Две чёрные бутылки


«Две черные бутылки» (англ. Two Black Bottles) — короткий рассказ американского писателя Говарда Филипса Лавкрафта и Уилфреда Бланча Толмэна, написанный в октябре 1926 года. Впервые был издан выпуске журнала «Weird Tales» за август 1927 года.

Сюжет

Хоффман Вандерхооф приезжает в деревню Даальберген (англ. Daalbergen), в горах Рамапо (англ. Ramapo), по делу о наследстве дяди Йоханнеса. Местные жители обвиняют его дядю в связи с нечистым. Бакалейщик Хейнс обвиняет во всем пономаря Абеля Фостера. Сэм Прайор видел, как Фостер разговаривал с мертвецами в могилах и те ему отвечали.

Фостер прибыл в деревню десять лет назад и после грянули беды: рудник закрылся, люди стали уезжать. Тогда же Йоханес начал проповедовать молитвы на неизвестном языке, в которых он упоминал «царство незримых духов из далекого прошлого» и ночных кровопийц, и гулей (англ. Night-haunting ghouls). Йоханнес проводил проповеди, будто находясь во власти высшей силы, руководящей им. Прихожане перестали ходить в церковь, но Йоханнес продолжал свои проповеди в одиночестве, не замечая отсутствия людей. По ночам в окнах церкви мерцали странные огни. Фостер говорил на неизвестном языке; он заботился о Йоханессе, а затем похоронил его, после чего, радостный, появился в городе. Горожане посчитали, что Фостер заставил Йоханнеса продать душу.

Хоффман, невзирая на предостережения, отправляется ночью через гнилостное болото к старой церкви. Когда взошла полная Луна, он добрался через топь до здания церкви, которое окружают могильные камни. Внутри Хоффман обнаруживает библиотеку и лабораторию, где спит пьяный Фостер. Тот вскакивает и от испуга кричит, ожидая, что за ним явился восставший из могилы Йоханнес. Фостер изучал чёрную магию и «нездешнее знание» из книг Пастора Слотта, первого настоятеля церкви. Он насылал проклятья на горожан и подчинил волю Йоханнеса, заключив его душу в бутылку. Теперь, без души, он не может попасть ни на небеса ни в ад. Между мужчинами вспыхивает борьба, в ходе которой разбивается стоящая на столе бутылка, где была душа Фостера, заключённая туда 200 лет назад. Фостер кричит и сморщивается, а его плоть чернеет, обращаясь в жёлтую пыль.

Бутылка в руке стала горячей и источала слабое фосфоресцирующее сияние. Раздался шорох осыпающейся земли. Луна уже стояла высоко в небе. Крест на могиле Вандерхоофа упал наземь. Раздался жуткий рев. На фоне озаренной лунным светом стены церкви появилась гигантская чёрная тень, которая вылезла из могилы Йоханнеса и медленной, неверной поступью волочилась ко входу в здание.

На утро могила Йоханесса оказалась пустой. По слухам, с той поры в полнолуние по кладбищу бродит гигантская фигура, с бутылкой в руке и что-то ищет.

Персонажи

Хоффман Вандерхооф (англ. Hoffman Vanderhoof) — рассказчик.

Домини Йоханнес Вандерхооф (англ. Dominie Johannes Vanderhoof) — пастор, дядя Хоффмана, высокий и внушительный человек со слабым сердцем. Попал под темное влияние Фостера, который манипулировал им на проповедях и пугал людей. Несмотря на усилия местных, они не могли позволить себе заменить его, поэтому Йоханнес продолжал проповедовать в пустом зале.

Абель Фостер (англ. Abel Foster) — пастор, согбенный и сморщенный своим невероятным возрастом. Раз в неделю закупал провизию в деревне. Ни с кем не разговаривал, бросал злые взгляды, стучал палкой по неровной мостовой. Нашел и прочитал коллекцию оккультных материалов Домини Слотта. Фостер насылал проклятия на город и говорил на неизвестном языке.

Второстепенные персонажи

  • Домини Гиллиам Слотт (англ. Dominie Guilliam Slott) — первый пастор церкви, занявший эту должность в 1701 году, несмотря на это, занимался оккультизмом.
  • Марк Хейнс (англ. Mark Haines) — бакалейщик в Даальбергене, который знал все местные слухи и распространял их. Написал письмо Хоффману о наследстве.
  • Чёрная тень (англ. Black shadow) — гигантский силуэт жуткой черной тени, отвратительно дергаясь, поднимающейся из могилы.

Вдохновение

Получив от Уилфреда Бланша краткий обзор и черновик, Лавкрафт внес некоторые изменения в структуру повествования, в том числе, подачу событий только от первого лица; добавил фрагменты с диалектизмами и частично переписал диалоги с целью придания языковыми средствами произведению плавности и завершенности. Необычным для Лавкрафта является то, что христианский Бог упоминается в тексте рассказа, — что делает этот рассказ одним из немногих среди «Лавкрафтовских ужасов», что включает в себя Иудеохристианские концепции религии. Ветхий Завет упоминается в рассказах «Картина в доме», «Ужас в Ред Хуке» «Грёзы в ведьмовском доме» и романе «Случай Чарльза Декстера Варда».

Даальберген — предположительно, голландское сообщество, рядом с горами Апалачи, особенно учитывая использование имен Хоффман и Домини. Рассказ локализуется в отчужденной глубинке, столь характерной для произведений Лавкрафта,

Существует настоящая городская легенда про шахтерский город, в котором иссякла железная жила из-за проклятия Фостера. Лавкрафт часто использует городские легенды двух разных городов и на их основе создает новый вымышленный город. В рассказе «Неименуемое» упоминается легенда Аркхема про пастора, которого, вместе с прихожанами в церкви, убило невидимое существо.

описывающих воображаемую сельскую местность Новой Англии, — известную как «Страна Лавкрафта».

Связь с другими произведениями

В рассказе «Алхимик» колдун при помощи философского камня и эликсира молодости прожил 400 лет.

В рассказе «Страшный старик» старик заключал души в бутылки и говорил с ними.

В рассказе «Ужас в Ред Хуке» ведьма умерла, когда был разбит ее алтарь.

В рассказе «Пёс» некромант воскрес, когда гробокопатели вернули в его могилу амулет.

В рассказе «Загадочный дом на туманном утёсе» старик говорил с бутылками, а также упоминаются летающие черные тени.

В рассказе «Ужас Данвича» описано поверье, согласно которому козоди ловят душу после смерти.



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!