Талгат Фатыхович Сейфи (12 мая (по другим данным 19 мая) 1916 — 8 июля 1969) — советский инженер, учёный и организатор производства. Инициатор создания (совместно с А. И. Ярошенко) системы управления качеством «Качество, Надёжность, Ресурс С Первых Изделий» (КАНАРСПИ).
Родился 12 мая 1916 г. в г. Малмыж Вятской губернии в семье учителей. В шесть лет он остался без родителей. Родственники перевозили его с места на место — так он оказался в Казани, где и закончил школу. После школы поступил в железнодорожное училище, а после его окончания три года проработал кондуктором в трамвайном парке.
В 1931 году начал трудовую деятельность в Казанском энергетическом институте в качестве лаборанта. В 1932-1933 годах работал контролером по ремонту трамваев в трамвайном депо. В 1933 году поступает в Казанский авиационный институт на факультет самолетостроения. В конце 1930-х годов был репрессирован его тесть. Сейфи предложили отказаться от семьи, в противном случае он не смог бы работать по специальности. Однако написанное Сейфи письмо Генеральному секретарю ЦК ВКП (б) позволило ему избежать неприятностей.
В 1939 году после окончания института направлен на завод «Саркомбайн» в Саратов, где работал до 1948 года конструктором, начальником группы, зам. начальника отдела, начальником БТК, начальником цеха. В 1948 году после окончания Всесоюзной промышленной академии МАП СССР переведен на должность зам. директора и главного инженера машзавода «Прогресс» в город Арсеньев Приморского края. В 1951 году назначен заместителем директора — главным инженером Дальневосточного машиностроительного завода № 126 Комсомольска-на-Амуре. Это был сложный период освоения и выпуска реактивного истребителя МиГ-15. Сейфи является одним из создателей научно обоснованной системы «КАНАРСПИ», внедренной на многих предприятиях авиационной и других отраслей промышленности.
В эти годы Сейфи выступил инициатором организации учреждений высшего образования в г. Комсомольске-на-Амуре, оказывал практическую помощь в подборе кадров преподавателей и организации учебного процесса в местном заочном политехническом институте.
В 1956 году переведен в г. Горький на завод им. С.Орджоникидзе на должность главного инженера.
Талант главного инженера трех авиационных заводов городов Арсеньева, Комсомольска-на-Амуре, Горького воплощен в создании вертолетов и самолетов на современном научно-техническом уровне.
В 1962 году Сейфи защитил диссертацию на тему: «Повышение эксплуатационной надежности техники» и ему присвоено звание «кандидат технических наук». На следующий год решением ВАК утвержден в ученом звании доцента Горьковского Политехнического института на кафедре «Технология машиностроения». Здесь же он являлся членом ГЭК по защите дипломных проектов выпускников института.
Скоропостижно скончался 8 июля 1969 года. Похоронен в Горьком на кладбище Марьина Роща.
Под руководством Т. Ф. Сейфи и А. И. Ярошенко на Горьковском авиационном заводе разработана система КАНАРСПИ. Основные направления системы: создание опытного образца с заданными техническими показателями и заложенными основами надежности и долговечности с учетом состояния и перспектив развития науки и техники; конструктивно-технологическая отработка и совершенствование конструкций изделия в процессе создания серийного образца, дальнейшее повышение его качества и надежности в процессе серийного производства; применение прогрессивных техпроцессов и их систематическое совершенствование; разработка и внедрение совершенных организационных форм, методов и средств контроля качества продукции; совершенствование организации производства и обеспечение изготовления изделий в соответствии с чертежами и техническими условиями; обеспечение эксплуатации изделия на высоком техническом уровне.
С 1972 года на Горьковском авиационном заводе присуждаются премии имени создателей системы КАНАРСПИ (Т. Ф. Сейфи и А. И. Ярошенко).
Под техническим руководством Сейфи поставлены на серийное производство реактивные самолеты МиГ-21 первого поколения. Он также был активным участником процесса перехода на принципиально новую технологию производства цельносварных самолетов МиГ-25 из титановых сплавов.
По словам соратников, Сейфи разработал «принцип управления качеством в будущем»: выполняя работу, не думай, что это будет конечный результат, сомневайся. Это повысит гарантии положительного результата, количество брака сведется к минимуму.