Битва за Беэр-Шеву (1917)


Битва за Беэр-Шеву (англ. Battle of Beersheba) — состоялась 31 октября 1917 года в ходе Синайско-Палестинской кампании Первой мировой войны. Переломным моментом сражения стала стремительная атака 4-й австралийской бригады лёгкой кавалерии, развернувшаяся на почти шестикилометровом участке фронта и позволившая захватить последние турецкие рубежи обороны, ворваться в город и предотвратить взрыв колодцев с питьевой водой Беэр-Шевы.

Общий фон

Битва за Беэр-Шеву была первым и особо важным ударом широкого британского наступления, вошедшего в историю как третья битва за Газу, и целью которого был прорыв турецкой линии обороны, протянувшейся от Газы на средиземноморском побережье на полсотни километров до Беэр-Шевы, важного центра региона.

Ранее в 1917 году, две предыдущие попытки прорвать эту линию провалились. После того как вторая битва за Газу окончилась полной неудачей, генерал Арчибальд Мюррей, главнокомандующий британскими силами в Египте и Палестине, был заменён заслуженным кавалерийским военачальником, генералом Эдмундом Алленби — в прошлом командующим третьей британской армией на Западном фронте.

План операции и силы сторон

Для организации нового наступления Алленби запросил у командования крупные подкрепления. После получения оных, командование восточных сил союзников в Палестине теперь осуществлялось штабами двух пехотных корпусов: 20-го корпуса под руководством Филиппа Четвуда и 21-го Эдуарда Бальфина. Более значимым усилением стало поступление в распоряжение Алленби трёх конных дивизий, включая только что созданную йоменскую. Она в вместе с двумя другими (состоявших преимущественно из австралийцев) дополняла собой Пустынный конный корпус, возглавлявшимся с недавнего времени генерал-лейтенантом Генри Шовелом — первым австралийцем командовавшим имперским армейским корпусом.

Британский план прорыва линии Газа—Беэр-Шева, сформулированный генералом Четвудом, основывался на опыте двух неудачных попыток фронтального штурма Газы. Турецкие защитные порядки сосредотачивались в окрестностях Газы, однако на востоке в линии фронта была довольно широкая брешь между последним редутом Газы и фортификациями Беэр-Шевы. Турки полагали, что нехватка питьевой воды (исключение составляли колодцы Беэр-Шевы) в этом регионе ограничит действия британской армии.

Четвуд же считал, что недостаток воды перенести будет легче, чем прорвать фронт в районе Газы. Поэтому он предложил нанести фланговый удар на востоке. Для этого была проделана титаническая инженерно-техническая работа по переброске сил и организации передовой базы вблизи Беэр-Шевы, позволявшей пехотным и кавалерийским войскам развернуть штурм города. Тонким местом организации был тот факт, что штурм города и захват источников должен быть молниеносным. Если бы атака была отбита, то британцы были бы вынуждены отступить на поиски питьевой воды.

По замыслу осуществлять этот план должны были две пехотные дивизии 20-го корпуса: 60-я пехотная дивизия (2/2-я лондонская) и 74-я пехотная дивизия (йоменская) — и две конные дивизии из состава Пустынного конного корпуса: австралийская и дивизия АНЗАК. Кроме того, в прямом подчинении штаба пустынного корпуса были 7-я конная бригада и имперская верблюжья бригада.

Пехота, поддерживаемая тяжёлой артиллерией, должна была атаковать Беэр-Шеву с юго-запада, где были расположены наиболее мощные турецкие укрепления, в то время как конным бригадам следовало окружать город с юга и с востока. Как только первая внешняя линия обороны была бы прорвана — это служило бы сигналом к началу кавалерийской атаки.

Турки были осведомлены о планах союзного командования и догадывались о месте предполагаемого удара. Так в телеграмме от 16 августа 1917 года командующему 4-й османской армией сообщалось о том, что все намерения войск Антанты были чётко видны аналитикам контрразведки. Единственное, что было не понятно — это дата начала наступления. Но вскоре и её можно было спрогнозировать, когда 25 октября 1917 года было перерезано железнодорожное сообщение у Карма, поселения между Газой и Беэр-Шевой.

Тем не менее, турки не могли рассчитать силы противника в грядущем наступлении. Британцам удалось осуществить переброску сил в тайне, более того — ввести вражескую разведку в заблуждение, подбросив турецкому конному патрулю донесение с ложными данными.

Осенью 1917 года в рассматриваемом районе держал оборону 3-й корпус 8-й османской армии, состоявший из трёх пехотных полков 27-й пехотной дивизии и 3-й кавалерийской дивизии. Два из трёх пехотных полков в основном были укомплектованы из местных жителей, арабов, не отличавшихся высокими морально-боевыми качествами. Во второй половине октября гарнизон был усилен ещё двумя полками и артиллерийским батальоном.

Количественное и качественное сопоставление войск противоборствующих сторон, участвовавших в сражении, выглядит не в пользу Османской империи. Турецкая пехотная дивизия была меньше английской по численности, уступала ей и в материально-техническом оснащении. Ко всему прочему, подразделения 27-й турецкой дивизии полностью укомплектованы по штату не были, часть техники была в неисправном состоянии.

Оборонительные сооружения города были достаточными на южных и западных окраинах, представляя собой неравномерно развитую систему окопов глубиной в человеческий рост. На востоке подобные укрепления отсутствовали и многое зависело от укреплённого редута Тель-эль-Саба в 5-ти километрах от Беэр-Шевы. Такое положение вещей делало восточный фланг наиболее уязвимым. Дополнительные препятствия на северо-востоке создавали холмы — предгорья Иудейских гор. С севера город не был защищён вовсе.

Прелюдия битвы — сражение за хребет Эль-Буггар





Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!