Пургин, Валентин Петрович


Валентин Петрович Пургин (настоящие имя и фамилия — Владимир Голубенко; 1914—1940) — единственный за всю историю СССР мошенник, сумевший обманом добиться присвоения себе звания Героя Советского Союза.

Биография

Владимир Голубенко родился в 1914 году на Урале в рабочей семье.

Не закончив средней школы, в 1933 году он был впервые осуждён за кражу. В 1937 году вновь был арестован и осуждён за кражу, мошенничество и подлог. Вскоре после прибытия в Дмитровлаг в том же году бежал. В поезде похитил у случайного попутчика паспорт на имя Валентина Петровича Пургина.

С этим документом приехал в Свердловск, где поступил в Военно-транспортную академию и устроился корреспондентом в местную железнодорожную газету «Путёвка». Через некоторое время Голубенко-Пургин уехал в Москву, где использовал поддельные документы, в числе которых, помимо собственно паспорта, были также поддельные аттестат об окончании средней школы, характеристика с места учёбы, написанная в превосходных тонах, и рекомендательное письмо от начальника Свердловской Военно-транспортной академии.

В Москве Пургин устроился на работу в газету «Гудок», но вскоре познакомился с сотрудниками газеты «Комсомольская правда» Ильёй Аграновским и Донатом Могилевским, которые, в свою очередь познакомили его с временно исполняющим обязанности ответственного редактора Аркадием Полетаевым. Пургин вошёл к нему в доверие, после чего устроился на работу корреспондентом «Комсомольской правды» без положенной проверки. Он стал быстро делать карьеру — 17 марта 1939 года он уже стал заместителем начальника военного отдела редакции газеты. По воспоминаниям сотрудников издания, он создавал вокруг себя ореол таинственности, намекал на связь с НКВД, иногда появлялся на людях с орденом Красного Знамени, причём всегда отказывался рассказать, за что же он был награждён им. Как позже выяснило следствие, орден был им незаконно присвоен. В ходе следствия также выяснилось, что мать Пургина работала ночной уборщицей в здании Президиума Верховного Совета СССР. Убирая кабинет председателя ВС Михаила Калинина, она занималась хищением орденов и орденских книжек. Подделывая документы, Пургин нанимал гравёра. Через некоторое время его мать и гравёр были арестованы, но сам Пургин с тремя орденами сумел скрыться и был объявлен в розыск, поэтому он никогда не отправлял своих документов в вышестоящие инстанции.

В июле 1939 года Пургин был откомандирован на Дальний Восток, где в то время разгорелся конфликт между Японией и Монголией. Осенью того же года в редакцию «Комсомольской правды» пришло сообщение о том, что он находится в военном госпитале в Иркутске после сражения на реке Халхин-Гол. В редакцию Пургин вернулся уже награждённым орденом Ленина, правда, представление на награждение было написано от части, расквартированной в западных областях СССР. Как позже установило следствие, бланки, на которых были написаны представления на награждение и письмо о лечении в госпитале, были похищены Пургиным из штаба отдельной 39-й дивизии особого назначения, расквартированной в городе Гродно Белорусской ССР. 5 декабря 1939 года в «Комсомольской правде» был опубликован очерк В. Пургина «Мирная специальность» (про героя-тракториста Валентина Черепанова; якобы написан в сентябре 1939 года на Белорусском фонте). В конце 1939 года он стал кандидатом в члены ВКП(б), подделав два поручительства от якобы большевиков с большим партийным стажем.

Указ Президиума ВС СССР о присвоении звания Героя Советского Союза от 21.04.1940 года

С началом Советско-финской войны Пургин якобы отправился на фронт. Согласно Мурманской Книге Памяти, он имел звание младшего командира. В январе 1940 года в редакцию газеты пришло письмо о том, что он был направлен в Ленинград с секретным заданием, и в случае его длительного отсутствия считать временно убывшим на обучение. Возможно, Пургин на всякий случай готовил себе пути к исчезновению в случае разоблачения. На самом деле Пургин жил на квартире у своего приятеля, прогуливая в ресторанах командировочные. После окончания войны, когда её участников массово награждали, в том числе званиями Героев Советского Союза, Пургин решил попытаться получить и эту награду. В марте 1940 года он на бланках 39-й дивизии отослал в наградной отдел Наркомата ВМФ представление на награждение, вписав туда и ложные данные по якобы полученным им ордену Ленина и ордену Красной Звезды, и при попустительстве сотрудников отдела оно было пропущено на рассмотрение в Президиум Верховного Совета СССР. 21 апреля 1940 года Указ о присвоении Валентину Пургину звания Героя Советского Союза был подписан, а на следующий день опубликован в центральной печати. Сам же Пургин с женой, начинающей журналисткой «Комсомольской правды» Лидией Бокашовой, в это время находился на отдыхе в Сочи. Через месяц, 22 мая 1940 года в той же газете появился хвалебный очерк И. Аграновского о мнимых подвигах военкора Пургина.

23 мая 1940 года преступника опознали по фотографии, накануне опубликованной в очерке, и арестовали у Спасских ворот Кремля, куда он направлялся для вручения ему награды. 24 августа 1940 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила Валентина Петровича Пургина, он же Владимир Петрович Голубенко, 1914 года рождения, ранее дважды судимого, в 1937 году бежавшего из мест лишения свободы, к смертной казни через расстрел. 5 ноября 1940 года приговор был приведён в исполнение. Поскольку указ о присвоении Пургину-Голубенко звания Героя Советского Союза уже был подписан, то по представлению органов следствия он был отменён новым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1940 года.

История Пургина является уникальной в своём роде: ни до, ни после него никому не удалось обманом официально получить высшую государственную награду СССР.

По другой версии, Голубенко был лишь осуждён к длительному сроку лишения свободы, и дальнейшие следы его затерялись. Уже после предполагаемого расстрела Пургина, в годы Великой Отечественной войны имел место случай фабрикации немецкой разведкой вырезок из советских газет с указами о присвоении звания Героя Советского Союза и награждении орденами и медалями Петра Ивановича Таврина, на деле являвшегося немецким агентом-боевиком. Но в отличие от Пургина, который пошёл на подлог и фальсификацию в собственных интересах, в деле Таврина данная фабрикация была элементом легендирования для выполнения боевой задачи, поставленной перед ним немецким командованием. В 2009 году писатель Валерий Поволяев выпустил книгу «За год до Победы. Авантюрист из „Комсомолки“», в которой подробно описал историю Пургина-Голубенко.

Библиография

  • В. Пургин. Мирная специальность // Комсомольская правда : газета. — 1939. — 5 декабря (№ 278). — С. 3.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!