Скобеев, Валерий Николаевич


Валерий Николаевич Скобеев (22 ноября 1938, Измайловка, Барышский район, Ульяновская область, РСФСР, СССР — 29 июля 2022, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация) — советский и российский художник. Заслуженный художник Российской Федерации (2008). Народный художник Татарской АССР (1986), заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1980). Лауреат Премии комсомола Татарии имени Мусы Джалиля (1976).

Биография

Валерий Николаевич Скобеев родился 22 ноября 1938 года в посёлке Измайловка Барышского района Ульяновской области. С детства имел инвалидность, передвигался на костылях.

В 1957 году вместе с семьёй переехал в Казань. В 1960 году поступил в Казанское художественное училище, которое окончил в 1964 году. В 1964—1970 годах учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где специализировался на отделении станковой живописи по курсу мастерской Е. Е. Моисеенко, защитив с оценкой «отлично» дипломную работу «Сельская новь» с присвоением квалификации художника-живописца и педагога. Вернувшись в Казань, в 1970—1983 годах работал в Татарском художественном фонде. Член Союза художников СССР и РСФСР с 1974 года. В 1983 году стал членом правления Союза художников ТАССР. В 1980—х годах занимал пост заместителя председателя правления Союза по культурной и шефской работе, затем был членом Выставочного комитета Республики Татарстан.

С 1970 года неоднократно принимал участие в республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных, межрегиональных, передвижных, международных выставках. В 1998 и 2018 годах в Казани также прошли персональные выставки Скобеева вместе с сыном. Произведения находятся в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Центрального музея МВД России, Самарского областного художественного музея, Чувашского государственного художественного музея, Альметьевской картинной галереи, Лениногорского музея нефти, Национального культурного центра «Казань», в различных частных коллекциях, как в России, так и за рубежом. В 2018 году отметил 80-летний юбилей.

Валерий Николаевич Скобеев скончался 29 июля 2022 года в Казани в возрасте 83 лет. Прощание прошло у Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, похоронен был Скобеев на кладбище Юдино, рядом с женой.

Очерк творчества

Войдя в искусство в 1960—1970-х годах, Скобеев внёс серьёзный вклад в развитие исторической живописи Татарстана, показал себя одним из ведущих живописцев республики в области сюжетно-тематической картины. Следуя жанру советского реализма, он и во времена соцреализма следовал своему неповторимому индивидуальному стилю. В процессе поиска новых путей для живописания революционной темы одной из первых работ у Скобеева после его возвращения в Казань из Ленинграда стала картина «Маёвка» (1971), которая, однако, оказалась несколько неудачной. В частности, по отзывам критики выразительность полотна была нарушена слишком жёсткой живописной формой, схематизмом и условностью как всей композиции, так и отдельных образов участников маёвки, тревожных напряжённых, сбившихся в тесный кружок.

Первой значительной работой Скобеева стала картина «Дорога» (1972), которая своей романтической приподнятостью, метафоричностью образов, ощущением ликующей радости и счастья жизни сразу привлекла внимание зрителя. Как итог поисков романтического возвышенного идеала на полотне дано наполненное символизмом изображение молодой семьи в пути. Пара идёт широким шагом по дороге, под их ногами стелется розоватого цвет пыль. Жена несёт в руках молодой саженец дерева, так же бережно, как муж держит их маленького сына. При том, что такой сюжет не нов, достоинства полотна, по оценкам критиков, заключаются в выразительной пластической и психологической трактовке образов, в мажорном цветовом настрое. Под влиянием К. С. Петрова-Водкина, Скобеев с крутого поворота дороги живописует всю Землю с её деревнями, фермами, пастбищами, нивами, серебристыми реками и золотистыми далями как обобщённый образ прекрасного мира, разумно организованного и облагороженного трудом.

В лучших работах Скобеева видно романтическое начало, стремление к утверждению идеала, гармонии между человеком и окружающим миром, что сочетается с символико-аллегорическими путями раскрытия таких образов. Ещё более ярким его полотном стала работа «Комсомольская молодёжная» (1972), написанная в составе творческой группы «Нефть Татарии». Материал для картины был подчерпнут художником в нефтяных районах республики, весь первый план произведения занимают освещённые солнцем нефтяники. Уйдя от конкретности пейзажа, типажей и портретов своих героев, он романтически обобщил индустриальный мир с его яркими красками стали, бетона, спецовок и касок, дав образ современного рабочего класса в лице весёлых и энергичных, сплочённых в дружную бригаду парней. Как и его молодые современники, Скобеев вообще мало сравнительно уделял внимания пейзажу, однако фон в его работах играет важную роль.

Как упорный и увлечённый художник Скобеев показал себя мастером картины исторической и военно-патриотической тематики, о труде, строительстве, жизни рабочего класса, комсомоле и молодёжи. Новым его достижением в производственной теме стала работа «Чайки над Камой» (1974), с большим успехом экспонировавшаяся на зональной, республиканской и всесоюзной выставках. Красивые белогрудые чайки, летящие над рекой, тут соседствуют с юными монтажниками КамАЗа, поднятыми высоко над землёй грандиозной новостройкой, и вся атмосфера картины наполнена музыкой линий, цвета. По оценкам критики, эта работа — не документальный репортаж со строительной площадки, а песня о смелых людях, достигших неба, о молодых героях нового мира, о высоком парении человеческой мечты, настоящая изобразительная поэма о красоте труда, радости созидания и счастье жизни, достойная пера Э. Хемингуэя. Мирный повседневный труд, поднятый до уровня исторического события, нашёл своё воплощение и в работе «Хлеб» (1985), где две фигуры, занятые первозданным трудом — сбором хлеба, вырастают до образов библейских Адама и Евы, перекликаясь с классическим искусством.

Строительная, камазовская тема вообще стала для Скобеева определяющей в течение ряда лет, тут особенно ярко раскрылся интерес художника к символико-аллегорическим образам. Небольшая картина «Стройбат» (1975) оказалась удивительно ёмкой как по гамме лёгких, светлых тонов, так и художественному решению, насыщенному задором и юмором — образы молодых солдат, строящих школу, тут перекликаются с забавными мальчишками, которые также заняты строительством, только игрушечным. Полотно «Студенческая песня» (1979) дышит живым дыханием камазовской стройки. Изображённая там группа молодых строителей, дружно шагающих с лопатами за плечами, как будто увлекает зрителя за собой — своей динамикой, эмоциональностью, естественностью и искренностью образов. Работа «Металлурги КамАЗа» (1979) выполнено в другом ключе, в более строгом и суровом стиле. Холст насыщен горячими тонами, герои погружены в напряжённый труд, их позы красноречивы и динамичны, но и тут Скобеев добился естественности момента, весомости, плотности изображения.

Приподнятостью образов, монументальностью композиции отличаются картины Скобеева на военную тему — «Дороги войны» (1970), «Зоя» (1971), «У памятника М. Джалилю» (1973), триптих «Русское поле» («Прощание», «Июнь 1941 года», «Эвакуация», 1980), «Эхо солдатской славы» (1980), «Эхо прошедшей войны» (1985). Близкими к этим полотнам являются работы революционной, например, «Совет у В. И. Ленина» (1977), «Протест казанских студентов с участием В. Ульянова» (1981), «Рождённая революцией» (1983). Вслед за Х. А. Якуповым, начиная с 1950—1960-х годов многие татарстанские художники стали обращаться к образу поэта-героя М. Джалиля, его подвигу в нацистских застенках — свой вклад в эту тему внёс и Скобеев. Общественным признанием идейно-воспитательного значения живописи на историческую и современную тему стало присуждение Скобееву в 1976 году Премии комсомола Татарии имени М. Джалиля, в том числе за работы, посвящённые поэту-герою.

Картина «Джалиль» (1975) даёт особенно выразительное, эмоциональное и при этом обощённое решение образа поэта. Историческое решение полотна предельно конкретно — герой изображён за колючей проволокой лагеря для военнопленных, под серым небом, каким, как кажется, оно было в июне 1942 года на болотах под Волховом, где раненый Джалиль был взят в плен. При этом работа лишена каких бы то ни было бытовых подробностей, а имеющиеся детали имеют символический, а не описательный характер. Так, жест поэта воспринимается скорее как символ боли, а не признак ранения; скрученная проволока — это символ неволи, а не реальная ограда; а залетевшая птица — парафраз стихотворения Джалиля «Пташка», созданного им в плену. Так художник раскрывает внутреннюю возвышенность своего героя, чему способствует и прозрачность палитры, холодновато-серебристая красочная гамма, строгая цветовая собранность полотна, которая соответствует образу кристальной, родниковой чистоты души.

Поэтической атмосферой наполнен и «Лирический портрет М. Джалиля» (1981). В центре картины – молодой и полный силы Джалиль, чей талант буквально расплескался по всему холсту — он в ярком майском празднике, в архитектуре Болгар, вдохновившей поэта на создание оперы «Алтынчеч», в весеннем ветре, плывущем над Казанью. Рядом с Джалилем изображена и его маленькая дочь Чулпан. Стремление отобразить духовный мир поэта получило своё развитие в многослойной структуре картины, внушающей зрителю протяжённость и непрерывность восприятия, вдобавок к наклону, создающему чувство головокружения, ощущение реальной среды, подвижной и текучей. Страницы произведений Джалиля и цветы, мысленно возносимые к подножию его памяти, воплощают судьбу поэта, тогда как обобщение разновременных событий служит олицетворением поэзии, родной ему стихии, чему вторит динамизм и гибкость композиции.

При этом, по оценкам критики, творчество Скобеева нельзя назвать ровным, ему порой изменял вкус, некоторым его работам свойственная мелочная бытовая описательность, или же салонная красивость и абстрактный идеализм, как, например, на полотне «Формовщицы. Стержневой цех КамАЗа» (1979). Начав с поэтичных, приподнятых над обыденностью работ, воплощающих национальные идеалы и мечты народов, в дальнейшем его картины приобрели некоторую слащавость, пасторальность, аппелирующую к мещанской сентиментальности. Однако, в дальнейшем в творчестве художника полностью восторжествовала тенденция раскрытия в изобразительском искусстве правды и поэзии реальной жизни, проникновенного лиризма, любви к человеку, чему примером служит работа «У озера» (1979—1980). В числе других значительных произведений историко-бытового жанра критикой выделяются такие картины, как «Уголок мастерской художника» (1970), «Детство» (1978), «Надежды хлебороба» (1982), «У озера» (1983), «Хлеб» (1985), «Семья» (1985), «Предчувствие» (1990), «Журавли возвращаются» (1992), «В созвездии Орфея» (2001).

Интерес представляет «Портрет мастера плавильного цеха КамАЗа В. Алексеенкова» (1979), в котором художник продемонстрировал своё умение точно отобразить черты своего современника, молодого рабочего — его интеллектуальность, внутреннее достоинство и некоторую импозантность, наравне с продуманной композицей, чёткостью рисунка, свежестью мироощущения. Портрет вообще занимает большое место в творчестве художника, он близок к тематической картине своей философской глубиной и метафоричностью. Особенно выделяется значительный цикл портретов российских и татарстанских поэтов, писателей, музыкантов, общественных деятелей. Среди них — «Портрет артиста Ф. Халитова» (1972), «Тукай. Начало века» (1986), «Рождение оперы „Алтынчеч“» (1986, 2005), «Сергей Есенин, последний поэт деревни» (1995), «Ренат Харис. Страницы поэзии» (1998), «Звезда Владимира Высоцкого» (1990—1997, 2003), «Портрет Николая Рубцова» (2006), «Портрет Г. Тукая» (2007), «А. И. Куприн. Страницы жизни» (2008), «Война и мир в музыке Н. Жиганова» (2008), «Фатых Карим. Последнее письмо с фронта» (2009), «Г. Тукай» (2009), монументальная серия «Золотой век музыки Татарстана», посвященная памяти С. Сайдашева, Ф. Яруллина, Р. Яхина (2009).

Также Скобеев является автором лирических пейзажей («Весна», 1982), натюрмортов, графических произведений в стиле монотипии и карандашного рисунка (серия «Кузнецы», 2008), произведений в жанре обнаженной натуры («Натурщица», «Модель» — 1968). Сам он в числе любимых художников отмечал П. Сезанна, А. Модильяни, Е. Е. Моисеенко. До последних дней Скобеев активно и ярко выражал свою точку зрения на вопросы искусства, своим оружием и критерием изображения считал то, что искусство должно нести красоту и добро. Также он коллекционировал книги по искусству, играл на домре и мандолине.

Награды

  • Почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации» (2008 год) — за заслуги в области изобразительного искусства. Вручено заместителем премьер-министра Республики Татарстан — министром культуры З. Р. Валеевой на XIV съезде Союза художников РТ в Национальном культурном центре «Казань».
  • Почётное звание «Народный художник Татарской АССР» (1986 год).
  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Татарской АССР» (1980 год).
  • Премия комсомола Татарии имени Мусы Джалиля (1976 год) — за работы «Комсомольская молодёжная», «Чайки над Камой», «Джалиль», «Дорога», «Сельская жизнь», «У памятника Джалилю».
  • Почётная грамота Президиума Верховного Совета ТАССР (1988 год).
  • Благодарность Президента Республики Татарстан (2014 год) — за многолетнюю плодотворную творческую деятельность, большой вклад в развитие изобразительного искусства.

Личная жизнь

Жена: Нина Леонидовна (1941—2012). Сын — Виталий (р. 1968), художник, выпускник Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина (1987), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2019). Внук — Александр (р. 1992), художник, выпускник КХУ имени Фешина (2012).



Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Информационный некоммерческий ресурс fccland.ru ©
При цитировании информации ссылка на сайт обязательна.
Копирование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО!