Троицкая линия

15.03.2022

Троицкая линия — строящаяся линия Московского метрополитена от Московского центрального кольца в Новомосковский административный округ до посёлка Коммунарка и далее до Троицка. Длина первого участка до Коммунарки с 11 станциями составит 25 км, его открытие запланировано на 2024 год. Длина второго участка до Троицка с 6 станциями составит еще 14,6 км, его открытие запланировано на 2025—2026 годы.

Цветовое обозначение линии до сих пор не утверждено. В проектной документации чаще всего встречаются светло-серый цвет и номер 16.

До 20 июля 2021 года линия называлась «Коммунарская». В рабочей документации и сообщениях СМИ также употреблялись названия: «линия вдоль Калужского шоссе на территории Большой Москвы», «хорда на Коммунарку», «линия в поселение Сосенское города Москвы», «линия «Улица Новаторов» — «Столбово», «линия в Новую Москву» и другие. 20 июля 2021 года постановлением Мэра Москвы утверждено наименование «Троицкая».

История

Необходимость строительства линии появилась после расширения территории Москвы в юго-западном направлении и начала активного жилищного и коммерческого строительства вдоль Калужского шоссе. Изначально планировалось строительство двенадцатикилометровой линии с пятью станциями, начинающейся от «Проспекта Вернадского» Сокольнической линии. Линию планировалось сдать к концу 2020 года.

К концу 2011 года было предложено реализовать линию как одну из хордовых, образующих Третий пересадочный контур, и ответвляющуюся от него на станции с кросс-платформенной пересадкой «Аминьевское шоссе». Далее рассматривалось продление линии до Южного Бутова или аэропорта Остафьево, а также пересечение с другой хордовой линией, идущей от «Каширской» через Бирюлёво.

В 2012 году трассировка линии претерпела несколько изменений, в том числе: через «Юго-Западную», улицу Академика Варги и посёлок Мосрентген до Коммунарки; вдоль Озёрной улицы до МКАД, затем параллельно МКАД до Мосрентгена и далее до Коммунарки. Планировались станции с пересадками на «Озёрную» Калининско-Солнцевской линии и «Румянцево» Сокольнической линии, и далее станции «Мамыри» и «Коммунарка». Далее линия должна была прийти в Троицк. Строительство планировалось начать в 2014 году и закончить в период с 2017 до 2020 года. Строительство станции около торгового центра «Лотос-Сити» планировалось вести за счёт средств инвестора.

В конце 2013 года трассировка линии была вновь пересмотрена. Вместо хорды, включающейся в Третий пересадочный контур, было решено построить радиальную линию из 6 станций. Согласно новой трассировке, линия проходит параллельно улице Академика Опарина через Теплостанский лесопарк к поселению Мосрентген, а далее — в посёлки Мамыри, Газопровод и Коммунарка. К изначальным шести станциям вскоре добавилась седьмая — «Славянский мир». Строительство линии заявлялось начать в 2015 году, а завершить до конца 2017 года.

Во время визита мэра Москвы Сергея Собянина в Китай 19 мая 2014 года было подписано соглашение между ОАО «Мосинжпроект», Китайской железнодорожной строительной корпорацией и Китайским международным фондом о строительстве линии «Улица Новаторов» — «Столбово» за счёт китайских инвестиций, что позволило бы приступить к нему раньше. Китайской стороне было предложено также построить «объекты недвижимости на конечных станциях метрополитена, за счёт продажи которых они смогут профинансировать строительство».

25 августа 2014 года было объявлено о двух открытых конкурсах на подготовку проекта планировки линии, которые должны включать в себя депо и транспортно-пересадочные узлы, первый на участок от «Улицы Новаторов» до МКАД, второй — от МКАД до административно-делового центра в Коммунарке.

В октябре 2014 года планировалось сделать вторым пусковым участком Большой кольцевой линии не северо-восточный, а южный, от «Улицы Новаторов» до «Каширской», со сроком сдачи в 2018 году. Согласно проекту планировки, «на первом этапе линия [в поселение Сосенское] эксплуатируется, как радиальная до станции метрополитена „Улица Новаторов“ с организацией пересадки на одноимённую станцию Большой кольцевой линии, на втором этапе — с учётом её дальнейшего продления».

В ноябре 2014 года заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщил, что переговоры с китайской стороной приостановлены из-за падения курса рубля, но проектирование и подготовка площадок будут продолжаться за счёт бюджета города. Подписание окончательного контракта на строительство линии возможно после оформления новой финансовой схемы.

В конце 2014 года рассматривалась возможность продления линии от «Улицы Новаторов» в центр вдоль Ленинского проспекта до ММДЦ «Москва-Сити», где она была бы подведена к станции «Деловой центр» тупикового ответвления Большой кольцевой линии и проходила бы через станции: станция вдоль Ленинского проспекта на уровне Ломоносовского проспекта, станция вдоль Ленинского проспекта на уровне Университетского проспекта, пересадочная станция на «Спортивную» Сокольнической линии, станция «Деловой центр» Большой кольцевой линии. Таким образом линия на Коммунарку соединялась бы с перспективным радиусом в Рублёво-Архангельское. Однако позднее от такой возможности отказались в пользу соединения линии с Некрасовской линией.

В территориальную схему Новомосковского административного округа, представленную на публичных слушаниях в феврале 2015 года, было включено предложение о дальнейшем продлении линии от станции «Коммунарка» в городской округ Троицк, с четырьмя станциями на участке длиной 11,0 км и со сроком строительства в 2025—2035 годах.

В марте 2015 года в проекте появилась новая станция — «Сосенки», расположившаяся за станцией «Коммунарка». В апреле появилась перспективная схема развития метрополитена до 2035 года с ещё одной станцией — «Десна», расположившейся за «Сосенками», и ещё одной станцией между ними (пока без имени). В ноябре 2015 года появляется новая схема развития с очередными изменениями: станция между «Сосенками» и «Десной» получила название «Воскресенское», а на юге линия после «Десны» продлена до станции «Красная Пахра» с тремя промежуточными станциями. В июле 2017 года трассировка линии незначительно изменяется, за станцию «Сосенки» переносится депо из Столбово и появляется новая станция «Летово». Позже, в феврале 2019 года трассировка участка до Троицка была вновь изменена с исключением из проекта станции «Летово». Станция «Красная Пахра» в последствии также была исключена из проекта.

В феврале 2017 года было объявлено, что на строительство линии прибудут около 500 инженеров из КНР, а также четыре ТПМК, принадлежащих китайской стороне.

По сообщению Марата Хуснуллина 1 июля 2017 года, проект линии готов и проходит экспертизу. 18 июля было заявлено, что строительство линии планируется начать в 2018 году, а подрядчика начнут выбирать в конце 2017 года. Стоимость строительства линии оценивалась около 90 млрд рублей. Предполагалось начинать линию от станции «Новаторская» Большой кольцевой линии и сделать её подземной мелкого заложения.

В 2017 году планировалось, что строительство линии до Троицка начнётся уже в 2018 году. Фактически работы начались летом 2019 года.

В ноябре 2017 года стало известно, что линию в сторону центра продлят на 7,3 км и 3 станции.

В марте 2018 года был объявлен конкурс на строительство станций и тоннелей на участке линии «Улица Новаторов» — «Коммунарка», итоги планировалось подвести 3 апреля.

В январе 2019 года Градостроительно-земельная комиссия Москвы одобрила проект планировки территории нового участка Коммунарской линии метро от строящегося транспортно-пересадочного узла «Улица Новаторов» до станции «Крымская».

19 июня 2019 года началось строительство станции «Университет Дружбы Народов», а 17 июля было объявлено, что строительные работы на разных стадиях уже ведутся на всех станциях первого участка.

26 августа 2019 года Сергей Собянин официально объявил о продлении линии от «Коммунарки» до «Троицка». По его словам, протяжённость участка будет составлять 14,6 км, на нём будет шесть станций. Часть участка от станции «Сосенки» до станции «Десна» будет наземным.

С осени 2020 года в проектировочных тендерах линия стала проходить как «Троицкая», а 20 июля 2021 года постановлением Мэра Москвы утверждено это наименование.

7 сентября 2021 года утвержден проект строительства головного участка Троицкой линии метро от станции «Крымская» («Севастопольский проспект») до станции «ЗИЛ».

Текущие планы

Первый участок

Первый участок от Московского центрального кольца до посёлка Коммунарка из одиннадцати станций планируется запустить в 2024 году. Длина линии составляет 25 км, в том числе 1,8 км от станции «ЗИЛ» вдоль Московского центрального кольца до станции «Крымская», 7,3 км до Большой кольцевой линии (станция «Новаторская»), 8,7 км до МКАД (станция «Тютчевская») и 7,2 км по территории Новой Москвы до станции «Коммунарка».

  • «ЗИЛ» (пересадка на одноименные станции Московского центрального кольца и Бирюлёвской линии метро);
  • «Крымская» («Севастопольский проспект») (пересадка на Московское центральное кольцо);
  • «Академическая» (пересадка на Калужско-Рижскую линию, восточнее пересечения улицы Дмитрия Ульянова с проспектом 60-летия Октября и Профсоюзной улицей);
  • «Вавиловская» (у пересечения Ленинского и Ломоносовского проспектов в районе площади 60-летия СССР);
  • «Новаторская» (пересадка на станцию «Новаторская» Большой кольцевой линии);
  • «Университет Дружбы Народов» (вдоль улицы Академика Опарина южнее улицы Миклухо-Маклая);
  • «Улица Генерала Тюленева» (вдоль улицы Генерала Тюленева между 6-м и 7-м микрорайонами Тёплого Стана);
  • «Тютчевская» (на территории поселения Мосрентген вдоль МКАД с северо-западной стороны от торгового комплекса «Славянский мир»);
  • «Корниловская» (в деревне Мамыри, на территории поселения Мосрентген, вдоль Калужского шоссе вблизи улицы Адмирала Корнилова);
  • «Бачуринская» (на территории Коммунарки, под строящейся магистралью «МКАД — поселок Коммунарка — аэропорт Остафьево» у пересечения с Проектируемым проездом 818);
  • «Коммунарка» (пересадка на Сокольническую линию, южнее автодороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе).

Второй участок

От станции «Коммунарка» линия будет продлена в Новую Москву до Троицка. Строительство участка длиной 14,6 км с 6 станциями планируется завершить в 2025—2026 годах:

  • «Сосенки» (южнее одноимённой деревни; за ней также запроектировано электродепо);
  • «Ракитки» (рядом с одноимённой деревней);
  • «Десна» (в одноимённой деревне);
  • «Десёновское» (северо-восточнее деревни Ватутинки);
  • «Ватутинки» (в городском округе Троицк на 38-м километре Калужского шоссе);
  • «Троицк» (в городе Троицк под Октябрьским проспектом у пересечения с Большой Октябрьской улицей).

Проект объединения с Некрасовской линией

Институт Генплана Москвы предлагает в будущем продлить линию от станции «ЗИЛ» вдоль МЦК до станции «Нижегородская» и объединить её с Некрасовской линией.

Строительство

  • Ноябрь 2016 года. Началась подготовка площадок и вынос коммуникаций под будущую линию метро в посёлок Коммунарка.
  • Июль 2017 года. Продолжается освобождение площадок. Строительство линии планировалось начать в 2018 году.

2019

  • Февраль — март 2019 года. Ограждение площадок для строительства станций.
  • Июль 2019 года. Начало строительства 7 станций первого участка.
  • Ноябрь 2019 года. 25 ноября стартовала проходка первого тоннеля на линии — левого тоннеля от станции «Университет Дружбы Народов» до станции «Улица Новаторов». Проходка завершена 4 декабря 2020 года, щит прошел 2,7 км на глубине до 30 метров.
  • Декабрь 2019 года. Началась проходка правого тоннеля от станции «Университет Дружбы Народов» до станции «Улица Новаторов».

2020

  • Февраль 2020 года. Началась проходка правого тоннеля между станциями «Славянский мир» и «Улица Генерала Тюленева». Проходка завершена в июле 2020 года.
  • Март 2020 года. Стартовало строительство:
    • левого тоннеля между станциями «Славянский мир» и «Улица Генерала Тюленева». Проходка завершена в июле 2020 года.
    • правого тоннеля между станциями «Мамыри» и «Славянский мир».
    • левого тоннеля от станции «Мамыри» до станции «Славянский мир».
  • Апрель 2020 года. Началось сооружение левого тоннеля от станции «Университет Дружбы Народов» до станции «Улица Генерала Тюленева». Проходка завершена в апреле 2021 года.
  • Май 2020 года. Стартовала проходка служебно-соединительной ветви между Большой кольцевой и Коммунарской линиями за станцией «Улица Новаторов».
  • Ноябрь 2020 года. Завершена проходка левого тоннеля между станциями «Мамыри» и «Славянский мир», а также служебно-соединительной ветви за станцией «Улица Новаторов».

2021

  • Январь 2021 года. Стартовало строительство правого тоннеля от станции «Мамыри» до станции «Бачуринская».
  • Февраль 2021 года. Началось строительство левого тоннеля между станциями «Мамыри» и «Бачуринская».
  • Апрель 2021 года. Завершена проходка правого тоннеля между станциями «Университет Дружбы Народов» и «Улица Генерала Тюленева».
  • 20 декабря 2021 года — стартовала проходка щитом «Марина» левого тоннеля от Вавиловской к «Академической», длина 2470 метров.

2022

  • 18 января 2022 года — начата проходка правого тоннеля щитом «Ольга» от «Вавиловской» к «Академической», длина 2450 метров.

Пересадки



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru © 2022
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!