15-я гвардейская бомбардировочная авиационная Гомельская дивизия (15-я гв. бад) — авиационное соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА бомбардировочной авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
15-я гвардейская бомбардировочная авиационная Гомельская дивизия 26 декабря 1944 года преобразована из 5-й гвардейской авиационной Гомельской дивизии Дальнего действия Директивой Генерального Штаба № орг.10/315706 от 26 декабря 1944 года, а 4-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия, куда входила дивизия 29 декабря 1944 года преобразован в 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус.
Весь свой боевой путь дивизия прошла в составе 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. С конца 1944 года дивизия вела боевые действия с аэродромов Румынии, а затем в районе Белграда и южнее Будапешта, самостоятельно, в отрыве от основных сил корпуса. Дивизия базировалась на сотни южнее км от основных соединений корпуса ивыполняла боевые задачи в интересах 2-го и 3-го Украинских фронтов и частей Югославской Народно-освободительной армии. дивизия была оснащена самолётами В-25. Полки дивизии поддерживали наступление войск 3-го Украинского фронта в районе озера Балатон, участвовала в операциях и битвах:
В составе действующей армии дивизия находилась с 26 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года.
После окончания войны дивизия входила в состав 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. С аэродромов в Венгрии дивизия перебазировалась на аэродромы Озёрное Житомирской области и Борисполь Киевской области. С апреля 1946 года дивизия в составе 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного Брянско-Берлинского корпуса 2-й воздушной армии дальней авиации, созданной на базе 8-й воздушной армии.
В связи с послевоенным сокращением ВВС 201-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленский Краснознамённый полк в 1947 году расформирован в составе дивизии на аэродроме Озёрное Житомирской области.
Ту-22 дивизии на постаменте на аэродроме Озёрное. Эти самолёты начали поступать в дивизию в 1964 годуВ 1949 году 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный Брянско-Берлинский корпус переименован в 81-й гвардейский бомбардировочный авиационный Брянско-Берлинский корпус, а 2-я воздушная армия дальней авиации — в 43-ю воздушную армию дальней авиации. В 1950 году полки дивизии стали получать новую авиационную технику — самолёты Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе и способные нанести ответные удары по передовым базам США в Западной Европе, в том числе в Англии. Дивизия и её полки к своему наименованию получили дополнительное наименование «тяжёлая». С 1950 года после перевооружения полков на Ту-4 дивизия именуется как 15-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия.
С 1956 года все полки дивизии переучивались на новые самолёты — Ту-16, тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт с возможностью доставки ядерных боеприпасов. В августе 1956 года 81-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Брянско-Будапештский корпус расформирован и дивизия вошла в прямое подчинение 43-й воздушной армии дальней авиации.
В 1959 году из расформированной 204-й тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии в состав включён 260-й тяжёлый бомбардировочный авиационный орденов Суворова и Кутузова полк на самолётах Ту-4.
В связи со значительным сокращении Вооружённых Сил СССР в июне 1960 года в соответствии с Законом Верховного Совета СССР «О новом значительном сокращении ВС СССР» от 15.01.1960 г. 238-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Севастопольский полк был расформирован в составе дивизии на аэродроме Озёрное Житомирской области.
В 1968 году в дивизию стали поступать новые самолёты Ту-16К. В 1964 году 341-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк перевооружён на самолёты Ту-22 и Ту-22К (с 1968 года).
В августе 1980 года после переформирования 2-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса в 24-ю воздушную армию ВГК ОН дивизия вошла в состав 46-й воздушной армии ВГК СН.
С октября 1988 года по февраль 1989 года четыре самолёта-постановщика помех Ту-22ПД из состава 341-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка с экипажами были перебазированы на аэродром Мары для участия в боевых действиях в Афганистане. Одиночные самолёты выполняли задания вместе с бомбардировщиками Ту-16 и Ту-22М для постановки помех пакистанским истребителям F-16.
260-й тяжёлый бомбардировочный орденов Суворова и Кутузова авиационный полк в 1989 году получил новые Ту-22М3 и был передан в состав 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии, а 251-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный полк из состава дивизии передан в 43-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ДА. Вместо этих полков в состав дивизии вошли 121-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Севастопольский Краснознамённый полк (Мачулищи Минская область) на самолётах Ту-22К и 203-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Орловский полк (Барановичи, Брестская область) на самолётах Ту-22К.
После распада СССР дивизия вошла в состав ВВС Украины. 121-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Севастопольский Краснознамённый полк и 203-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Орловский полк переданы в состав 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии. Вместе с дивизией в состав ВВС Украины передан только 341-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк.
За весь период своего существования боевой состав дивизии претерпевал изменения:
Воинам дивизии объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего:
Воинам дивизии в составе корпуса объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего: