Крокодилы в Восточной Европе


Крокодилы в Восточной Европе — городская легенда, согласно которой на территории Белоруссии, а также западной части России (в частности, Новгородская, Псковская и Тверская области) и Прибалтики вплоть до конца XIX века жили крокодилы или же другие существа, внешне напоминающие крокодилов.

Австрийский дипломат, барон Сигизмунд фон Герберштейн, дважды — в 1517 и 1526 годах посещавший русские земли, в аналитическом обзоре «Записки о Московитских делах», где он подробно описал Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское, упоминал о Жемайтии следующее:

Эта область изобилует рощами и лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с чёрным и жирным телом, имеющих не более трёх пядей в длину и называемых гивоитами (Givuoites). В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено.

В 1589 году английский дипломат Джером Горсей в книге «Записки о России» написал, что во время одного из его визитов в Россию неподалёку от Варшавы он обнаружил на берегу реки труп крокодила, убитого спутниками путешественника, и при попытке его изучить серьёзно заболел:

Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мёртвый крокодил, crocodileserpent, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился.

.

В формуляре второй половины XIX века, в котором описывалось имущество одной из белорусских церквей, упоминается о скелете крокодила:

Как вскрыли мы погребок церковный, так увидели шкилеты, древние очень, потому что уже не желтые были, а белые-белые. Один шкилет как будто мужчины, только росту огромного, другой — некий звериный, яко крокодилец. Лежали рядышком, а меж ними много кралей рассыпано.

Согласно легенде, в Татарском болоте, располагавшемся в черте города Минска, обитали крупные ящерицы чёрного цвета, напоминавшие крокодилов. По размеру они значительно уступали африканским крокодилам, их длина достигала всего полуметра (ср. Тупорылый крокодил). Однако эти животные были довольно агрессивными. Во время часто случавшихся разливов Свислочи существа выползали из болота на улицы города и могли покусать людей. Последний минский «крокодил» был убит в 1885 году, после чего его чучело было помещено в кабинет директора одного из городских реальных училищ. Однако в годы Первой мировой и Гражданской войн оно бесследно исчезло. На картах Минска конца XVIII — начала XIX веков показано болото Староречица, располагавшееся к северо-западу от замчища. Второе его название — Татарское — было связано с компактным проживанием в этом районе крымских татар, предки которых были взяты в плен в ходе Клецкой битвы 6 августа 1506 года. Этот район Минска назывался Татарская Слобода, также встречались названия Татарский конец и Татарское предместье. На картах Минска 1898—1903 годов Татарское болото уже отсутствует. В настоящее время в этом районе расположен Дворец спорта.

В средневековых русскоязычных источниках неоднократно упоминаются крокодилы (слово встречается также в формах коркодил и кордил). Это слово следует понимать как обозначение некоего невиданного и страшного животного, похожего на дракона, которое ассоциировалось с нехристианским миром.

Например, в Первой Псковской летописи упоминается о нашествии крокодилов в Пскове в 1582 году:

В лета 7090… того же лета изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися царевич Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день.


Относительно упоминания в Новгородской летописи о «коркодилах» в Пскове существует версия, что это метафора, описывающая смерть сына Ивана Грозного Ивана, о которой упомянуто ниже, хотя с этим согласны не все.

Также есть предположение, что в реку Великую действительно попали завезенные на Русь крокодилы. Образованные русские были знакомы с этими животными по «Хронике» византийского монаха Георгия Амартола, которая уже в XI веке была переведена на старославянский язык, и описанию в книге «Хронограф» 1512 года, а также сведениям от путешественников в Египет, неизменно впечатлённых нильскими крокодилами. Подробно описал этих рептилий и купец Василий Позняков, посетивший страну в 1559 году в составе русского посольства. В 1582 году, к которому относится упоминание о нашествии крокодилов, в Египте побывал и дворцовый дьяк Трифон Коробейников. Упомянутые летописью крокодилы, вероятнее всего, сбежали от купца, который приобрёл их во время визита в одну из восточных стран, возможно, в Сирию. Стоит отметить, что в Сирии крокодилы также не водятся, однако их вполне могли держать знатные арабы, продавая для показа на ярмарках. Этим может объясняться единичность упоминания о подобном событии в летописи. Кроме того, поядоша означает покусать, а не съесть, что говорит о незначительности урона, причинённого крокодилами.

В «Повести о Словене и Русе», вошедшей в состав «Новгородского летописца» упоминается описание, согласно которому сын Словена Волхов обладал способностями оборотня и мог перевоплощаться в «коркодила»:

Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищрениями и мечты творя и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодела, и залегаше в той реце Волхове водный путь и непокланяющихся ему овых пожираше, овых извергая потопляше; сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицаху и Грома его, или Перуна, нарекоша.

«Коркодил» упоминается и после смерти Волхова:

со многим плачем от невеглас ту погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним вельми высоку, яко есть поганым. И по трех днех окаянного того тризнища просядеся земля и пожре мерзкое тело коркоделово, и могила его просыпася над ним купно во дно адово, иже и доныне, якоже поведают, знак ямы твоя стоит не наполняяся.

. Данная легенла толкуется А. Левшиным как метафорическое представление жестоких разбоев, совершавшихся князем.

Известно, что на территории современных Новгородской и Псковской областей у язычников был культ ящера, отмеченный Борисом Рыбаковым. По легенде, до создания в Великом Новгороде святилища Перуна в 983 году, на его месте находилось святилище некоего «коркодила». С обитавшими в этих и других местах рептилиями археолог и исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков связывал названия озера Ящино, деревни и реки Ящера, деревень Большая и Малая Ящера, села Спас-Коркодино и других.

26 июня 1889 г. крестьяне деревень Чеболакша и Лукин Наволок Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (ныне — Кондопожский район Республики Карелия) наблюдали в Чеболакшинской губе Онежского озера зверя, похожего на крокодила (один из крестьян видел такого же зверя в книге про Африку).

Крокодилы не могут жить на территории России, так как они не способны переносить холодные зимы, температура для их жизнедеятельности должна превышать +11 °C. При температуре ниже +20 °C многие крокодилы лежат неподвижно. Для нормального развития крокодильих яиц необходимо, чтобы в течение 90—100 дней температура держалась на уровне +25 °C, что невозможно на территории Восточной Европы. По данным герпетолога М. Б. Ефимова, последние крокодилы исчезли с территории России примерно 15 миллионов лет назад.




Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!