Манкурт (фильм)


Манкурт (туркм. Mankurt; тур. Gün Uzar Yüzyil Olur Mankurty) — художественный фильм 1990 года совместного производства Туркменской ССР, Турции и Ливии. По мотивам романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день».

Сюжет

Жоламан — молодой житель мирного аула — захвачен в плен воинственными кочевниками-жуаньжуанами и в результате жестокой пытки лишён памяти. Превратившись в раба-манкурта, преданного лишь своему новому хозяину, Жоламан не узнаёт разыскавшую его мать. Попытки матери пробудить память сына оказываются напрасными, и Жоламан по наущению жуаньжуаней убивает незнакомую женщину.

В ролях

О фильме

Режиссёр фильма Ходжакули Нарлиев задумал снять фильм по легенде из романа Айтматова ещё в 1980 году (когда сам роман ещё не был опубликован), однако последовал запрет Госкино (утверждается, что тогдашний руководитель Госкомитета при этом сказал: «Нарлиев всю жизнь в своих фильмах показывает несчастную женщину, Айтматов — то же в романах; если они объединятся, женщина Востока будет вдвойне несчастной»). Разрешение на съёмки было получено только через семь лет после обращения к первому секретарю ЦК КП Туркменской ССР Сапармурату Ниязову.

Фильм снят совместно с турецкой компанией «Туграфильм» при участии ливийского Народного комитета по кинематографии, при этом съёмки проводились в Туркмении, Анталии (сцена разговора матери с сыном-манкуртом) и Ливии. Роль Жоламана исполнил турецкий актёр Тарык Тарджан, которому, по словам Нарлиева, настолько понравился сценарий, что он согласился на гораздо меньший, чем обычно, гонорар. Роль матери сыграла туркменская актриса Майя Аймедова.

В независимой Туркмении в годы президентства Сапармурата Ниязова картина была запрещена.

Отзывы

«Картина представляет собой весьма характерную попытку интерпретации айтматовской легенды как мифа об Идеальном Прошлом, явившем совершенное состояние традиционного социума. Новелла о манкурте, интерпретированная в романе как трагическая метафора современного состояния сознания, здесь избавлена от каких бы то ни было современных аллюзий. Конфликт, перенесённый в легендарное прошлое, приобретает совершенно абстрактный характер столкновения абсолютного добра и абсолютного зла: мудрости, нежности и любви, лежащих в основе жизни того кочевого племени, к которому принадлежал манкурт до своего пленения, и насилия, доходящего до беспредела в деяниях жестоких врагов-варваров, несущих гибель и разрушение».



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!