Франк-Каменецкий, Израиль Григорьевич


Израиль Григорьевич (Исроэл-Хона Гершонович) Франк-Каменецкий (31 января 1880, Вильна, Российская империя — 4 июня 1937, Ленинград, СССР) — русский филолог, египтолог и библеист.

Биография и профессиональная деятельность

Родился в Вильне, в семье Гершона Мойше-Довидовича Франк-Каменецкого (1839 или 1841—1915) и Темы Хацкелевны Лурия (1842—?), родом из Ошмян. Учился в Киевском университете. С 1919 профессор Иркутского, Московского и Ленинградского университетов. В 1920-х — 1930-х годах сотрудничал с Николаем Марром и Ольгой Фрейденберг, печатался в «Яфетических сборниках», в коллективном сборнике «Тристан и Исольда» (1932). Был избран пред. Московского отделения бюро объединения египтологов при Всероссийской науч. асс. востоковедения. Доктор филологических наук (1934).

Семья

Младший брат офтальмолога Захария Григорьевича (Гершоновича) Франк-Каменецкого (1874—1951) — заведующего кафедрами гистологии (1931—1935) и офтальмологии (с 1935 года) Иркутского медицинского института, а также доктора химических наук Альберта Григорьевича (Абеля Гершоновича) Франк-Каменецкого (1875—1935) — заведующего химико-бактериологической лабораторией Общества врачей Восточной Сибири (1915—1917), профессора (с 1920 года) и заведующего кафедрой технической аналитической химии педагогического факультета Иркутского государственного университета.

Племянники — физик Давид Альбертович Франк-Каменецкий; минеролог Виктор Альбертович Франк-Каменецкий; Георгий Хаимович Франк-Каменецкий (1918—?), учёный в области механики и машиностроения, автор монографии «Расчёт гладких и оребренных кольцевых элементов конструкций» (1982).

Научные интересы

Разрабатывал подходы к исследованию системы архаических символов и метафор в духе Э. Кассирера. Прежде всего Франк-Каменецкого интересовал здесь переход, точнее — перелом, от архаики к историческому времени, отсюда его интерес к эпохе пророков и раннему христианству, параллельный направлению работы Макса Вебера и предвосхищающий идеи «осевого времени» у Карла Ясперса.

Избранные труды

  • Памятники египетской религии в Фиванский период. Т. 1—2. — М., 1917—1918.
  • Как научились читать египетские письмена. — М.: Всерос. научн. ассоциация востоковедения при Нар. ком. по делам национальностей, 1922.
  • Пророки-чудотворцы. О местном происхождении мифа о Христе. — Л., 1925.
  • Макрокосм и микрокосм в иудейской и индийской мифологии. — М.-Л., 1935.
  • К вопросу о развитии поэтической метафоры// От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. — М.: УРСС, 2001.
  • Итоги коллективной работы над сюжетом Тристана и Исольды// Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания: Антология. — М.: Academia, 2001. — С. 340—354.
  • Колесница Иеговы: Труды по библейской мифологии. — М.: Лабиринт, 2004. — 320 с.
  • Отголоски представления о Матери-Земле в библейской поэзии
  • Женщина-город в библейской эсхатологии
  • К генезису легенды о Ромео и Юлии // Русский текст: Российско-американский журнал по русской филологии. СПб. — Lawrence — Durham. № 2. 1994. С. 158-177; № 3. 1995. С. 167-205; № 4. 1996. С. 178-201.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!