивизии на постаменте на аэродроме Озёрное. Эти самолёты начали поступать в дивизию в 1964 году

В 1949 году 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный Брянско-Берлинский корпус переименован в 81-й гвардейский бомбардировочный авиационный Брянско-Берлинский корпус, а 2-я воздушная армия дальней авиации — в 43-ю воздушную армию дальней авиации. В 1950 году полки дивизии стали получать новую авиационную технику — самолёты Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе и способные нанести ответные удары по передовым базам США в Западной Европе, в том числе в Англии. Дивизия и её полки к своему наименованию получили дополнительное наименование «тяжёлая». С 1950 года после перевооружения полков на Ту-4 дивизия именуется как 15-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия.

С 1956 года все полки дивизии переучивались на новые самолёты — Ту-16, тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт с возможностью доставки ядерных боеприпасов. В августе 1956 года 81-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Брянско-Будапештский корпус расформирован и дивизия вошла в прямое подчинение 43-й воздушной армии дальней авиации.

В 1959 году из расформированной 204-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии в состав включён 260-й тяжёлый бомбардировочный авиационный орденов Суворова и Кутузова полк на самолётах Ту-4.

В связи со значительным сокращении Вооружённых Сил СССР в июне 1960 года в соответствии с Законом Верховного Совета СССР «О новом значительном сокращении ВС СССР» от 15.01.1960 г. 238-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Севастопольский полк был расформирован в составе дивизии на аэродроме Озёрное Житомирской области.

В 1968 году в дивизию стали поступать новые самолёты Ту-16К. В 1964 году 341-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк перевооружён на самолёты Ту-22 и Ту-22К (с 1968 года).

В августе 1980 года после переформирования 2-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса в 24-ю воздушную армию ВГК ОН дивизия вошла в состав 46-й воздушной армии ВГК СН.

С октября 1988 года по февраль 1989 года четыре самолёта-постановщика помех Ту-22ПД из состава 341-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка с экипажами были перебазированы на аэродром Мары для участия в боевых действиях в Афганистане. Одиночные самолёты выполняли задания вместе с бомбардировщиками Ту-16 и Ту-22М для постановки помех пакистанским истребителям F-16.

260-й тяжёлый бомбардировочный орденов Суворова и Кутузова авиационный полк в 1989 году получил новые Ту-22М3 и был передан в состав 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии, а 251-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк из состава дивизии передан в 43-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ДА. Вместо этих полков в состав дивизии вошли 121-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Севастопольский Краснознамённый полк (Мачулищи Минская область) на самолётах Ту-22К и 203-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Орловский полк (Барановичи, Брестская область) на самолётах Ту-22К.

После распада СССР дивизия вошла в состав ВВС Украины. 121-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Севастопольский Краснознамённый полк и 203-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Орловский полк переданы в состав 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии. Вместе с дивизией в состав ВВС Украины передан только 341-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк.

Части и отдельные подразделения дивизии

За весь период своего существования боевой состав дивизии претерпевал изменения:

Боевой состав на 9 мая 1945 года

Благодарности Верховного Главнокомандующего

Воинам дивизии объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего:

  • За отличие в боях при овладении городами Секешфехервар, Мор, Зирез, Веспрем, Эньинг, а также при занятии более 350 других населённых пунктов.
  • За отличие в боях при прорыве обороны противника южнее озера Балатон и при овладении городами Залаэгерсег и Кестель, Надьбайом, Бегене, Марцали и Надьятад — сильными опорными пунктами обороны немцев, прикрывающими нефтяной район Надьканижа.
  • За отличие в боях при овладении Вашвар, Керменд, Сентготхард — важными опорными пунктами обороны немцев на реке Раба и, южнее озера Балатон, городом Чурго.
  • За отличие в боях при овладении городом Шопрон — крупным железнодорожным узлом и важным опорным пунктом обороны немцев на подступах к Вене.
  • За отличие в боях при на территории Австрии при овладении промышленным городом и крупным железнодорожным узлом Винер-Нойштадт и городами Эйзенштадт, Неункирхен, Глоггнитц — важными опорными пунктами обороны немцев на подступах к Вене.
  • За отличие в боях при овладении крупным промышленным центром Чехословакии городом Брно (Брюн) — важным узлом дорог и мощным опорным пунктом обороны немцев.

Воинам дивизии в составе корпуса объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего:

  • За отличие в боях при овладении в Домбровском угольном районе городами Катовице, Семяновиц, Крулевска Гута (Кенигсхютте), Миколув (Николаи) и в Силезии городом Беутен.
  • За отличие в боях при разгроме окружённой группировки противника в Будапеште и овладении столицей Венгрии городом Будапешт — стратегически важным узлом обороны немцев на путях к Вене.
  • За отличие в боях при овладении городом и крепостью Гданьск — важнейшим портом и первоклассной военно-морской базой немцев на Балтийском море.
  • За отличие в боях при овладении крепостью и главным городом Восточной Пруссии Кенигсберг — стратегически важным узлом обороны немцев на Балтийском море.
  • За отличие в боях при овладении городами Франкфурт-на-Одере, Вандлитц, Ораниенбург, Биркенвердер, Геннигсдорф, Панков, Фридрихсфелъде, Карлсхорст, Кепеник и вступление в столицу Германии город Берлин.
  • За отличие в боях при разгроме берлинской группы немецких войск и овладением столицы Германии городом Берлин — центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии.
  • За отличие в боях при овладении портом и военно-морской базой Свинемюнде — крупным портом и военно-морской базой немцев на Балтийском море.

Отличившиеся воины дивизии

  • Горелик Евгений Илларионович, гвардии старший лейтенант, штурман эскадрильи 251-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 15-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 июня 1945 года удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда № 7709/

Базирование



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!